Образование останется бесплатным. В рамках стандарта.
Это не оговорка и не тавтология. Просто образовательные учреждения любого уровня – дошкольные, средние общеобразовательные, вузы и институты оценивают работу в конце учебного года, когда проходит выпуск их учеников, и в конце календарного года. Такая позиция удобна: с одной стороны, директора школ или ректоры вузов вроде бы отчитываются о проделанной работе в начале лета, а с другой – ожидание от них результатов можно перенести на конец декабря.
Сейчас мы приближаемся к первому, весенне-летнему этапу итоговой аттестации образовательной системы. Выпускники школ готовятся к Единому государственному экзамену, студенты вузов к защите дипломов и получению степени «бакалавр» или «магистр». Что же ждет наше образование дальше? Каковы перспективы его развития?
В этом году на развитие системы общего образования в России было выделено огромное количество средств – 60 миллиардов рублей. Это в три раза больше, чем в 2011 году. Чтобы грамотно израсходовать эти деньги, в каждом регионе была разработана программа модернизации системы образования, затрагивающая проблемы каждого детского сада, каждой школы и каждого учреждения начального и высшего профессионального образования. Сейчас эти программы реализовываются.
Что еще было сделано в 2011/2012 учебных годах? Зарплата педагогов наконец-то стала приравниваться к средней по экономике в регионе, а в Москве она даже оказалась существенно выше. Но, тем не менее, власти города обещают и дальше индексировать зарплаты учителей. С 1 сентября она вновь будет повышена и выведена на среднюю по экономике на тот период.
Всероссийское педагогическое собрание, в которое входят сотни российских учителей, собрало наказы педагогов будущему президенту и кабинету министров. Этих наказов больше 150 тысяч. В них предлагает как можно быстрее принять закон, по которому средняя зарплата по экономике приравнивалась бы к одной педагогической ставке. Пока же мы часто имеет ситуацию, что учитель получает примерно столько же, сколько, например, строитель или работник промышленного предприятия. Но ему для этого надо трудиться на полторы-две ставки. Происходит «система выжимания пота». В этом году многие школы собираются переходить на работу по программе «полного дня»: утром обычные общеобразовательные предметы, после обеда – дополнительные развивающие занятия. И тут вполне возможно применить эту новую схему расчета зарплаты. В первой половине дня преподаватель ведет уроки, и за это ему начисляются деньги. Во второй половине – ездит с учениками на экскурсии, организует творческие выступления детей и подростков, занимается с ними дополнительными развивающими программами. И за это тоже получает достойную зарплату. Мне кажется, соединение учебной и неучебной нагрузок учителя в итоге позволило бы педагогическому коллективу платить педагогу достойные деньги.
Еще один наказ педсобрания – строительство жилья для учителей. Этот может быть и возведение регионами домов, в которых будут жить только педагоги. И предоставление им льготных кредитов на приобретение готового жилья. И система выдачи педагогам «первого взноса» на приобретение ипотечной квартиры.
Мне хочется успокоить родителей школьников, которых волнует, не станут ли в ближайшее время образовательные услуги «сплошь и рядом платными». Все, что будет вписано в новый единый образовательный стандарт, останется бесплатным. И этот новый стандарт не станет существенно отличаться от существующего сейчас. А вот те дисциплины, которые в него не войдут, действительно могут оказаться платными. Например, третий иностранный язык. Мы предлагаем Министерству образования и науки России, чтобы искоренить репетиторство, доплачивать деньги тем учителям, которые станут углубленно готовить школьников к выпускным экзаменам. Так что, пока в России среднее образование останется бесплатным. В рамках стандарта.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции