Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Антагонисты или союзники: какова роль Русской православной церкви в искусстве

Общество
Антагонисты или союзники: какова роль Русской православной церкви в искусстве
1966 год. Кадр из фильма «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Актер Анатолий Солоницын в роли иконописца. Экранный образ выдающегося мастера русской иконописи был полон противоречий и внутренней борьбы между Рублевым-художником и Рублевым-иноком / Кадр из фильма «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского
В эфире студии сетевого вещания «Вечерней Москвы» состоялся круглый стол, в рамках которого эксперты обсудили роль Русской православной церкви в искусстве.

Ведущий круглого стола — помощник председателя Издательского совета РПЦ, доктор исторических наук, лауреат Патриаршей литературной премии Дмитрий Володихин — просил участников высказать свое мнение насчет возможности и допустимости целенаправленного заказа со стороны Церкви на художественные произведения.

— Сегодня мы прекрасно знаем, что фильмы должны соответствовать законам рынка, то есть приносить коммерческую прибыль. Допустимо ли, если Церковь вдруг пойдет наперекор тенденциям и предложит снять что-то свое? — задал он вопрос участникам.

По мнению писателя и публициста Анастасии Черновой, наличие заказа стимулирует творчество, тем более что есть много тем, а писатели или кинематографисты могут раскрыть явления социальной сферы с точки зрения традиционных евангельских ценностей.

Писатель, лауреат литературных премий Василий Дворцов немного поспорил, сказав, что ничего на заказ не писал.

— Написание книги на тему православия или Церкви — сложное дело. Писателю нужно пройти тут между Сциллой и Харибдой — морализаторством и чисто религиозным страхом Божиим. Поскольку это нелегко и далеко не каждому под силу, можно сказать, что такие произведения являются штучными. Кроме этого, реалии современности таковы, что в «продвижение» книги нужно вкладываться даже больше, чем в ее написание, — отметил Василий Дворцов.

Поделился своим писательским опытом и писатель, куратор «Общества русской сказки» Владислав Бахревский.

— Так получилось, что те мои книги, которые я полагаю лучшими, написаны именно по заказу. Например, книга о морозовской стачке или роман о Богдане Хмельницком. Или о Савве Сторожевском. Возможно, не будь заказа от издательства, у меня могло бы и не хватить писательской смелости для каких-то тем, — поделился Владислав Бахревский.

Еще один участник круглого стола — москвовед, член Союза писателей России, вице-президент фонда «Историческое наследие русских географических открытий» Юрий Московский напомнил, что именно по заказу были созданы многие шедевры, в том числе и церковного искусства.

— Храмовый ансамбль Московского Кремля был построен по заказу князей. Выдающиеся иконописцы старины, такие как Феофан Грек, Андрей Рублев, часто работали именно по заказам, — сказал Юрий Московский.

Он также поднял тему рыночного успеха произведений о Церкви и православии.

— Часто господствует мнение, что такого рода произведения не рыночные. Если мы снимаем фильм об Александре Невском или Федоре Ушакове, мы должны помнить, что это фильмы именно о святых. Вместе с тем все мы живем в мире христианской культуры, носим христианские имена, так что это и часть нашего мира, и в том числе часть рынка, — сказал Юрий Московский.

— Представим себе следующую ситуацию: Церковь выделяет финансовый грант на съемку определенного фильма. Допустимо ли это? — обратился к участникам Дмитрий Володихин.

Василий Дворцов ответил утвердительно.

— Тут нет никаких препятствий: не хочешь — не снимай. Вспомним, что ведь и во времена СССР, когда был жесткий контроль со стороны государства за сферой кинематографа и многие фильмы снимались именно по заказу, были выпущены на экран картины, которые сегодня мы признаем шедеврами. Кроме художественных достоинств, они приносили прибыль в карман государства. А с начала 90-х годов прошлого века, так называемой свободы, качество фильмов заметно упало, как и их коммерческий успех. Чуть ли не 90 процентов отечественных фильмов убыточны. Это, как мне кажется, происходит, во-первых, по причине густопсовой антисоветчины, во-вторых, из-за «голозадости», чернухи. Критики говорили, что рынок как раз этого и требует. Оказалось, что наоборот. Коммерческий успех могут иметь, а часто и имеют далеко не только «голозадые» сюжеты, — заметил Василий Дворцов.

Поскольку разговор зашел о коммерческом успехе художественных произведений, ведущий круглого стола Дмитрий Володихин еще раз обратился к участникам с вопросом.

— Так все-таки Церковь и ее каноны — это кандалы на искусстве или нет?

— Не кандалы, но тропинка, по которой можно пройти и не оступиться, — ответил Владислав Бахревский.

— Я не чувствую, что у меня есть какие-то ограничения, — сказала публицист Анастасия Чернова. — Я пишу то, что вижу, так, как я чувствую.

Тема строгости канонов взволновала писателей.

— Тормоз и кандалы в другом — в копиистике. Когда сегодня пробуют писать иконы «под Рублева» или «под Дионисия». Копиистика — вот настоящий тормоз. Тем более что иконы должны гармонировать с архитектурой храма, где они помещены. А это получается далеко не всегда. Художественный вкус и чувство меры подводят архитекторов и художников. Многие идут не по духу, а по эстетике, — сказал Василий Дворцов.

Подводя итог дискуссии, все участники круглого стола согласились, что церковная тема нуждается в разнообразном отражении в кинематографе, литературе, других жанрах искусства. При этом стоит помнить, что даже выдающиеся произведения могут быть совершенно неизвестны без их продвижения.

Так что и рекламе стоит уделять определенное внимание — в том смысле, насколько это может быть полезно популяризации соответствующих книг, картин, фильмов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Патриарх Московский и всея Руси: 

— Искусство может исцелять, примирять или наносить боль, причем когда идет речь об оскорблении религиозных чувств, глубочайшую боль миллионам людей. Оправданна ли эта боль и эти слезы удовлетворением какого-то человека, что он как бы реализовал свою свободу? Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений по поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народов.

Алексей Осипов, профессор Московской православной духовной академии: 

— Слово «культура» означает возделывание, иногда — воспитание или образование. В широком употреблении «культура» может обозначать и всю нашу цивилизацию, хотя в более узком значении под культурой может пониматься способ поведения человека, результаты творческой деятельности людей, касающиеся прежде всего гуманитарной сферы. Иногда в светском звучании эта сфера обозначается как духовная. Между тем когда христианство говорит о духовности, оно ориентируется на Бога как на ее источник. В свою очередь источником светской «духовности» может быть признан и сам человек, в чем и состоит отличие.  

Читайте также: Патриарх Кирилл объяснил, как нужно реагировать на зло

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.