Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Рыцарь у дачи: проекты Савинцева, которые спасают память о русской культуре

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Рыцарь у дачи: проекты Савинцева, которые спасают память о русской культуре
Федор Савинцев на крыше восстанавливаемой дачи в Кратово / Фото: Из личного архива Федора Савинцева

Загородный сезон завершается. Многие прощаются с дачами с грустью. Давайте поговорим о загадке нашей любви к даче и ее сакральном смысле для россиян.

Задаться вопросом «любите ли вы дачу, как люблю ее я?» могли бы многие. И кивнули бы — да! Но фотограф и журналист Федор Савинцев умудрился «материализовать» ответ на этот вопрос, превратив свою любовь к даче в часть профессиональной жизни. Его детство, как и у многих, прошло на даче.

Кстати, дача, уверен Федор, явление типично наше, российское. У американцев есть загородные дома — «маленькая Америка», где живут постоянно, но это не дачи ни разу. Немцам в радость участки за городом, где растет «зеленушка» и можно отдохнуть, но где жить невозможно — условий для этого нет. В Норвегии, в Осло, счастливцам выделили землю на склоне холма, где невозможно строительство. Люди с восторгом сажают морковь и тыквы, борясь с дороговизной...

— В общем, такого, как у нас, когда при наличии квартиры у тебя есть еще и дом за городом, который у многих месяцами не используется, нет нигде. Это шик, красота, проекция нашей широкой души, — улыбается Федор. — Рачительность иностранцев не позволяет им такого.

Федор всегда понимал, что дача — особое пространство. Но, пока не помог случай, не думал, каким интересным проектом может все это обернуться. Несколько лет назад, делая репортажи про незаконный вылов бельков на Севере и житье-бытье поморов, Федор летел в Архангельск. С борта вертолета, увидев под крылом россыпь дачных домиков, сделал снимок. Фотография «прозвучала». Прошло еще несколько лет, он отыскал этот поселок и впечатлился: непохожие друг на друга домики были выстроены с придумками и любовью.

— Это было индивидуально, не лубочно, с настроением. Захотелось рассказать о них и людях, в них живущих.

Так родился первый документальный проект Федора, открывающий двери в огромный мир дачной культуры. В чем-то — утерянной. В чем-то — вечной.

— Это был рассказ о том, что дача — особый маленький мир, в котором человек может быть более свободным, чем где-либо еще. А было как? Сначала разрешали строить не больше одного этажа и сажать агрокультуры, потом — два этажа и цветочки... И люди в рамках этого своего кусочка планеты творили... Даже в период полного застоя человек мог из подручных средств, собирая материалы по свалкам, создавать из чудовищного хаоса не «бомжовые» домики, а вполне гармоничные, соответствующие основным канонам архитектурной эстетики дома. Северодвинск, где я начал их снимать, климатически сложная зона, и нарезали там участки на болотистой местности. Люди их осушали, строили дома по выходным, с трудом добывая материалы. А сложилось все это в целое направление вернакулярной, то есть народной, архитектуры.

Живой, интересный и трогательный проект Савинцева приглянулся многим.

— В дачах всегда была заложена некая семейная радость, там душа человека раскрывалась, а заботы о земле наполняли ее чем-то особенным, и это все чувствовали. Когда началась пандемия, я решил, что родители должны быть рядом, и мы уехали в Кратово — стародачный поселок, где прошло мое детство. Как журналист я и в локдаун мог свободно передвигаться, вот я и начал потихоньку осматривать поселок, копаться в истории — что было тут раньше, кто жил, обнаружил массу интересного и понял, как много уже утрачено.

В Кратове в свое время жили Зощенко, Прокофьев, Эйзенштейн и другие представители советской интеллигенции. Фотографии 46 домов с рассказами о них и их хозяевах превратились в книгу «Кратовские дачи». Она вызвала фурор и многих заставила задуматься о том, как уникальны на самом деле наши дачные поселения. Хотя оказалось, что сейчас практически для всей России дача как термин — это садовый участок, куда приезжают работать: растить огород, закатывать банки, варить варенье, выполнять определенные ритуалы, рассказывает Савинцев.

— Кому-то казалось, что все это муторно и отнимает время, а не подпитывает. Но дача моего детства была другой. Это была такая интеллигентская дача, где никто ничего от тебя не требовал, ты просто наслаждался этим особым миром, бегал на ферму за молоком, и у тебя обязательно была бабушка, и все это образовывало некую тончайшую материю, описать которую трудно. Такое, по сути дореволюционное, понимание дачи оставалось у жителей крупных городов — Москвы, Питера, Екатеринбурга.

Рыцарь у дачи: проекты Савинцева, которые спасают память о русской культуре Этот дом — настоящая дачная классика, когда-то в нем жил авиаконструктор Павел Сухой / Фото: Из личного архива Федора Савинцева

Но что важно: там бабушки-дедушки плотно взаимодействовали с внуками, что важно, потому что именно так происходила передача знаний и опыта. Горько, но связь эта сегодня прервана: бабушки теперь в основном работающие. Например, ни моя мама, ни мама жены не взаимодействуют с внуками активно. Но так рушатся связи поколений. Такой нюанс я вывел для себя...

Начав показывать фотографии дач в соцсетях, Федор у многих возбудил интерес к тому, чем увлекся сам. Оказалось, особое отношение к дачам — вариант нормы.

— Если взять за основу теорию подобия, то дачный дом — та же вселенная, которую формирует его внешняя оболочка. Люди привносили в дом, где жили, некий дух, традиции. Изба — это вообще символический образ космизма, где двери, окна — своего рода порталы, и каждая деталь имела смыслы. В современном доме нет того, что было прежде, — индивидуальности, особого дачного декора, наличников, ставней. Да, можно жить как угодно, но со смыслами — интереснее! — рассказывает Федор.

...Пока он говорит — рассматриваю фотографии. Загляденье. Домики-крошки и чуть побольше, с острыми, строгими и лихо нахлобученными крышами, с мансардами и башенками, балкончиками и верандами, резными наличниками и крылечками — чтобы смотреть на дождь и радугу. Их строили годами, считая гвозди, которых было не достать, из тарных ящиков и бросовых досок. Но как их любили, скучая зимой по дачным запахам и скрипу половиц! Но так — было.

Современному человеку, рассуждает Федор, все нужно быстро, утилитарно, прямо сейчас. Так появляются кредиты, и новые кредиты, и люди порабощаются ими, а строят быстрее, но хаотичнее, нередко попадая в лапы строителей-мошенников. Отсюда и пошло: дача только высасывает деньги.

— Да и строить стараются с размахом, чтобы квадратов пятьсот было, не меньше. А зачем? — задает Федор вопрос в никуда. — Гонятся за метрами, а, на мой взгляд, это бессмысленно. Конечно, если у тебя большая семья, здорово всем иметь по комнате, да еще и кабинет, гостиную, столовую. Но для меня у дачи есть некий иной формат уюта, поэтому небольшой деревянный дом мне и ближе.

А в стародачном формате на даче непременно был рояль. И абажур. Это Федору тоже близко: у него и отец, и дед были композиторами, так что рояль на даче стоял и стоит. Но главное было в другом.

— Работая над книгой «Кратовские дачи», я старался донести до людей минусы нашей разобщенности. Как было раньше? Люди общались. И потом по поселку гуляли, ходили друг к другу, разговаривали. Сейчас нет такого — заборы…

Рассматривать и делать снимки дач было интересно. Увлечение нарастало, начали собираться единомышленники, зарождались новые проекты, в том числе — по восстановлению старых дач. Ведь обычно их новым хозяевам проще все снести и перестроить, чем сохранить уникальное строение.

— Мы начали восстанавливать дом, который раньше принадлежал заместителю Калинина — Федору Кретову. Он жил в нем после войны, а до этого в доме размещался женский батальон зенитчиц. История! А еще я приобрел во Владимирской области трехэтажный дом конца XIX века, в нем огромное число уникальных наличников. Смысл этого приобретения не в самоудовлетворении от обладания.

Хочу отреставрировать его, если не взяться — лет десять простоит и «умрет». А я хочу, чтобы он жил. Когда говорю о реставрации, многие возражают — это очень сложно и грустно, если ты не обладаешь миллионами. А у меня никаких миллионов нет, но мне не грустно. Я создал формат общественной поддержки — соучастием: кто-то помогает, перечисляет рублей по 100–150. И реставрирую потихоньку. В основном на свои деньги, конечно.

Зачем это ему? Начнешь описывать — получится пафосно, хотя по сути — проще некуда. Это некий акт — душевный. Просто не хочется Федору, чтобы исчезли и превратились в тлен те кусочки истории, что наполнены духовностью и смыслами, хранят память о живших в них людях. Порыва многие не понимают, кто-то сомневается: мол, зачем деньги перечислять, небось, строит дочке или сыну.

А вот и нет. Просто Федор — такой… Мистер Позитив. Про тяжелую жизнь не кричит, с петициями не носится, делает дело. Показывая примером, что если несколько человек приложат капельку сил и средств, то, глядишь, и обретет жизнь старый дом, так много видевший и так многое помнящий, — историческое наше наследие. И такие дома есть в каждом городе. К тому же это рецепт от разобщенности:

— Мы не отвечаем в этой жизни ни за что. Отвечает кто-то там, наверху, — рассуждает Федор. — А когда мы вместе с кем-то заняты делом, все потом и воспринимается иначе.

Что можно устроить в таком отреставрированном доме?

— Общественное культурное пространство, кафетерий, гостиницу, культурные центры притяжения. Сейчас сколько о внутреннем туризме говорят? Я пытаюсь показать людям модель, которая реально работает. И еще. Все то, что человек сделал своими руками, он не может не любить.

Дачные места, рассказывает Федор, исторически образовывались вдоль железных дорог. Поначалу самой богатой и престижной считалась первая линия — та, что смотрела на «железку»:

— Люди выходили на террасу, садились за большой стол, смотрели, как проходит паровоз — это случалось пару раз в сутки. Потом их стало больше, полотно морально устарело, один геолог рассказывал мне, что прохождение поезда приравнивалось к двухбалльному землетрясению.

Сейчас поезда уж другие. Но гул железной дороги, гудки паровозов — это все тоже дачные символы…

Да. И это, и золотые шары, и сирень в дожде, и самовар, и закат, обжигающий лес.

Рыцарь у дачи: проекты Савинцева, которые спасают память о русской культуре Такой дачный интерьер с абажуром Павел «подглядел» у соседей по Кратово / Фото: Из личного архива Федора Савинцева

— Увы, те богатства, которые нам даны природой, мы не используем так, как могли бы. И наше наследие потрясающее тоже, — размышляет Федор. — В сказку можно превратить что угодно — было бы сообщество тех, кто мыслит с тобой одними категориями, община, в которой каждый выполняет определенные функции. Горько, что на многое людям наплевать. Кто-то ругает государство, ничего самостоятельно не делая, а кому-то наша хтонь нравится.

Они воют: все гибнет и умирает! Я не ною, а рассказываю, что многое можно исправить самим и у нас есть люди, которые де-ла-ют. Я в журналистике отработал 22 года, многое видел, но депрессивная психология мне не близка. Знаю, что сообщество людей может многое. И своими проектами стараюсь показать, что, сохраняя те же старые дома, мы сохраняем и память о тех, кто жил в них когда-то и напитывал. Кажется, это важно.

СПРАВКА

Федор Савинцев — журналист, фотограф, работал с такими крупными агентствами и СМИ, как Agence France Press, Associated Press, TIME, New York Times, The Guardian, Le Monde, Forbes, Newsweek, GEO Russia, Esquire, ИТАРТАСС, «Русский репортер». С 2011 года занимается в основном собственными проектами.

ИЗ ИСТОРИИ

Само слово «дача» образовалось во времена Петра I: при нем начали давать земли отличившимся подданным. То есть дача — то, что «дали». Слово распространилось и на то, что снимали за городом, иногда далеко. Московская интеллигенция ездила на лето в Крым, питерская — в Финляндию. Выезд на «летние квартиры» был событием: за город отправлялись телеги, груженные скарбом и посудой, сундуками с одеждой и книгами. Няньки-мамки-дети ехали поездом, прислуга сопровождала возы с имуществом. Ближе к осени процессия двигалась обратно.

Прошли годы, и эти процессы в наше время отчасти нашли свое отражение в пятничных и воскресных пробках. В далеких 1920-х и 1930-х годах было не до дач. После войны страна не могла обеспечить народ всем необходимым, добавила проблем и засуха 1946–47 годов. Зимой 1949 года Сталин предложил, а Совмин СССР подписал постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», по которому свободные земли городов и поселков начали отдавать труженикам для ведения частного приусадебного хозяйства. Нарезали землю по 6, реже по 12 соток — их выдавали многодетным и малоимущим. Через пять лет, если участок содержался в образцовом порядке и были выполнены нормативы по высаживанию кустарников и деревьев, можно было оформить права на него. При этом Минсельхоз получил наказ обеспечить дачников семенами, а Минторговли — удобрениями, а предприятия Минобороны принялись делать лопаты и грабли.

Кстати, почему именно шесть соток? Никаких случайностей. Аграрии и математики совместно высчитали, что это минимальное количество земли, которое необходимо и достаточно для обеспечения «прокорма» среднестатистической семьи. Дашь земли меньше — ее может не хватить, больше — народ начнет реализовывать «излишки» частным путем.

В 1954 году на участках разрешили строить домики. Выходили сараюшки, но душа пела! Но дачники быстро скумекали, что участки можно сдавать на лето любителям жить на лоне природы, и началитаки продавать урожаи. В 1960-м эту программу прихлопнули, начав строже присматривать за целевым использованием наделов.

Вскоре, правда, к системе вернулись. В 90-х, в эпоху шальных денег, в моду у нуворишей вошли «виллы» на многих, в том числе лесных, гектарах, а со стороны «нищебродов» участились случаи самозахвата земель. Но самыми массовыми новодачными поселками стали те, что ныне имеют статус СНТ — садовых некоммерческих товариществ. Ну а после пандемии 2020–21 годов в стране начался настоящий дачный бум. По данным опроса, проведенного Почта Банком в июле текущего года, 82 процента россиян хотели бы жить в своем загородном доме.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.