Власти Москвы: решения о переименовании улиц будут принимать сами жители города
Станция "Войковская", Халтуринский проезд... На карте города еще много топонимов, напоминающих о далеко не самых лучших людях, сыгравших роль в российской истории.
Но пока улицы и станции метро, носящие имена революционеров, сохранят свои названия. Власти не будут их переименовывать прямыми указами. Для смены табличек нужна выраженная воля горожан, как объяснил председатель столичного комитета общественных связей Александр Чистяков. Напомним, что несколько дней назад министр культуры РФ Владимир Мединский предложил переименовывать московские улицы имени "террористов-революционеров" в честь их жертв. Так, он упомянул участвовавшего в уничтожении царской семьи революционера Петра Войкова, в честь которого названа станция метро "Войковская" и проспекты. В этом же списке оказались и народовольцы Степан Халтурин, устроивший взрыв в Зимнем Дворце, и Андрей Желябов, один из организаторов убийства Александра II.
Вообще, переименование улиц и станций метро - дело не одного дня. Да и стоит оно не вовсе один рубль. "Пока мы этим заниматься не собираемся. Если это будет сделано, то обязательно должны пройти общественные обсуждения, должно быть учтено мнение местных жителей и потом лишь принято решение. А так просто переименовать и внести хаос - невозможно. Конечно, когда-то придет время, когда все поменяют, но не сразу. Для этого нужно время", - сказал Александр Чистяков.
Порядок таков: министр или жители должны составить конкретные предложения и обратиться с ними в Городскую межведомственную комиссию по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы, которая действует еще с 1998 года. Эксперты проведут анализ и выдадут свое заключение. Но последнее слово - переименовывать или нет - останется за мэром.
Справка
Последнюю волну смены табличек город пережил в период с 1990 по 1993 год, когда площадям и улицам возвращались их исконные названия. Так, улица Горького стала Тверской, Безбожный переулок - Протопоповским, улица 50-летия Октября - Манежной площадью, а станция метро "Колхозная" - "Сухаревской".
Мнения экспертов
Анатолий Кучерена, адвокат:
- Замена названий "революционных" улиц - вопрос непростой. Я не думаю, что сегодня мы должны исходить из мнения только одного министра. Если менять то это надо делать для москвичей и гостей столицы. С ними надо советоваться, то есть проводить обществвнные слушания и по их результатами подавать предложения в специальную комиссию.
Лично я не считаю возможным, чтобы имена тех, кто участвовал в террористических актах, были выкованы на улицах нашего города. Я противник этого. Любое название улицы имеет смысловое значение, так что нужно следовать здравой логике и не давать улицам имена террористов и бомбистов.
Андрей Сахаров, историк, член- корреспондент РАН, профессор:
- Возвращение улицам исторических названий - это нормальное явление, закон истории. После 1917 года без конца переименовывали улицы, города и пароходы. Так по Волге плавали "Княжна Мария" и "Княжна Анастасия", а потом "Троцкий" и "Каменев", а затем "Эрнст Тельман" - и все это были одни и те же пароходы. Получается историческая чехарда.
Я не говорю, что возвращать названия царской фамилии, но нельзя называть именами именами террористов и бомбистов наши города и села. Это унижает всю страну. То же самое можно сказать и об улицах. Моя улица, к примеру, носит имя Дмитрия Ульянова, брата Ленина. Этот человек был заурядной личностью, ничем не прославился, проявил себя жестоко во время установления советской власти в Крыму. А между тем на нашей улице расположены Академические институты и центры. Я выступил с предложением переименовать ее в улицу Ключевского. В Москве нет ни одной улицы имени этого великого историка, почему бы не переименовать?