Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Раздвигаем горизонты: чем запомнится 45-й Московский кинофестиваль

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Слева направо: ведущий церемонии награждения ММКФ-45 Петр Буслов со статуэткой «Золотого святого Георгия», которую режиссеру Карену Шахназарову вручил президент фестиваля Никита Михалков
Слева направо: ведущий церемонии награждения ММКФ-45 Петр Буслов со статуэткой «Золотого святого Георгия», которую режиссеру Карену Шахназарову вручил президент фестиваля Никита Михалков / Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

Столица России традиционно становится центром притяжения для кинематографистов со всего мира, когда здесь проводят ММКФ. Обозреватель «Вечерней Москвы» вспоминает, как проходила фестивальная неделя. Разбираем, кто и за какие работы получил серебряных и золотого «Святого Георгия». Размышляем над направлениями дальнейшего развития смотра. Анонсируем проекты, которые стоит ждать на больших экранах российских кинотеатров и онлайн-платформах.

Зачем нужны праздники? Чтобы к ним готовиться, их проживать, о них вспоминать. Торжества дарят моменты, которые объединяют и помогают успокоиться, напоминая, что своих ты уже нашел. Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — одно из главных мировых событий в киноиндустрии. Оно позволяет прикоснуться к специализированной области — кино как искусству — широкому кругу людей. Именно тут можно поймать одну или несколько весьма своеобразных картин, которые не увидишь больше нигде, или познакомиться с фильмом, который будешь ждать в прокате.

Запечатленное время

Помню себя молодой-зеленой, шагающей по Москве, в которую едва приехала, и разглядывающей памятник Пушкину, у которого зачастую назначают встречи. В тот день, кажется, собраться у монумента решила вся столица или как минимум большая часть ее гостей — на иностранных языках переговаривались люди разных национальностей, возрастов, верований. А на вопрос, что тут происходит, был один ответ — ММКФ. И вдруг незнакомый молодой человек на английском попросил меня дать ему позвонить, вернее, передать подруге, где он стоит, — у его телефона села батарейка. Через минуту появилась та, которую он искал, с их общим другом, и нашедшие друг друга мечтатели, кивнув мне на прощание, убежали занимать места в первом ряду, чтобы посмотреть фильм открытия в театре «Россия». Может, они были не просто зрителями, а заморской прессой, участниками или членами жюри, но всех, кто когда-либо хоть раз посещал ММКФ, объединяет увлеченность кино.

— Для меня огромная честь быть здесь, на Московском кинофестивале. Я очень много слышал о нем от своего наставника, товарища, друга Раджа Капура, — говорит председатель жюри основного конкурса ММКФ-45 Рахуль Равель. — Надеюсь, мне удастся быть достойным его. Как и моих коллег, которые в этом году состоят в жюри.

Индийский режиссер и актер Радж Капур был в жюри Московского кинофестиваля в 1965 году. Теперь его ученик и ассистент принял участие в судьбе «Золотого святого Георгия» за лучший фильм. В 2023 году эту награду получила картина «Три брата» Франсиско Папарельи (Аргентина, Чили) — режиссер признался, что при работе над фильмом его во многом вдохновили «Братья Карамазовы» Достоевского.

Добавим, «Золотого святого Георгия» за вклад в мировой кинематограф в этом году получил режиссер и продюсер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Наравне с игровыми фильмами на фестивале показывают и документальное кино, которое набирает все большую популярность в России, находя свой выход к зрителю, в прокат.

— Я выбрала документалистику, потому что людей объединяет любовь к кинематографу, к человечеству. Именно она и побудила меня сделать такой выбор. Дома у каждой семьи есть свои фотоальбомы, как и у каждой страны — своя хроника, — рассуждает председатель жюри конкурса документального кино, одна из ведущих китайских режиссеров Хао Юнь. — На документалистах лежит большая ответственность собирать, сортировать и хранить общие воспоминания. Тем самым передавать их как фотоальбом своего времени дальше, всем остальным.

Победителем в этом конкурсе признали ленту «История российских тюрем. Владимирский централ» режиссера Юлии Бобковой, которая рассказывает про сотрудников и заключенных тюрьмы, основанной в XVIII веке.

Что касается конкурса короткометражного кино, то «Серебряного святого Георгия» в этой номинации вручили картине «Все» (Китай) режиссера Лу Хэлай.

Остановись, мгновение!

Программа национального кинематографа «Русские премьеры» закрепилась среди конкурсных. Впервые ее провели в прошлом году, на ММКФ-44. Тогда в ней победил фильм «Здоровый человек», снятый режиссером Петром Тодоровским.

Напомним, прошлый смотр перелистнул страницу в истории Московского международного кинофестиваля. 26 сентября 2021 года умер бывший программный директор фестиваля киновед Кирилл Разлогов, много лет занимавший эту должность. Определенное давление на фестиваль оказали и зарубежные политические ограничения. Однако обновленная команда, которую бессменно возглавляет президент фестиваля Никита Михалков, а в должности председателя отборочной комиссии теперь Иван Кудрявцев, удерживает позиции ММКФ и выводит его на новый виток.

И в этом году в программе «Русские премьеры» участвовали семь картин: «Голова-жестянка», «Помилование», «Ада», «Туман», «Тайное влечение» (специальное упоминание жюри «За искренний и дерзкий дебют»), «Единица Монтевидео» (спецупоминание «За яркий дебют с уникальным актерским ансамблем»), «Край надломленной луны». Последней ленте жюри конкурса «Русские премьеры» — режиссер Алексей Учитель, актриса Анна Снаткина, сценарист Андрей Золотарев — и вручило «Серебряного святого Георгия». Картина рассказывает историю матери и двух ее дочерей, с которыми она запрещала общаться их отцу.

— Величайшее режиссерское счастье — слышать, как люди сначала смеются, а потом долго молчат, когда переживают то, что происходит в нашем кино, — отметила, получая награду, режиссер «Края надломленной луны» Светлана Само шина.

Само участие фильма в одной из программ ММКФ — своеобразный знак качества и повод не упустить кино в прокате, даже если вы не успели застать его на фестивале. Так, возможно, что вас, как и жюри, зацепит манкая история про молодую актрису, ищущую себя в искусстве из «Тайного влечения», снятого ученицей Сергея Соловьева. А может, тронет ранящая повесть о первой любви в военное время, предательстве и принятой на себя ответственности из «Помилования» по Мустаю Кариму. Или увлечет волшебная сила умения слышать и прощать в подростковой истории «Голова-жестянка» по одноименной книге Серафимы Орловой. Кстати, вероятно, именно эта лента подскажет, как легче проходить через различные возрастные кризисы и не только.

— Для меня очень важно ощущение тотальной взаимосвязи всего со всем. Так я воспринимаю действительность, и это пытался отразить в фильме, — поделился с прессой режиссер картины Иван Капитонов. — Поэтому в нем многое касается нейронных связей, космических галактик, там важно кто, как, с кем разговаривает, и в начале заявляется масса предметов, которые в дальнейшем так или иначе сработают. Это ощущение связи и помогает мне проходить все кризисы, начиная от 15-летнего и заканчивая 40-летним.

Что касается других наград 45-го Московского международного кинофестиваля, то «Серебряного святого Георгия» за лучшую режиссерскую работу получил Тонатью Гарсия за фильм «Черная луна» (Мексика), за лучшее исполнение женской роли — Кахо Сэто за фильм «Хрупкие цветы в потоке дней» (Япония), за лучшее исполнение мужской роли — Фернандо Арсе за ленту «Те, кто внизу» (Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия).

Прекрасное далеко

Московский международный кинофестиваль — одно из тех масштабных событий, которое позволяет расширить горизонты и получить более полную картину мира, не покидая четырех стен. Как живет, мыслит и творит почти все человечество, тут предоставляется возможность увидеть во очию.

Честно говоря, в полной мере понять и оценить это удастся, если посмотреть не один, а несколько фильмов, из разных конкурсных и внеконкурсных программ, в отличающихся друг от друга по атмосфере залах. Разнообразие выбора сбивает с толку только поначалу, потом понимаешь, что ошибиться тут невозможно — любой сеанс даст новый опыт. Например, во время просмотра получившего приз жюри российской кинокритики фильма «След зверя» (Сербия) режиссера Ненада Павловича подмечаю в нем черты «сербского нуара», а еще удивляюсь тому, что понимаю сербский на слух, периодически опираясь на английские субтитры, почти не опуская взгляд на русские. Да и вообще, в очередной раз убеждаюсь, кино — почти такой же универсальный язык общения, как и музыка. Потому что, даже если герои практически не говорят, все понятно, даже в короткометражках: противостояние временной жизни и вечной смерти (или наоборот) в «Восходе солнца» (Нидерланды, Мексика), библейский масштаб трагедии в «Крови и пепле» (Коста-Рика), беззащитность и сила любви в «Двух матерях» (Китай). И даже фильм закрытия «42 секунды» (Испания, Франция), казалось бы, такой привычный и знакомый нам жанр, как спортивная драма, умудряется удивлять развитием персонажей и неожиданными поворотами — будто призму развернули другой гранью.

Раздвигаем горизонты: чем запомнится 45-й Московский кинофестиваль Кадр из фильма «След зверя» / 2023 год

Это сравнение касается и выстраивания фестивальной программы в целом, которое обусловлено не столь вынужденностью, сколь интересом к бурно развивающемуся мировому кинематографу.

— У Колумбии, как и многих других стран Латинской Америки, было много проблем в ХХ веке. И в отличие от Европы и России, у нас снималось немного кинокартин, — рассуждает член жюри основного конкурса режиссер Сиро Герра. — Обстоятельства изменились с приходом XXI века. Создавались новые законы, которые продвигали кинопроизводство. Развивалась технология, позволившая его удешевить и упростить. И у нашей страны накопилось множество историй, которые она может рассказать с помощью кинематографа. К тому же у нас не было ощущения, что за нами стоит кинематографическая традиция, но было чувство, что мы начинаем с самого начала. Поэтому многие молодые кинематографисты впервые сняли и показали свои работы. Так что фильмы, созданные в Колумбии и многих странах Латинской Америки, — это очень молодое кино с большими амбициями и желанием рассказать свою историю.

Вопрос о том, насколько понятен будет российским зрителям непривычный кинематограф, отпадает сам собой, едва решишься на эксперимент посмотреть «что-то новенькое». В конце концов, разве не за свежими эмоциями и небывалым опытом мы ходим в кинотеатры?

Когда-то ведь непривычным было видеть сериалы в фестивальной программе «Первая серия». А сейчас как обойтись без новых «Мир! Дружба! Жвачка!», «Райцентр», «Ухожу красиво!» и других собирающих полные залы проектов? Даже если они скоро выйдут на экран...

Да и то, что в этом году программу «Третий возраст» заменили на «Трудный возраст», надеюсь, со временем станет привычным. Ведь она размышляет над вопросами, остро встающими и перед теми, кто проживает свой подростковый период, и перед людьми, у которых за плечами десятки лет опыта.

Прежде всего, Московский международный кинофестиваль — это событие, которое выстраивает связь между поколениями и странами во времени и пространстве. Событие, в рамках которого зрители могут встретиться как с ретроспективным показом «Сладкой жизни» Феллини и «Облака-рая» Досталя, так и с малайзийским блокбастером «Сага о летчике» или с документальной лентой «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте». Каждому зрителю самому выбирать, на какой показ отправиться.

Главное, настроиться на позитивный лад и открытое восприятие нового, а еще приготовиться удивляться. Ведь путешествие по континентам и векам может оказаться непредсказуемым, но, неизбежно, любопытным.

СПРАВКА

Московский международный кинофестиваль — второй из старейших в мире после Венецианского. Он начинал свою историю в 1935 году, когда прошел под названием «Советский кинофестиваль в Москве».

С 1959 года ММКФ начинают проводить на регулярной основе — каждые два года, по нечетным годам, чередуя с кинофестивалем в Карловых Варах. В 1972 году фестиваль получил класс «А» по аккредитации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). С 1999 года фестиваль проводят ежегодно. Тогда же его президентом стал Никита Михалков, бессменно занимающий эту должность до сих пор. Главные награды, «Золотого святого Георгия», получали ленты: «8 с половиной» Феллини, «Дерсу Узала» Куросавы, «Иди и смотри» Климова и другие. В 2022-м FIAPF приостановило аккредитацию ММКФ, что не помешало проводить новые смотры.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.