Я не знаю, что такое вдохновение: режиссер Виктор Шамиров не стремится угодить аудитории
Сюжет:
Эксклюзивы ВМТрехсерийный фильм режиссера, сценариста и актера Виктора Шамирова «Меньшее зло» вышел в июне в онлайн-кинотеатре KION. «Вечерняя Москва» пообщалась с автором картины.
— Виктор, в вашем новом фильме вы, как и в некоторых предыдущих проектах, исследуете непростые отношения между мужчиной и женщиной. Как удается поднимать такие темы?
— Я не задумывал «Меньшее зло» как фильм для кинотеатров. Это — пьеса, которую мы сняли как мини-сериал из трех эпизодов. А потом KION попросил меня срезать титры первой и второй серий, чтобы собрать кино для фестиваля. Поэтому «Меньшее зло» существует в двух форматах. К сожалению, в России нет системы малого проката, которая давала бы право на жизнь таким фильмам. Это кино может существовать только на платформе. Или как телемуви (низкобюджетный фильм с простым сюжетом. — «ВМ») в эфирном канале. Для проката я бы, наверное, делал что-то более заметное — как, например, мой фильм «Непосредственно Каха». Что касается темы мужчины и женщины, не думаю, что фильм об этом. Мне казалась важной тема принятия решения, которой посвящен финальный монолог героини Юлии Гревцовой.
— Почему именно эта тема?
— Бывает так, что ты оттягиваешь принятие важного решения. Не находишь в себе сил, потому что не нравятся оба возможных исхода. И бесконечно оттягиваешь принятие решения... И этот процесс может быть связан как с отношениями между мужчиной и женщиной, так и с другими вещами. В картине обыгрывается частный случай.
— В этот фильм вы не стали брать ни Гошу Куценко, ни Константина Юшкевича — своих любимых актеров. Под каждый проект ищете новые лица?
— Гоша и Костя — мои друзья. И соавторы, с которыми мы написали несколько сценариев и пьес. Но герои фильма «Меньшее зло» младше, чем Гоша и Костя. Им должно быть по сорок лет. А моим обоим друзьям заметно больше пятидесяти. И с этим уже ничего не сделать.
— Стараетесь ли вы попасть в определенную аудиторию, просчитать ее реакцию?
— Я не пытаюсь угадать заранее, что произведет впечатление на аудиторию. Я стараюсь сделать интересно — в рамках той истории, которую хочу раскрыть, написать сценарий, который меня увлечет. Я же не маркетинговый отдел, чтобы сказать наверняка, понравится ли картина тем или иным людям.
— Насколько для вас важны встречи с друзьями, общение?
— Я не живу в постоянном контакте с кем-либо. Даже с друзьями встречаюсь, лишь если мы что-то делаем вместе. Если же общего дела нет, я просто не знаю о чем разговаривать друг с другом в этот момент. С тем же Гошей могу не видеться по году. А потом встретиться, пять минут поболтать — и опять не встречаться еще долго. То есть, к сожалению, у меня нет привычки постоянно поддерживать контакты с людьми. Я так живу.
— Откуда черпаете вдохновение?
— Я никогда не использую это слово. Бывает такое ощущение: я хочу рассказать о конкретных героях или обстоятельствах. Например, когда я писал сценарий к фильму «Дикари», у меня сначала возникло ощущение окружающей среды, а затем из нее стали рождаться герои и язык. Получается так: на старте у меня есть ощущение энергии, из которой потом, если удастся, я могу что-то создать.
— Вы сказали про старт — это всегда мгновения… А как, например, родился сериал «Большая секунда»?
— У меня был разговор с продюсером Алексеем Троцюком по телефону, и длился он, наверное, час. Он хотел снять один пилот, а я считал, что сценарий плохой. А на исходе разговора он вдруг сказал: «Кстати, есть одна идея, если хочешь, у меня осталось немножко денег с другого проекта». Рассказал, что по сюжету там люди «что-то пишут» (в сериале две сюжетные линии: распавшаяся пара работает над сценарием для кино о любви и та история, которую они создали. — «ВМ»). А я видел один английский сериал, который по сути состоял из десяти коротких пьес на двоих актеров. И мне очень понравился такой драматургический язык. Подумал: «Не смогу ли я что-то подобное сделать?» Я почувствовал, что, если буду показывать и авторов, и то, что они пишут — возникнет несовпадение, конфликт. Эти две линии должны быть написаны на разных языках. А если их чередовать, на стыке этих линий возникнет своеобразная энергия. Так в озник импульс, который дальше мы с моим соавтором Ольгой Супоневой начали превращать во что-то более объемное.
— Мечтаете ли о чем-то еще? Или все происходит внезапно, по щелчку?
— Мы с Олей сейчас работаем над одним сценарием. Но не знаю, сможем ли дописать его как своеобразное, интересное произведение. У меня так бывает: пишем с каким-то соавтором, а потом выкидываем. Это отчасти вопрос удачи. Пока я не понимаю, может ли это малобюджетное кино найти своего зрителя. Но мне хочется это дописать.
Сюжет
Из отношений Вики и Максима давно ушла страсть. Однажды к ним приезжают бывший парень Вики Павел и его новая подруга Алиса. Все четверо отправляются на музыкальный фестиваль, где героям предстоит принять решение, которое определит их будущее.
ДОСЬЕ
Виктор Шамиров родился 24 мая 1966 года в Ростове-на-Дону. Прошел службу в Вооруженных силах. Затем поступил в Ростовский государственный университет на механико-математический факультет, но увлекся театром и на третьем курсе оставил вуз.
В 1996 году окончил режиссерский факультет ГИТИС. Режиссер театра и кино, актер, сценарист, продюсер.
Коротко о главном
— Ваш фильм «Игра в правду» (2013) считают продолжением вашей же картины «Дикари» (2006), только с действием в городе?
— Можно сказать, что главный герой, которого сыграл Гоша Куценко, в какой-то степени тот же персонаж, которого он исполнил в «Дикарях». Но по темам и по приемам это совсем разные вещи. В «Дикарях» нет видимого сюжета, он построен как музыка, и это не всем зрителям заходит. По основной теме — это поиск ушедшей юности. Это не фильм про саму юность, а про людей, которые ее потеряли и раз за разом хотят воскресить ее на том же месте, где когда-то ее переживали. Но у них уже не получается. А в «Игре в правду» тема — ложь, в которой мы живем. Даже когда мы с друзьями. Нужно, чтобы произошло очень сильное внешнее событие для того, чтобы мы перестали притворяться.
— Как относитесь к актерам, уехавшим из страны?
— У меня нет предписаний для других людей, как им себя вести, что они должны или не должны делать. Каждый сам решает для себя, как ему жить.
— Важно ли, на ваш взгляд, прививать зрителям хороший вкус?
— Вы исходите из той модели искусства, которая мне несвойственна. Я не разделяю его на высокое и низкое. Зрители ведь не дети за школьными партами.
— А какая модель искусства у вас?
— Я пытаюсь создать гармоничное целое из зерна своего интереса к чему-то.
— Фильм «Непосредственно Каха…» — проект, который вызвал волну разговоров. Какое же там получилось продолжение? «Непосредственно Каха. Другой фильм» уже идет в кино. Считаю, это отличная картина. Она не является продолжением первой, да и по жанру немного другая. «Каху…» я писал в другом соавторстве. А когда я общаюсь с разными людьми, то сам открываюсь иначе и как автор, и как человек, и как режиссер. Мне поэтому интересно было общаться со сценаристом Артемом Калайджяном, с которым мы писали и первого, и второго «Каху», и с актером Артемом Каракозяном, который играет заглавного персонажа. Эти люди заставляют меня увидеть другое в кино.