Голодные нервы: почему привычка заедать стресс становится серьезной проблемой
Первичная заболеваемость ожирением в России выросла на 10,7 процента, сообщается в опубликованном недавно отчете Минздрава. Лишний вес в стране сегодня имеет уже каждый второй взрослый человек. Одной из серьезных причин этой тревожной тенденции специалисты все чаще называют расстройство пищевого поведения, проявляющееся в бесконтрольном поглощении большого количества пищи на фоне стресса.
Известная фраза «все болезни от нервов» в наши дни приобретает новые смыслы. Статистика депрессивных состояний в обществе свидетельствует о повышенной нервозности общества. Но многочисленными советами о том, как перестать беспокоиться, коими пестрит интернет, сыт не будешь. Нервы требуют моментальной компенсации за волнения, переживания, тревожность, накатившую вдруг грусть-тоску. И вот ты уже смакуешь в кафе умопомрачительный по калорийности кусок торта или, «расслабляясь на природе», вгрызаешься в сочный, истекающий жиром шашлык — чтобы утешиться, порадоваться, отдохнуть. По статистике, снимают стресс, не щадя живота своего, более половины россиян. А диетологи тем временем бьют в колокола: страну накрывает эпидемия ожирения.
Печенье как утешение
Кулинарные темы сегодня не менее популярны, чем разговоры о погоде. А если заглянуть в сеть, невозможно не заметить, что количество готовящих всевозможные яства, как и демонстративно жующих на камеру блогеров, растет с каждым днем. По оценке экспертов, повышенный интерес к пищевым изыскам стал особенно заметен в пандемию. Но и до нее еда в современном обществе приобрела куда большее значение, нежели просто утоление голода. Вкусно поесть стало модно. И при всех трендах на здоровый образ жизни, придерживаться которому стараются, судя по опросам, большинство граждан страны, культ еды мотивацию к разумному питанию все-таки побеждает. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в общей сложности с разной периодичностью продукты с содержанием сахара потребляет абсолютное большинство россиян (91 процент). Причем 55 процентов из них говорят, что их тянет к сладкому из-за стресса. «40 процентов респондентов заявляют, что «периодически едят сладкое, когда нервничают», каждый восьмой (12 процентов) — «всегда, когда нервничают», а 7 процентов особенно стойких граждан «заедают» только сильный стресс», — сообщают авторы исследования. А если учесть, что, по оценке аналитиков ВЦИОМа, в наши дни со стрессом сталкиваются 57 процентов россиян, получается, что даже при огромном желании придерживаться правил здорового питания срывы неизбежны.
— Сегодня еда становится утешением и способом снять напряжение, — комментирует специалист по коррекции веса и пищевому поведению Московского института психоанализа Ольга Матвеева. — К этому человека приучают с детства. Упал, заплакал: на, деточка, конфетку, только не плачь. Вырастает человек, а привычка уже сформировалась. Грустно, обидно, печально — надо поесть, и станет легче. И однажды приходит осознание, что пора худеть на все набранные за 20–30 лет килограммы. Человек садится на жесткую диету, держится неделю-месяц. Напряжение растет, ведь он не умеет по-другому снять стресс. И случается логичный срыв, с которым приходит чувство вины, и возвращаются сброшенные килограммы.
Каждый второй трудоспособный россиянин в опросе сервиса «Работа.ру» признает, что нуждается в эмоциональной разгрузке после рабочего дня. И следуют, как говорила героиня сказки Льюиса Кэрролла, правилу «отчаиваться лучше с вареньем и сладкими булочками». Подтверждают это и посты на различных форумах в интернете. «У меня сейчас что-то похожее на стресс: я ем и ем, — делится на одном из них Алина Рожкова. — Выпечку пеку и кушаю. В магазин сегодня с утра побежала, сладостей набрала. Уже съела все. Недавно пончики пожарила и объелась. Не могу остановиться. В зеркало смотреть не хочу: там грустная морда, объевшаяся очередных вкусняшек». Ей в ответ еще одна участница дискуссии рассказывает анекдот: «Ой, от одного пирожка ничего не будет! — подумала я 8 килограмм назад». Комментариев, что нужно держать себя в руках, тоже немало. Но оправдывающих обжорство «на нервах» в разы больше. «Хватит из диет культ создавать! — возмущается Светлана К. — Мол, если салатиками питаешься, то себя любишь и уважаешь, а все остальное — грех. Не помогает! Я очень люблю покушать и ем даже иногда больше мужа. Если я сытая, то счастливая, а голод делает меня агрессивной».
— Сегодня еда для человека означает много больше, чем просто источник энергии, — говорит член Национального общества нутрициологов и укрепления здоровья Ольга Баян. — Это также часть культуры, традиции, социализация, удовольствие. И последней функцией многие злоупотребляют, используя пищу как способ справиться с эмоциями. Когда мы едим, особенно сладкие, соленые, жирные блюда, вкусовые рецепторы посылают в мозг сигналы, провоцирующие высвобождение дофамина, который создает чувство приятного возбуждения, счастья, удовлетворения. Случается, что мы сталкиваемся с эмоциями, которые сложно выдерживать: например, тревога, скука, грусть. Неумение их проживать и закрывать потребности, о которых они сообщают, приводит к тому, что еда становится универсальным инструментом компенсации неприятных чувств. Поэтому в состоянии стресса, тревоги нас тянет к пище, приятной на вкус. Это дает ощущение комфорта, но, к сожалению, только временного: ведь эмоции не прожиты, потребности не закрыты. Стоит несколько раз снять тревогу или усталость десертом, и в мозге сформируется нейронная связь: «плохо — еда — хорошо». И если вкусная еда будет приходить на помощь каждый раз, когда на душе скребут кошки, привычка спровоцирует нарушение пищевого поведения. «Заедая» эмоции, человек попадает в замкнутый круг: ведь то, что мы едим, тоже может влиять на наше настроение.
Кушать продано
Спрос, как известно, рождает предложение. Вечно спешащим горожанам рынок угодливо подбрасывает отнюдь не диетический фастфуд, позволяющий быстро поесть, да еще и подзарядить нервную систему усилителями вкуса.
— Человек, по причине загруженности, не успевает готовить, ему приходится заказывать готовую еду, не обращая внимания на качество и количество, что в итоге приводит к перееданию, — считает преподаватель философии РЭУ имени Г. В. Плеханова Армине Григорян. — Это особенно часто случается у работающих людей, у которых нет четко графика работы и отдыха.
Однако исследователи отмечают, что процесс потребления той или иной пищи в наше время превращается еще и в демонстрацию социального положения. По мнению психолога Людмилы Федотовой, «без нервов» и здесь не обошлось: «сходив в дорогой ресторан, а потом обнародовав фотографии съеденных блюд в соцсетях, некоторые повышают свою самооценку, борются с комплексами неуспешности в какихто других аспектах жизни». Согласна с этим и нутрициолог Елена Богатова:
— Еда для многих стала способом самовыражения и даже статусным символом, — говорит она. — С развитием технологий и глобализации культур доступ к разнообразной еде из разных стран стал намного проще. Это привело к тому, что люди часто выбирают продукты, отражающие их интересы, образ жизни или культурные предпочтения. Мода на определенные продукты, которая может быть вдохновлена медийными влияниями или влиянием знаменитостей, также может сказываться на наших пищевых привычках и предпочтениях в еде.
Кстати, о пище духовной: аналитики аудиторско-консалтинговой сети на основе данных Росстата выяснили, что за последний год россияне увеличили расходы на общепит, но урезали траты на отдых и развлечения. Расходы на посещение спортивных и культурных мероприя-тий снизились на 26,6 процента. А траты на поход в ресторан и доставку готовых блюд на дом из них выросли на 15,3 процента. Словом, сегодня наблюдается ярко выраженный тренд — хлеб вместо зрелищ. При этом, как отмечает специалист по питанию и здоровому образу жизни Ольга Баян, пищевая промышленность продолжает вести агрессивную рекламу готовых блюд, фастфуда, сладостей, газированных напитков и продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жира. «Важно понимать: конечный выбор мы делаем самостоятельно, он и формирует наши вкусовые привычки», — говорит она. С выбором у нас тоже проблемы. По данным Росстата, почти две трети россиян говорят, что знают, каким должен быть здоровый суточный рацион. Но соблюдают правила здорового питания почти в полтора раза реже: меньше 40 процентов респондентов. Но и эта цифра вызывает сомнение, поскольку, согласно аналитическим данным диетологов, необходимые для организма 400 грамм фруктов и овощей присутствуют в ежедневном рационе только у 12 процентов россиян. А опрос завсегдатаев ресторанов и кафе и вовсе показал, что большинство предпочитает не думать о пользе и вреде предложенных блюд во время их посещения.
— Особенно это заметно в больших городах, — говорит социолог Алексей Егоров. — В Москве, например, ресторанный бизнес процветает, несмотря на экономические проблемы. Потому что ходить в заведения общественного питания стало модно и интересно. Попробовать экзотику, посмотреть шоу «открытой кухни», а заодно и весело провести время с друзьями — общепит решительно вклинивается в индустрию развлечений. От потребности поесть никуда не деться, а на театр, музеи и путешествия еще нужно время найти. Но когда на первый план выносится цель получить удовольствие, разве будешь задумываться о калориях?
С тем, что выбор пищи может быть связан с эмоциями, никто из экспертов не спорит. Отлично знают об этом и представители общепита, учитывая при составлении меню особенность некоторых продуктов оказывать влияние на нашу нервную систему.
— Еда приносит в нашу жизнь не только насыщение, но и радость, поэтому, если хочется съесть бургер — ешь, — говорит шеф-повар Артем Сунцев. — Хочешь овсянку? Пожалуйста! Однако очень важно соблюдать баланс, слушать собственный организм и не реагировать на рекламные трюки. От бургера и маленькой баночки газировки не получишь большого вреда, если они будут в меню не чаще двух раз в неделю. Моя бабушка всегда говорит: «Полезно все, что в меру». Согласен с ней на все сто!
Правила есть
Привнесенная с Запада мода на экзотические кулинарные изыски, по мнению диетологов, сыграла с россиянами злую шутку: мы настолько увлеклись заморскими яствами, что совершенно забыли о хорошо сбалансированной, при всем ее разнообразии, русской кухни.
— Любой зарубежный «эталон здорового питания» легко заменить отечественными аналогами, — считает кулинарный эксперт, диетолог Елена Трошкина. — Потребляя продукты из других стран, мы очень часто неверно их готовим, неправильно потребляем и сочетаем с другими блюдами. В итоге вместо пользы получаем вред. Не говоря уже о том, что даже самую простую еду можно приготовить и подать так, чтобы начал вырабатываться необходимый гормон радости. В нашей национальной кухне все для этого есть. Только увлекаться, переедая, ни к чему. Дофамин вы получите и от пары ложек, совсем не обязательно для этого съедать целый тазик.
Советует эксперт и не пренебрегать традициями гостеприимства. «Пир на весь мир», по ее мнению, куда полезнее, чем поедание чипсов в одиночестве и тоске.
— Собравшись за большим столом, люди общаются, а не бесконечно едят, — говорит диетолог. — И цель у них — не просто вкусно поесть, а побыть вместе, провести время с близкими людьми. Поэтому в компании переесть шансов меньше, а потребность улучшить настроение будет удовлетворена.
Переедание, по мнению академика РАН, научного руководителя Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи Виктора Тутельяна, — одна из самых грубейших ошибок, провоцирующих эпидемию ожирения.
— Питание — один из важнейших рычагов, с помощью которого можно и улучшить, и ухудшить здоровье, — говорит он. — А мы пока ухудшаем. Избыточной массой тела и ожирением сегодня страдает половина взрослого населения и 20 процентов детского. Это очень тревожная статистика. Выбирая продукты, надо учитывать хотя бы два базовых закона науки о питании. Во-первых, соблюдать равновесие между потреблением и энергозатратами. То есть, сколько съел, изволь потратить. Иначе будет избыточная масса тела, ухудшающая качество жизни и сокращающая ее продолжительность. Во-вторых — соответствие химического состава рациона нашим физиологическим потребностям. Читайте на этикетке состав, а не просто хватайте продукты с прилавка. Здоровое питание сегодня вполне доступно для всех слоев населения.
Отмечает тревожную тенденцию и главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава РФ Оксана Драпкина, называя неправильное питание и эмоциональное переедание в стрессовых ситуациях одной из главных причин стремительно растущего уровня ожирения в регионах страны. По ее мнению, важно научиться отличать физиологический голод от того, когда хочется есть на фоне стресса. И попытаться справиться с реальной причиной, а не заедать его.
К слову, научно доказано, что по пристрастиям к тем или иным продуктам можно определить, на какие проблемы здоровья следует обратить внимание. Так, по словам диетолога Елены Трошкиной, «наш организм требует именно то, чего ему не хватает». Если в составе желудочного сока дефицит кислоты, вполне вероятно, появится любовь к кислому. Рука тянется к шоколадке? Значит, есть потребность «подсластить» сложный период в жизни. Острого часто хочется тем, у кого вырабатывается недостаточно ферментов, участвующих в переваривании пищи. Пристрастие к соленому может говорить о воспалительных процессах в органах мочевыделительной и репродуктивной систем.
Нейропсихолог, советник Российской академии естественных наук, доцент Наталья Каурова считает, что потребность заедания тревоги — сигнал для размышления об устройстве общества в целом, его устоев и ценностей.
— Клинически доказано: подавление чувств и сложности с их эмоциональным выражением могут приводить к избыточной массе тела, — говорит она. — Гипероопекающее воспитание, отсутствие адекватных языковых средств для описания чувственного опыта, подавление чувств, страх не справиться со своими эмоциональными переживаниями, неразвитое вербальное мышление, сниженная самооценка и отсутствие положительного образа будущего — все это стимулы для заедания своего несовершенства и тревоги. Синдром ожирения нации может говорить не только о личных сложностях, но и о коллективном заболевании, для исцеления которого требуется комплексный подход и ценностные ориентации общества. Роль культуры, образования и психологической помощи особенно важна в решении этой проблемы. Не стоит забывать, что ожирение влечет за собой ряд серьезных заболеваний, в частности сахарного диабета, артрозов, артериальной гипертензии и других. Здоровье нации — это вопрос ответственности каждого гражданина.
Чем заедать проблемы и тревоги, стоит научиться с ними реально справляться. А здоровому человеку, согласитесь, сделать это намного проще.
Ищите другие варианты поднять настроение
Анна Беляева, эндокринолог, кандидат медицинских наук:
— Нередко наш мозг ложно принимает за голод чувство переутомления, усталость, эмоциональную неудовлетворенность. И мы очень легко впадаем в зависимость от еды — такую же, как зависимость от других процессов, которые доставляют нам быстрое удовольствие: курения, азартных игр, алкоголя и наркотиков. Как и все механизмы зависимости, это трансформирует нашу личность. Потому что со временем мы все меньше и меньше получаем удовольствия от процесса и все больше испытываем неудовлетворение от его отсутствия. То есть становимся раздражительными, даже агрессивными, пока не получим желаемое.
Из-за эмоционального голода возникает тяга к сладкому, соленому или жирному в зависимости от того, что человек любит. Появляется тяга к перекусам, частому приему пищи и вечерней еде, потому что, как правило, именно вечером психологическая потребность в удовольствии ощущается гораздо сильнее, чем днем. Эмоциональный голод очень резко накатывает, и его сложно терпеть. Но в то же время он достаточно быстро, минут через 20–30, отхлынет, и эмоции сконцентрируются на чем-то другом. После удовлетворения эмоционального голода приходит чувство вины, сожаления, что съели лишнее, вредное.
В последние годы можно отметить тенденцию к большему нарастанию тревожности среди населения. К тому же люди стали больше и дольше работать, уставать, и потребность в быстрых удовольствиях тоже выросла в разы. Но чтобы быть здоровым, необходимо стараться адекватно оценивать свое психологическое состояние и, конечно, пытаться найти другие пути и варианты для повышения своего уровня качества жизни, душевного равновесия и хорошего настроения, нежели неполезный прием пищи.