Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Щелкунчик»: рождественская сказка для детей и взрослых

Общество
«Щелкунчик»: рождественская сказка для детей и взрослых
Фото: Михаил Логвинов

Вот уже несколько лет подряд в середине декабря на сцене Кремлевского дворца разворачивается незабываемое представление. Старейшее учебное заведение России Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой преподносит москвичам рождественский подарок: легендарный балет Чайковского «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена. Осуществлять гастрольные показы в Москве вагановцам удается благодаря президентской программе «Приоритет-2030» — крупнейшему государственному проекту поддержки развития российских вузов.

Идея представлять будущих артистов в контексте именно этого спектакля принадлежит ректору Академии народному артисту России профессору Николаю Цискаридзе, который считает спектакль Вайнонена лучшим в мире балетом для детей:

— Я считаю, что в мире существует только два гениальных балетных «Щелкунчика» — Вайнонена и Григоровича. Все остальные — а их бессчетное количество у нас и за рубежом — лишь вариации на эти бесспорные шедевры. Именно поэтому начиная с 1934 года вагановцы ежегодно представляют поставленный специально для них балет «Щелкунчик» Василия Вайнонена с новым составом исполнителей. Мы стремимся сделать спектакль интересным и детям, и взрослым, которые сами были детьми, а потому хотят (пусть на мгновение!) вернуться в мир волшебства и романтики.

Прославленный премьер Большого театра сам более ста раз исполнял партию Принца в рождественских спектаклях главного театра страны, что было предназначено ему cудьбой: Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года. Нынешний «Щелкунчик» — это своеобразное подношение вагановцев — воспитанников и педагогов — своему учителю и руководителю к его 50-летию.

Перед началом спектакля зрители стали свидетелями важного события: на сцену вышли Николай Цискаридзе и министр просвещения Сергей Кравцов. Оказалось, приказом Министерства просвещения исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени Вагановой» Николай Максимович Цискаридзе награжден нагрудным знаком «Почетный наставник» — за личные заслуги в содействии молодым работникам, в том числе представителям творческих профессий, в успешном овладении ими профессиональными званиями, навыками и умениями, в их профессиональном становлении. Вручив награду и отметив, что завершается 2023 год — Год педагога и наставника, Сергей Кравцов также передал Цискаридзе приветственный адрес всему коллективу академии.

Ну а потом началась встреча с чудом. Хореографы и исполнители справедливо называют балет «Щелкунчик» энциклопедией сценического классического танца, а педагоги — учебником на все времена. Живой спектакль дает бесценные возможности для учащихся всех возрастов и ступеней обучения показать себя в различных сценических танцах и, конечно, проявить природные драматические способности и артистизм. А зрители могут увидеть любимых героев гофмановской сказки в исполнении их сверстников.

Пока одни толстосумы покупают у спекулянтов билеты на балет «Щелкунчик» в Большом театре, а другие бронируют места на рейсы самолетов в «балетные города» России и ближнего зарубежья, где идет этот спектакль, мудрые родители заранее позаботились о билетах в Кремлевский дворец, где петербуржцы представили вайноневского «Щелкунчика» — «совершеннейшее, по мнению академика Асафьева, художественное явление: симфонию о детстве… Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности… Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую».

Надо сказать, что судьба «Щелкунчика» складывалась непросто. В декабре 1982 года, когда балет впервые предстал перед публикой Мариинского театра, критики уничижительно писали: «Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей: для танцовщиц в нем весьма мало, для искусства — ровно ничего» («Биржевая газета»); «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика» («Петербургской газете»). «После ряда удачных постановок, как «Пиковая дама» и «Спящая красавица», появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского «Щелкунчик», в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова», — писал будущий директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Впрочем, несмотря на оглушительный провал, «Щелкунчик» продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет. Были и другие постановки: Александра Горского в Москве (1919), Федора Лопухова в Петрограде (1923)… А в 1934 году «Щелкунчик» вновь предстал на сцене Мариинки, но теперь уже в постановке молодого хореографа Василия Вайнонена. В целом спектакль был похож на первоначальную версию Петипа — Иванова, но появилось и много нового.

«Сценарий «Щелкунчика» Петипа не удовлетворил меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности, — писал Вайнонен, — поэтому ведущими принципами моей работы стали реалистическая трактовка первой части спектакля, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей частях».

Критика высоко оценила балет Чайковского — Вайнонена, а зрители полюбили его, кажется, навсегда. На родной сцене этот спектакль идет до сих пор — вот уже 89 лет.

«Щелкунчик» Вайнонена в исполнении вагановцев это, конечно, не педантичное возобновление версии 1934 года, в которой танцевали юные Галина Уланова, Константин Сергеев, Юрий Григорович… Опытные педагоги-репетиторы во главе с Цискаридзе и Ж. Аюповой внесли необходимые поправки с учетом времени, обстоятельств и состава исполнителей.

Спектакль начался танцами детей и их родителей. Дети беззаботно резвятся: танцуют, маршируют, играют в догонялки… Особенно запомнился озорник Франц (Тимур Кыштымов). Взрослые движутся мелкими шажками, которые ритмизованны так, словно гости приветствуют друг друга, рассыпаясь в любезностях и комплиментах. Перед нами пестрое общество, центром которого являются дочь Штальбаумов девочка Маша (Александра Поз), а душой — кукольных дел мастер Дроссельмейер в исполнении педагога Вадима Сиротина. Сочиненная Вайноненом и исполненная Сиротиным пластика точно отражает особенности музыкальной темы Дроссельмейера, которой свойственны ритмы порывистого жеста, вкрадчивого движения и волшебных превращений.

Кукольных дел мастер приносит заводные игрушки, их движения механистичны и однообразны. Но виртуозные танцовщики Хорхе Николас (Паяц), Константин Лаврентьев (Арап) и Дарья Панькова (Куколка) вместе с педагогами смогли создать незабываемые образы своих персонажей. Механистичность кукол в «Щелкунчике» по замыслу Вайнонена, противопоставлялась естественной непринужденности детей. По воле постановщика, Дроссельмейер соединяет два мира — детей и кукол. Развлекая гостей, в первую очередь детей, Дроссельмейер показывает фокусы, устраивает кукольный театр с представлением о Щелкунчике, который влюблен в Принцессу, но ее преследует Крысиный Король.

Идея театра в театре не нова, но сделана и исполнена «вагановцами» изящно и с выдумкой. Маша — единственное живое существо в придуманном ею кукольном мире, где она подружилась с подаренной ей игрушкой — щелкунчиком, которому поверяет отныне все свои тайны. Но вот зала пустеет. Гости расходятся. Часы бьют полночь. Появляется Маша и видит, что рождественская елка и все предметы вокруг начинают расти и оживать, а комнату заполоняют мыши во главе со своим Королем. Испуганная Маша прячется в кресле. Но недолго мышам резвиться. Ожившие куклы во главе со Щелкунчиком (Матвей Макарычев) вступают в бой против армии мышиного Короля (Александр Вундер). Увидев, что перевес оказывается на стороне мышиного Короля, Маша вскакивает с кресла и кидает в неприятеля туфельку. Король вместе с войском отступает. Щелкунчик подает Маше руку. И тут за их спинами появляется Дроссельмейер. Он превращает Щелкунчика в прекрасного Принца (Павел Михеев), а Машу — в Принцессу (Алиса Баринова).

Юные петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Думаю, следует отметить, что педагоги-репетиторы вместе с ребятами славно потрудились над этой сценой. Она получилась композиционно выстроенной, содержательно наполненной и весьма энергичной. На светлую и певучую музыку лирического адажио поставлен дуэт Маши и Принца. Это дуэт его благодарности Маше за дружбу, сочувствие и помощь в борьбе с мышами, дуэт зарождения их любви. Танец Маши и Принца проникнут надеждой и романтическим устремлением вдаль. Юные танцовщики демонстрировали не только виртуозную технику, но и умение создавать художественные образы на сцене, что в нынешних условиях повального увлечения формой особенно важно.

Настоящим открытием стала Алиса Баринова, продемонстрировавшая лучшие качества воспитанниц Вагановской школы: изящество поз, выразительность рук, «певучую» кантилену движений в сочетании с образностью исполнения. Великолепен был и ее партнер Михеев. Его мужественный и в то же время мягкий танец отлично подходит для этого спектакля. В «Щелкунчике» Вайнонена много хореографически ярких мест: таковы, например, «Вальс снежинок», «Розовый вальс». Хореограф умел работать с кордебалетными группами, мысля масштабами большой сцены.

Снежинки, по его задумке, порхали и кружились, словно подгоняемые ветром, то поодиночке, то по две, то целыми «хлопьями». Их танец трепетен и легок. Именно таков «Вальс снежинок» в исполнении студенток Академии (Веселины Илиевой, Екатерины Морозовой и их сокурсниц). В этом танце есть свежесть, прозрачность, фантазия и какая-то светлая грусть, которая сродни Чайковскому и Гофману.

Во втором акте Вайнонен убрал из либретто город сладостей с непривычным русскому уху названием Конфитюренбург. У него действие происходит в обычном городке, где танцуют обыкновенные люди, а не механические куклы и леденцы. По сути, второй акт — это яркий, ритмичный дивертисмент, отличающийся только музыкой от традиционных дансантных номеров.

Софья Романович и Илья Судаков достойно представили в излюбленной Вайноненом кукольной манере «Китайский танец». Надолго запомнится зрителям энергичный «Трепак» в исполнении Ариадны Егоровой, Ирины Енаевой, Станислава Карпова и Даниила Лусканова. Блестяще под восторженные аплодисменты зрителей Арина Черданцева, Яна Белоусова и Кирилл Попов представили классическое трио. Дивертисмент завершал с чувством исполненный студентами старших курсов «Розовый вальс».

Спектакль закончился пантомимной сценой: проснувшаяся Маша понимает, что все чудеса только приснились. Девочка бежит к елке, где ее ждет игрушечный щелкунчик. Маша радостно прижимает игрушку к себе: «Благодарю тебя, милый Принц, за чудесную рождественскую ночь, которую мы провели вместе. Я никогда этого не забуду».

Закрылся занавес, но шеститысячный зал Кремлевского дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены. Спектакль убедительно показал, что Академия Русского балета во главе с народным артистом России профессором Николаем Цискаридзе держит высокий уровень подготовки будущих артистов балета.

После спектакля Алиса Баринова (Маша) сказала корреспонденту «ВМ»:

— Я очень благодарна Николаю Максимовичу Цискаридзе и своим педагогам за то, что танцую в чудесном балете. В этой рождественской сказке моя героиня мечтает о чуде. Очень надеюсь, что этот спектакль станет началом пути в большое искусство.

— Я пересмотрел много видеозаписей «Щелкунчика», прежде всего — с участием Николая Максимовича Цискаридзе, конечно, — рассказал Павел Михеев (Принц). — Но я не ставил задачу подражать кому-то из великих, я пытался создать своего Принца — Принца, который снится Маше.

— Ежегодные выступления вагановцев в Москве — всегда событие, всегда праздник, всегда переполненный зал Кремлевского дворца. «Щелкунчик» Вайнонена, возобновленный Николаем Цискаридзе, необычен прежде всего тем, что его исполняют сверстники персонажей знаменитой сказки, будущие артисты балета, — подчеркнул режиссер Станислав Васильев. — А это — энтузиазм молодости, детская непосредственность, особая энергетика.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.