Закон о конфискации имущества за фейки об армии: три главных совета для проверки информации
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНа днях Госдума приняла закон о конфискации имущества за фейки об армии. Эксперты уверены, что необходимость в этом назрела давно, поскольку фейки сеют панику, а технология многих из них настолько совершенна, что простому человеку непросто бывает отличить правду от лжи. Как не стать жертвой провокаторов, выясняла «Вечерняя Москва».
Начальник отдела аналитического обеспечения АНО «Диалог Регионы» Сергей Маклаков рассказывает, что в период пандемии коронавируса проблема фейков встала особенно остро. Слухи, заполнившие интернет, сбили ориентиры многих журналистов, что уж говорить о простых людях. Властям то и дело приходилось успокаивать граждан, впадавших в панику. В тот момент Маклаков с командой начал работу по выявлению фейков в рамках единого информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом. Пандемия закончилась, а фейки никуда не делись. Так появилось фактчекинговый (от англ. fact checking — дословно «проверка фактов») проект со своим чат-ботом, куда каждый москвич может прислать новость и получит исчерпывающий ответ о том, насколько новости можно доверять. О правде и полуправде, маскирующейся под правду, Сергей рассказал «Вечерней Москве».
— Сергей, фейки за последние несколько лет пережили несколько крупных волн: это ковид, СВО и частичная мобилизация. Что в трендах сегодня?
— Некоторые изменения в характере дезинформации действительно произошли. Если в 2022 году, с началом СВО, большинство инфоповодов касались федеральной повестки, вроде «Россия рухнет из-за санкций», то сейчас мы видим, что увеличивается доля региональных фейков, касающихся локальных событий и местных происшествий. Например, летом в соцсетях распространялись новости о том, что китайцы вывозят соль из Приморья, после сброса воды с АЭС «Фукусима-1», а также что в Екатеринбурге через посылки одного известного интернет-магазина распространяется опасный вирус менингококка. Все это, конечно, оказалось фейком. Бывает, что фейки возникают в результате слухов, а бывает, что дезинформация готовится, тиражируется и запускается намеренно.
— «Газетные утки» существовали испокон веков. Почему только сейчас возникла необходимость с ними бороться?
— Действительно, как только человек научился говорить — дезинформация, ложь, слухи, домыслы и манипуляции стали неотъемлемой и важной частью нашей коммуникации. Поэтому необходимость бороться с дезинформацией существовала всегда, просто за последние годы изменились способы доставки информации.
Произошла цифровая революция. К примеру, сегодня создать собственную радиостанцию или какое-то новостное издание в интернете можно в несколько кликов. А скорость интернета позволяет потреблять огромное количество самого разного контента. Все это провоцирует рост дезинформации в мире. Если раньше фейки были примитивные и распространялись с помощью слухов, то сейчас скорость распространения гораздо выше. И возникла необходимость в системе противодействия фейкам.
Держать эмоции в узде
— А как простой человек может определить фейк?
— Я могу дать три главных совета для проверки информации: во-первых, всегда обращайте внимание на первоисточник той или иной новости — кто и когда публиковал. Иногда один только поиск первоисточника может помочь определить фейк.
Во-вторых, эмоциональный фон всегда нужно держать в узде, ведь эмоции притупляют критическое мышление. И этим активно пользуются мошенники, играющие на негативных эмоциях, вроде страха, паники и гнева. Они вызывают у человека эволюционный рефлекс — желание предупредить и защитить себя и своих близких. И в панике человек может стать дополнительным источником распространения фейков.
Ну и, в-третьих, нужно абстрагироваться от шаблонов и стереотипов. Ни один человек не может быть экспертом во всем. Поэтому и при проверке фактов нельзя опираться исключительно на свой кругозор. В нашей практике если специалисты сталкиваются с недостаточностью знаний по какому-то вопросу, то всегда обращаются за консультацией к профильным экспертам, чтобы избежать неверных выводов.
— Если обнаружить фейк под силу простому человеку, то для чего нужны фактчекинговые проекты?
— Дело в том, что обычный человек, подписанный на какие-то паблики, физически не сможет проверить каждое сообщение, которое там появляется. Можно целый день сидеть и проверять каждый пост, и при этом все равно времени не хватит. А фактчекеры помогают в проверке информации. То есть если нет времени самостоятельно проверять фейк, можно отправить его нам в чат-бот. Если мы уже сталкивались с ним, то вернемся с ответом оперативно, предоставив ссылки на источники, факты и аргументы.
Если же этот фейк мы ранее не фиксировали, то мы его обязательно проверим и соберем такой же набор информации, но чуть с большим периодом — у нас внутренняя норма на ответ — 24 часа. За сутки мы проверяем всю информацию, что к нам поступает. А поскольку мы не частная, а некоммерческая организация, то для людей наш сервис бесплатен. Причем, судя по сотням обращений в день, он действительно пользуется популярностью.
Двойники на службе у мошенников
— Недавно на прямой линии с президентом студент продемонстрировал, что сделать дипфейк* может почти каждый. По видеосвязи с Путиным говорил видеодвойник Путина. Выходит, что в ближайшее время мошенники начнут с помощью дипфейков вымогать деньги у тех же пенсионеров. Как отличить фейковое видео от оригинала?
— Производство качественных фейков — вещь дорогостоящая. Поэтому большинство мошенников пользуются дешевыми вариантами этой технологии, которая, конечно, выдает определенные огрехи в видеозаписи. Например, неестественность позы человека, его мимики, а также несоответствие движения губ произносимой речи, разный цвет лица и рук.
Как правило, посредственные дипфейки снимаются в одном ракурсе, потому что при повороте головы может слететь маска и исказиться цвет. Поэтому если человек на видео неподвижен, то это «звоночек», что что-то здесь неладно. Но это — пока. Технологии развиваются, поэтому, возможно, в будущем распознать дипфейк «невооруженным глазом» будет сложнее.
Кроме того, нужно найти источник публикации. Правда, в последнее время единичных фейков, возникающих в маргинальных источниках, не так много. Все чаще создатели используют комбинацию средств, например «дипфейк и социальная инженерия» либо «дипфейк и технический взлом». Последний вариант мы наблюдали в июне прошлого года, когда хакеры взломали эфир федерального телеканала и запустили фейковое обращение президента России, в котором он делал неоднозначные заявления о введении военного положения.
Конечно, когда в эфире крупнейшего канала выходит такое обращение, то в него поверит большее количество людей, чем если бы оно распространялось в «Телеграме». Вот такие сложносоставные технические подделки представляют наибольшую угрозу. И в этом случае нужно подключать технических экспертов, программистов и контрольно-надзорные органы в сфере информатики для того, чтобы все это вовремя заметить, предупредить и опровергнуть.
— А вы как-то отрабатывали эту атаку?
— Мы оперативно зафиксировали это техническое вмешательство и проанализировали его в системе «Зефир» (система мониторинга АНО «Диалог Регионы» для анализа и мониторинга сфабрикованного аудиовизуального контента. — «Вечерняя Москва»). Она с вероятностью 87% определила, что это обращение — дипфейк. После этого мы начали кампанию по опровержению. У нас есть пул фактчекеров из числа федеральных и региональных СМИ, с которыми мы работаем, и вузов, предоставляющих нам экспертную оценку. Они помогли нам с оценкой инцидента.
Исторические фальшивки
— Во время Второй мировой войны появилось много фотомонтажа. Его в пропагандистских целях использовали как наши союзники, так и противники. Сегодня эти фотографии можно назвать фейком?
— Для начала нужно определиться с тем, что такое фейк. В своей работе мы под фейком понимаем недостоверное или частично недостоверное сообщение в социальных сетях, имеющее определенную социальную значимость и предоставляющую опасность или угрозу. Соответственно, различные мифы, легенды и слухи мы не относим к фейкам, пока они не несут опасности. Также мы не относим к фейкам сатирические новости, если они публикуются на портале и портал это указывает. Впрочем, сатирические новости легко могут превратиться в фейки, если люди начнут их бездумно распространять. И такие случаи бывали.
Что касается исторических событий, то я бы не относил подобный фотомонтаж к фейкам, поскольку о существовании таких вмешательств мы знаем и учитываем как их, так и исторический контекст. А кроме того, в данный момент они не несут никакой угрозы. Люди не выстроятся в очереди в банкоматы, за гречкой или не начнут лечить ковид опасными для жизни средствами из-за того, что в 1937 году человек «исчез» с фотографии**.
Но если эта информация будет использована манипуляторами и сможет привести к каким-то социальным последствиям, то мы интерпретируем ее как фейк, будем заниматься и думать над опровержением. А пока она угрозы не представляет, то такую информацию можно расценивать как документ эпохи.
— А как человеку, работающему с историческими документами, определить, что перед ним фотомонтаж того времени?
— Зависит от качества фотомонтажа. Современный человек чаще всего сможет отличить подделку даже на глаз, потому что век назад техника была менее совершенна. Но в некоторых случаях для принятия окончательного решения по историческим фотоснимкам все-таки требуется поддержка экспертов, которые специализируются на подобных подделках.
Мне вспомнилась история про Артура Конан Дойла, который, несмотря на то, что создал гениального персонажа, обладавшего широким кругозором и критическим мышлением, в жизни был легковерным конспирологом. И он стал жертвой обмана двух девушек-подростков, смонтировавших фотографии, на которых якобы были запечатлены лесные феи! Дойл написал большое эссе на эту тему, с которым ездил по миру и тем самым очень «подмочил» свою репутацию. После смерти писателя девушки косвенно признали, что эти фотографии — монтаж, — а современные эксперты, проанализировав их, подтвердили это.
— Существовали ли фейки в советские времена?
— Фейки существовали всегда, в том числе и в советский период. Они появлялись как по естественным причинам, когда информация обрастала какими-то слухами, так и в случаях, когда заинтересованные лица намеренно распространяли дезинформацию. Например, с советских времен существует история о том, как нарком Молотов, чтобы приучить граждан к рыбной продукции, якобы пустил слух, что в Советском Союзе появились контрабандисты, переправляющие за рубеж драгоценности в банках с консервированной рыбой. На глазах у всех Молотов вскрыл одну консервную банку и достал оттуда нить жемчуга, и вроде бы как консервы были раскуплены мгновенно!
Что касается СМИ, то в газетах в то время были кадровые сотрудники, которые отвечали за проверку информации. Поэтому ошибки, ляпы и провокации, которые могли бы привести к появлению фейка, были минимизированы.
Конечно, понятия «фактчекер» тогда еще не существовало, зато сейчас в России во многих крупных изданиях присутствуют фактчекинговые отделы, которые занимаются проверкой фактов, публикуемых в готовящихся новостях.
Специалисты, которые занимаются осинтом*** — разведкой на основе открытых данных, — сегодня востребованы как в частных коммерческих структурах, так и в бизнесе. Учитывая количество дезинформации и те угрозы, которая она предоставляет, — у общества большой запрос на специалистов, обладающих критическим мышлением и навыками работы с открытыми данными. И этот запрос с каждым годом будет только расти.
Манипуляция как новостной тренд
— Сегодня к журналистам подорвано доверие из-за того, что многие «расследователи» фокусируют внимание исключительно на одной стороне вопроса, намеренно упуская отдельные факты, и тем самым вводят аудиторию в заблуждение. При этом фейком назвать эти материалы нельзя…
— Это явление называется фрейминг — технология манипуляции общественным мнением, когда новость подсвечивается с определенной стороны для того, чтобы задать ей нужный ракурс. Действительно, это распространено в журналистике и в крупнейших мировых СМИ, которые цитируют во всем мире, не брезгуют им. Тот же сбор гуманитарной помощи для бойцов можно объяснить так: «В бедной стране не хватает продовольствия и базовых вещей для бойцов, а компетентные органы не могут эту проблему решить». А можно сказать, что «народ сплотился в едином порыве, общество консолидировалось, чтобы поддержать своих воинов». Одно и то же событие можно осветить поразному, и это постоянно делается.
— А нам что с этим делать? Никому не верить?
— Нужно развивать критическое мышление, навыки обращения с информацией, анализировать, выключать эмоции, изучать мнения различных сторон, смотреть, какие аргументы они приводят. Конечно, все проверить невозможно, поэтому имеет смысл проверять ту информацию, которая вызывает наибольший эмоциональный отклик или то, что может повлиять на ваше мировоззрение — религиозные, политические, моральные принципы и убеждения. Ну и, кроме того, всегда можно написать нам, и мы поможем разобраться.
— Какие фейки приходили к вам в чат-бот в последнее время чаще всего?
— В первую очередь — эта серия ложных сообщений о готовящихся террористических актах в школах: в Казани и Костроме, и в Иркутске, и многих других городах. Это спланированная информационно-психологическая операция для того, что повысить уровень тревожности и спровоцировать панику среди россиян.
А еще были популярны сообщения о том, что ВОЗ сообщила о появлении нового вируса Х. Информация тиражировалась не очень корректно — часть деталей опустили, часть исказили, и на волне воспоминаний о пандемии коронавируса многих эта новость очень испугала. У этих фейков было порядка 2,5 миллиона просмотров. На самом деле это было моделирование ситуации в рамках заседания ВОЗ: каким будет план действий в случае новой неизвестной пандемии. Сторонники конспирологии и те, кто боится пандемий, очень легко приняли эту историю на веру и растиражировали ее.
СПРАВКА
АНО «Диалог» — центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом. Основные направления деятельности «Диалога»: сеть из 84 центров управления регионами, цифровизация обратной связи, медиааналитика и онлайн-социология, антикризисные коммуникации, разработка ИТ-продуктов, проведение информационных кампаний, образовательные программы в сфере госдиджитал.
ДОСЬЕ
Сергей Маклаков — главный эксперт фактчекингового проекта «Лапша медиа» с опытом в сфере экспертизы, оценки и верификации информации более 10 лет.
Сергей родился в Костроме в 1993 году, окончил факультет права НИУ ВШЭ.
С 2015 года аккредитованный эксперт Роскомнадзора на право проведения экспертизы информационной продукции.
С 2022 года занимает должность начальника отдела аналитического обеспечения АНО «Диалог Регионы».
* Дипфейк — это техника обработки изображений, заключающаяся в совмещении изображений человеческих лиц с помощью искусственного интеллекта, а затем — замене лица на видеозаписи или фотографии.
** В 1930-е годы в СССР существовала практика ретуши официальных фотографий, когда изображения людей, ставших жертвами репрессий, удаляли со снимков.
*** OSINT (Open Sourсe Intelligence) — это сбор данных по открытым источникам.