Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Символ детского счастья: 65 лет назад появилась первая кукла Барби

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Когда появилась первая кукла Барби: история любимой игрушки
Школьница играет в куклы в Московском городском дворце пионеров на Ленинских горах / Фото: Валерий Шустов / РИА Новости

65 лет назад в продажу поступили первые куклы Барби. До этого — почти 70 лет — советские девочки мечтали совсем о других куклах. почему они, а не Барби, воспитали и привили настоящие ценности, «Вечерней Москве» рассказали эксперты.

Более шести десятилетий долговязая красотка носит титул образцовой игрушки для девочек. Но в наших краях Барби «поселилась» только после падения железного занавеса. До этого советские девочки мечтали совсем о других игрушках. Но именно игры в этих скромных и простеньких кукол делали нас добрыми и отзывчивыми, считают психологи.

Нормы и правила

А в 70-е и 80-е годы прошлого века, на закате СССР, хорошим тоном было критиковать кукол отечественного производства: мол, грубо изготовлены, скучно одеты... К тому же «возраст» этих игрушек был ограничен: они выглядели либо как пупсы-младенцы, либо как дети отроческого возраста.

— Советские игрушки так или иначе были похожи и на игрушки других стран, особенно социалистических, — рассказывает «ВМ» Ирина Рябкова, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, — куклы всегда отражают нормы и правила, господствующие в обществе. В частности, нормы отношения к понятию детства как такового.

Куклы, похожие на людей, изготавливались с древнейших времен. К ХIХ веку это ремесло достигло совершенства. Очень популярны были механические «андроиды», умеющие вертеть головами и двигаться. Это были настоящие произведения искусства. Но и обычные куклы ценились очень высоко. В нарядных костюмах, с головами и руками, сделанными из дорогостоящего костяного фарфора, они были скорее роскошью, чем забавой для детей. Причем изображали игрушечные люди исключительно взрослых женщин, светских дам, реже — кавалеров.

Куклы-дети стали поступать в продажу только с 80-х годов XIX века.

— Когда общество повернулось лицом к детству, ребенок стал восприниматься именно как ребенок, а не как недоразвитый взрослый, стали популярны куклы-дети, которые отражали именно детский мир, опыт детской жизни. И на игрушках такого типа сосредоточилась советская легкая промышленность, — подчеркивает Ирина Рябкова.

Драматургия игры

— Куклы, как и другие игры, и детская литература, — это полноценный способ познания мира, — говорит психолог Елена Курилович. — Занятия с куклами развивают социальные навыки, фантазию и творческие способности, кроме того, помогают детям научиться понимать свои собственные чувства, готовят к будущему материнству.

Если мы возьмем малышку до 5 лет, мы увидим, что она играет в классические «дочки-матери»: воспроизводит с куклами те действия, которые совершают взрослые с ней самой: кормит, пеленает, укладывает спать. У советских дошкольниц этого возраста была очень популярна «Непослушная Аленка» (выпускалась с 1969 по 1988 год): к ней прилагались бутылочка с соской и ложка «с кашей». Когда к губам Аленки подносили соску, она послушно «пила», а при приближении ложки отчаянно вертела головой на маятниковом механизме.

Секрет этого поведения состоял в магнитах, размещенных во рту, а также в бутылке и ложке. Примерно в 5–6 лет драматургия игры расширяется, появляются более «зрелые» сюжеты: «учеба в школе», «поход за покупками», «визит в гости». Пупсы для этих пьес уже не годились, на первый план выходили куклы, изображавшие детей от 5 до 10–11 лет. Очень высоко ценились «ходячие» куклы. Внутри у такой «малютки» располагался механизм из металлических штырей и шестеренок. Если поставить куклу на ноги и «вести», держа за руку, то она будет «шагать», поворачивая голову то вправо, то влево. Особенно прочные конструкции этого типа изготавливались на московской фабрике «Кругозор».

Главное — сюжет

— Одно из ключевых требований к кукле для маленького ребенка — это мягкость, податливость, приятность на ощупь, — объясняет детский психолог, доцент МГППУ Ирина Рябкова. — Игрушка должна быть комфортной физически. Мы — теплокровные существа, поэтому нуждаемся в тепле и уюте.

А дети — особенно. Мягкую игрушку приятно прижимать к себе, действовать с нею. А советские куклы часто были изготовлены из жесткого пластика, поэтому многие дети мечтали о других игрушках. Кроме того, результаты исследований по всему миру показывают, что «особые возможности» куклы не повышают «качество» игры. Чаще всего дети выключают батарейки, забывают, что кукла «ходит», и так далее. Ведь главный смысл игры — это сюжет, который придумал сам «автор».

— Еще один недостаток советских пластмассовых кукол: они не были достаточно гибкими, обладали небольшим числом степеней свободы, — отмечает Антонина Третьякова, доцент Финансового университета при правительстве РФ. — У них, например, были подвижными ноги и руки, но колени и локти не сгибались, а значит, совершать с ними множество действий было затруднительно. Поэтому большим успехом у детей пользовались куклы из резины — они были мягче, удобнее пластиковых. Особенно в производстве таких игрушек преуспели ГДР и Югославия.

Смена фаворитов

Но «резиновые Зины» — и отечественные, и заграничные — уже в 1970-е годы стали колоссальным дефицитом. Поэтому фаворитами, которых брали с собой в кровать, в путешествие и на дачу, становились обычно медведи, зайцы, собаки и прочие «мягкие» зверушки. В 1930–1950-е годы они изготавливались из плюша и набивались опилками. Позже — поролоном. Затем появились игрушки из искусственного меха, набитые ватой.

— Мягкие игрушки, — отмечает Ирина Рябкова, — часто становились любимыми и у мальчиков.

Освоение других тем

— По мере взросления — после 7 лет — девочки все более нуждаются в освоении «взрослых» женских тем: в играх появляются мотивы вечеринки, свадьбы, праздника. Пупс или «кукла-ребенок» уже не подходят, но этим целям идеально соответствовала бы кукла — молодая девушка, — отмечает Антонина Третьякова.

Для девочек в СССР такой образцовой «девушкой» стала немецкая кукла «красавица». Шанс «урвать» это сокровище в магазине был один на миллион. Стоила она около 25 рублей (примерно 30 тысяч на нынешние деньги). Она была уже не ребенок: телосложение ее копировало пропорции девочки-подростка. К тому же у куклы были пышные волосы, забранные в сеточку, и «взрослое», очень нарядное платье с рюшами, оборками и басонами. С этими куклами можно было разыгрывать целые мелодраматические спектакли с балами, скачками, дуэлями и свадьбами.

— А потом появилась кукла Барби, — рассказывает доцент МГППУ Ирина Рябкова. — Она идеально соответствовала игровым потребностям растущей девочки. Ее можно было наряжать, причесывать, она могла не только ходить по гостям и магазинам, но и выйти замуж, и стать мамой, и овладеть какой-нибудь уважаемой профессией — стюардессы, врача, учителя, инженера. Помню, как в постсоветское время, когда аксессуаров для Барби еще у нас продавали мало, мы сами шили костюмы, сооружали дома, выстраивали «интересную жизнь». Очень многогранная, многофункциональная кукла.

Будь собой

В общественном поле к Барби все чаще предъявляют претензию: кукла создает в воображении у девочек образ некоей идеальной женщины без физических недостатков. На ее фоне девушки-подростки кажутся себе слишком несовершенными и страдают. Об этом феномене на Западе снимают кино и пишут книги с посылом: «Не пытайся стать такой, как Барби. Будь собой».

— Очень важно донести до родителей: кукла — это неодушевленный предмет, — объясняет детский психолог Ирина Рябкова. — Он не способен формировать поведение или характер ребенка, у игрушки нет такой власти. Зато такая власть есть у общества, у взрослых, которые окружают конкретную девочку. Если они строго требуют от нее идеальной «женственности», то у нее действительно может развиться комплекс психологических проблем.

А кукла здесь, повторю, ни при чем, — подчеркивает эксперт.

Конкурентки Барби

— Современный рынок игрушек огромен, — отмечает психолог Елена Курилович. — Разновидностей кукол с каждым годом все больше. У Барби появляются бренды-конкуренты — «Братс», «Лол», «Монстр Хай». К каждой кукле прилагаются свой обширный набор аксессуаров, особая мифология. У них своеобразная внешность — они еще меньше похожи на реальных девушек, чем Барби. Скорее они напоминают персонажей мультфильмов. Такого рода куклы по сути расширяют набор сценариев игры, позволяя реализовать самые смелые фантазии. Например, куклы-монстры позволяют играть в «страшные истории», которые помогают ребенку справиться с собственными тревогами, такими как страх неудачи, утраты, страх смерти. Именно эти страхи дети начинают осознавать в возрасте 5–7 лет, и игры-страшилки, особенно если они ведутся в большой компании ровесников, служат полезной психотерапией. В прошлом веке дети тешились «жуткими» историями о «черной руке», современные их потомки сочиняют «леденящие кровь» пьесы с участием кукол-монстров.

Все дети — разные

Но советские игрушки, хотя и перекочевали в сферу «винтажа», тоже вполне могут заинтересовать современных детей. Ведь у них есть замечательные качества — простота и доступность. Эти куклы относительно просты в дизайне и функционале, что делает их понятными и привлекательными для широкого круга детей.

Любопытно, что сегодня многие дети совсем отказываются от игры в куклы. Во-первых, из-за широкого выбора игрушек, ведь это не только куклы, но и конструкторы, ролевые игры, игры с электронными устройствами и многое другое. Будущую жену и мать можно воспитать далеко не только через игру в куклы. Во-вторых, сегодня в детях часто поощряется стремление к независимости и творческой свободе. Девочки чувствуют влияние общественных стереотипов и не хотят им подчиняться, — заключает Елена Курилович.

КСТАТИ

В 1965 году компания Mattel (производитель Барби) выпустила коллекцию под названием «Пижамная вечеринка». В этот комплект кроме стандартной куклы входили весы и книга «Как похудеть». И именно это вызвало возмущение у покупателей. Прежде всего весы навечно застыли на отметке 110 футов (49,9 кг), а главный совет книги, написанный на задней обложке, звучал как «Не ешь!».

Представляете, у скольких девочек развились комплексы по подводу веса и как много из них заболели анорексией? Под влиянием протестов родителей компания в 1966 году убрала из набора весы. А уже на следующий год из него исчезла и книга

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.