«Гнев врачуется временем»: зачем разводящимся супругам нужны три месяца на примирение
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Госдуму внесли законопроект о попытке примирения супругов при разводе. Документ предполагает, что при бракоразводном процессе будет оказываться помощь в сохранении брачно-семейных отношений. Что изменится в случае принятия законопроекта и какие меры предлагается внести, разбиралась «Вечерняя Москва».
Психологи и отложенное рассмотрение дела
Согласно проекту закона, опубликованного в базе законодательной деятельности палаты парламента Российской Федерации, суд будет предпринимать меры для примирения супругов при рассмотрении дел о расторжении брака. В частности, речь идет о парах, у которых есть общие несовершеннолетние дети. Супругам будут оказывать помощь, если один из них не согласен на расторжение брака.
— Очевидно, что супруги не всегда способны самостоятельно урегулировать проблемы, которые привели к решению о расторжении брака, — говорится в пояснительной записке к документу.
Законопроект предполагает применение мер для примирения супругов, в том числе получение ими социально-психологических услуг. Суд будет вправе отложить разбирательство дела, назначив участникам срок для примирения в пределах трех месяцев.
Если же меры по примирению сторон окажутся безрезультатными, супруги (оба или один из них) будут уклоняться от их реализации и продолжат настаивать на расторжении брака, то это решение будет исполнено. Законопроект не повлечет излишнего вмешательства государства в жизнь семьи, подчеркивается в пояснительной записке.
Срок для примирения имеет значение
По словам юриста Дениса Хмелевского, сейчас суды дают супругам до трех месяцев на примирение. Если один супруг подает на развод, то другой может попросить суд предоставить время для примирения, поскольку считает это решение эмоциональным порывом.
— Практика такова, что в рамках этой просьбы суд не всегда дает для примирения три месяца, то есть откладывает рассмотрение дела на этот срок. Иногда это могут быть два месяца, — объяснил эксперт.
Хмелевской рассказал о случае из собственной практики: супружеская пара, у которой был совместный бизнес, собралась разводиться. Супруг в суде попросил дать три месяца на примирение, поскольку был готов сохранить семью, привести на процесс детей, которые не хотели бы, чтобы папа и мама разводились, и дать множество аргументов против такого решения. Он считал, что иск о разводе — эмоциональный порыв супруги и нужно время, чтобы эти эмоции стихли.
— Суд пошел навстречу. По истечении трех месяцев я приехал к ним на семейный обед, и супруги приняли решение, что не будут разводиться, — поделился юрист.
Хмелевской привел и другой пример. Состоятельная пара защищала свой бизнес от рейдерского захвата. Их представители начали побеждать в исках по этим делам, и один из супругов в результате приобрел внушительную сумму денег. Один из юристов, оценив масштаб его имущества, решила, что ей нужен такой мужчина, и сумела влюбить его в себя.
— Это получилось потому, что на тот момент мужчина с супругой и детьми жили в США. Но его жена не смогла приехать вместе с ним в период судебных тяжб. Он был здесь один больше полугода. Я об этом узнал случайно. Мы закончили дело, отпраздновали. И тут звонит его супруга и объясняет сложившуюся ситуацию, — рассказал эксперт.
Юристке было очень важно завершить бракоразводный процесс мужчины, пока тот был на эмоциях, и быстро женить его на себе. По словам Хмелевского, шанс спасти эту семью был бы только в том случае, если бы суд предоставил для примирения три месяца, чтобы законная супруга могла прилететь из США и привести своего мужа в чувство. Увы, процесс был отложен всего на полтора месяца, а счет шел на минуты. В результате развод все же состоялся, а уже через сутки мужчина заключил брак со своей «соблазнительницей».
— Это плохой кейс, но он показывает, что здесь срок был принципиален, — подчеркнул юрист.
Поможет ли новый законопроект сохранить семьи
Хмелевской считает, что срок длительностью три месяца для примирения супругов нужно сделать обязательным. Иногда в семье могут возникать конфликты, которые могут приводить к разводам. Споры у супругов бывают крайне эмоциональными, и когда они возникают между самыми близкими людьми, такие процессы всегда воспринимаются намного острее обычного.
— Аристотель сказал: «Гнев врачуется временем». Эти три месяца нужно сделать обязательными, чтобы не так легко было развестись. Если это действительно должно произойти, то можно и подождать. Законодательная инициатива направлена на то, чтобы предоставление длительного срока для примирения было не правом судьи, а его обязанностью, — подчеркнул собеседник «ВМ».
По его мнению, раз супруги чем-то руководствовались на момент заключения брака и оформили его, значит, не стоит поддаваться эмоциональным порывам завершить союз. И если конфликты возникли, то нужно время, чтобы хоть немного их сгладить.
— Это влияние западной культуры, которое предназначено для размывания наших семейных ценностей: родитель номер один и номер два, разрушение культурных слоев, выведение людей на ступени эмоциональности, эгоцентричности, потребительства. Получается каша, которой легко управлять, а государствообразующий институт уничтожается. Получаются не цельные личности, а управляемые зомби, — добавил эксперт.
Хмелевской привел и другой пример. У одной подруги был хороший супруг, а у другой — не очень. Вторая начала завидовать семейному счастью первой и решилась на пакость. Она начала эмоционально давить на подругу, чтобы добиться ее развода. Сам мужчина не мог понять, что происходит с женой.
— Мы просили у суда отсрочку для примирения. Но даже если бы ее дали, ничего бы особенно не получилось. Семье нужна была помощь психологов, а ресурсов на них у пары не было. В итоге семья с маленькой дочкой развалилась, — поделился юрист.
Поэтому законопроект, который обяжет суды давать супругам для примирения три месяца и обеспечивать получение ими социально-психологических услуг, очень хороший, заключил эксперт.