Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

На одном дыханье со страной

Общество
Поэт Сергей Арутюнов в редакции газеты «Вечерняя Москва»
Поэт Сергей Арутюнов в редакции газеты «Вечерняя Москва» / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Каждое новое время рождает новые стихи. Иначе не бывает, ведь поэзия — зеркало времени. Однако при этом зеркало, безусловно, может искажать реальность: расширять ее и сужать, придавать ей уродливые формы и беззастенчиво льстить. Но прямое зеркало все равно побеждает в королевстве кривых зеркал. И мы хотим вас познакомить с поэтом, имя которого известно, но не так широко, как имена многих его коллег. Знакомьтесь — Сергей Арутюнов.

Как — Сергей Арутюнов? Так воскликнут те, кто читает «Вечернюю Москву» регулярно. Им это имя хорошо знакомо. Сергей не раз принимал участие в круглых столах и эфирах сетевого вещания «Вечерки», печатал колонки, выступал как эксперт по литературным вопросам. Но мы никогда не представляли его самого как поэта. А сделать это стоит. Ведь поэт Арутюнов — сам по себе явление и то самое прямое зеркало, которое иногда ждет своего часа в тихом уголке. Сергей издал девятнадцать поэтических сборников, четыре книги прозы и публицистики, книгу переводов с английского. Почитайте. Это того стоит.

Квадрокоптер

Я редко бывал там, где шумно и пенятся вина,

Не слишком спортивный, однако стрельба как диета,

В «Поручике Ржевском», где водка отчасти цивильна,

Но чаще — «Гвардейка», в угоду мечтам контингента,

Немногие пили. Кого разогнала контора

По дальним чужбинам, кого так совсем завалили...

Один был с игрушкой для сына — четыре мотора,

Зарядка для пульта с инструкцией на суахили.

Гордился подарком на польские деньги хорунжий:

Три года вдали от потомства — хоть чем-то обрадуй...

— Оружием станет, — сказал повертевший игрушкой,

И все рассмеялись, мол, как это может быть правдой,

Но был непреклонен, кладя причиндалы в коробку,

Седой штурмовик, за плечами которого «Вымпел»:

— Лет семь еще есть или восемь.

Готовьтесь к уроку.

Наплачемся горько, — сказал в заключенье.

И выпил.

Отпуск

Заходил на работу, ну как там, дескать,

Не застал начальства, лишь эта, в кадрах,

Позавидовала, что две сотни трескать

Каждый месяц — отличный семье приварок.

Позвонил знакомым — не взяли трубок,

При делах, при детях, и так понятна

Эта жизнь при женах и при подругах,

Что куда там суслику до бурьяна.

Посидел в кафешке. Был джин заборист,

Аж ресница хрустнула соляная.

А домой не сунулся. Ночью поезд,

Да и что там, дома. Воспоминанья.

Не заплачешь на людях, вечно хмурых,

По мечте несбывшейся и заветной.

Уезжая, забычковал окурок,

Обещая вернуться уже с победой.

Разговор

Я понял бы, если б, исхлопан

Друзьями, могуч и велик,

Отделался б в несколько слов он

От кратких вопросов моих.

— Давно? — Что-то около суток.

— Ну, как там? — Уже не свернем.

— Здоровье? — С апреля в простудах.

— Вернешься? — Сегодня же днем.

Я принял бы загнанный шепот

И нервную пластику рта,

Но вот он уходит, и что тут

Сказать, если вдруг никогда

Не встретимся? Кратки мгновенья,

Как свет ноября, коротки.

Дешевая мини-кофейня,

Кивок и пожатье руки.

Добровольцы

Позволь спросить — во что ты веришь, мгла?

Статистику доверь военкоматам:

Они ушли, когда беда пришла.

Их пробовали тормозить — куда там.

Ушли, и март заплакал, как дитя,

И вслед им загалдел синичий форум...

А ты б смогла, на зов земли уйдя,

Быть, как они, глухими к уговорам?

То был инстинкт. Возможно, основной —

Пренебрегать ущербом костным тканям.

Дышать одним дыханьем со страной

И означает быть ее дыханьем.

Телефон (Владимиру Л.)

Nokia: с первого по седьмой ролики безобидны —

Отдых, рыбалка, быт, заметно дрожанье камер,

После — ночное передвижение из кабины,

Предположительно, по очертанию стекол — «Хаммер».

Клятва: алтарь под личиной козлиной горит пентаклем,

В отсветах пламени кострового — чубы братишек.

Пленного режут под горло лезвием ритуальным,

Чашей с жертвенной кровью обносят вояк притихших.

Герб государственный засветло скалывают с фасада,

В администрации топчут охранницу, жгут монаха,

Лесомассив, перебежка — отчаянный вопль: «Засада!»

В кадре обочина, дым и при съемке с руки — канавка.

Личность владельца следствие в общем установило.

Сколы по краю устройства, поверхность частично сохранна.

Опись окончена. Старший уполномоченный, ФИО.

К делу приложены отпечатки пальцев с экрана.

Фиксация

Метров пятьсот еще — так дальномер обрек,

Сутки, не больше, как тут закончен кипеж.

Бахает сильно, но километрах в трех,

И не захочешь, а поневоле всхлипнешь.

Из-за угла развороченного встаем.

Гарью одной округа благоуханна.

Протоколируем: съемка ведется днем,

Дата и время в правом углу экрана.

Вот она, та, у которой, попить прося,

Наши легли отнюдь не по воле рока.

Это не мы ее. Это ее друзья.

Крупно, наездом — чешская маркировка.

Цепь доказательств твердой рукой скую,

Поздно скрываться, в ужасе выть животном —

Сядет весь этот мир на одну скамью,

Весь этот мир предстанет пред эшафотом.

Старуха

Девяностолетняя, она,

Твердо помня даты, имена,

Не чинясь, что время утечет,

Дознавателям дала отчет.

— Сколько было? — Чуть пробило два.

— Били? — Нет. Столкнули на дрова.

Что я им? Они и так сильны —

Тятеньку сорвали со стены.

— Фото? — Фото. Он там со звездой,

Позже в партизанах был связной.

Застрелили тятю вот сюда.

С той поры я и сама седа.

— Сколько были в хате? — Пять минут.

— Шустрые? — Заметят, подмигнут.

Легкораненый и то не сник.

Тятю моего один из них.

— Правнук разве... — Хоть смолой обмажь.

— Восемьдесят лет прошло, мамаш...

— Как узнала, кто спалил дотла,

Виду я ему не подала.

Молебен

Да разве ж такой туман? Размытие, и всего-то.

От вражеского контроля рубеж нулевой тая,

Давай улыбнись хоть раз, хотя бы на беглом фото,

Иначе как отличить, какая война твоя?

Забыты в единый миг и выпивка, и куренье,

И годы, как известняк, и словно тому сто лет,

Взываешь к своей душе, стоишь на одном колене,

Оглядываешь судьбу — смешна: суета сует.

Что батюшка там кричит готовым идти колоннам?

Кто вспомнит под крик жену, а кто хоровод лахудр.

Откуда ж явилась дрожь под Спасом Нерукотворным?

Как тысячу лет назад, и грозен Господь, и хмур.

Идем же, как все идут, кто медленней, кто быстрее,

Да будет весь облик твой продуман, мастеровит,

А ну-ка не подводить, собаки, ни слух, ни зренье,

А там уж кого куда грядущее сохранит.

Цвет глаз

Не хвались, что любой разгадаешь задвиг,

Не ходи, горделив и разлапист,

Если мертвые руки не тискал в своих,

И не складывал если крест-накрест.

Я вот эту вот запись тебе отчеркну,

Чтобы знал ты, где кредит, где дебет,

Как седеют чернявые за ночь одну,

Да и русые тоже седеют.

Тут и длительный страх, и мгновенный обстрел —

Пара вспышек, и ходишь, пришлепнут.

Если зеркальце есть, как понять, что сгорел?

Тусклый взгляд, невменяемый шепот.

Не сбежать ни от бомб тебе, ни от ракет,

Но в учебных твоих раздевалках

Улыбнутся, как туго крутил турникет,

И зашкаливал пульс, и стихал вдруг...

Это врут — балахон с капюшоном, коса.

Я видал, не сносить головы мне,

Что у смерти глаза, что у смерти глаза,

Что у смерти глаза голубые.

ДОСЬЕ

Сергей Сергеевич Арутюнов родился 21 апреля 1972 года в Красноярске, окончил московскую физико-математическую школу «Царицыно», учился в МИСиС на программиста автоматизированных систем управления металлургическим производством (цветные и редкие металлы и сплавы), окончил отделение поэзии Литературного института им. А. М. Горького. Главный редактор портала «Правчтение.Ру» Издательского Совета РПЦ.

МЫСЛИ ВСЛУХ

Нагая плоть винтовок*

Читая стихи Сергея Арутюнова

Александр Куприянов, главный редактор «Вечерней Москвы», писатель:

— …В стихотворении «Добровольцы» он замечает: «Дышать одним дыханьем со страной и означает быть ее дыханьем». Сегодня это главное. СВО подняла вал патриотического творчества. У нас в стране вообще любят писать стихи. От дворника до министра. Такой народ. Только не забудем, что «кропать» и «писать» разные понятия. Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой навеки остались с нами. Если вспоминать замечательного поэта-фронтовика Винокурова. Другой поэт-фронтовик, Левитанский, успел сказать Арутюнову, тогда еще студенту Литинститута, очень важные слова. Арутюнов их запомнил.

Его маленький сборник стихов «Зарево», изданный тиражом всего 200 экземпляров, подтверждает: связь поколений не прервалась. Поэт Арутюнов — прямой наследник обжигающей поэзии Великой Отечественной войны. Вот солдат, вернувшийся с «передка», заходит в ночной клуб. Тех, с кем он встречается, поэт называет «блогосферой». Солдат стоит. Смотрит.

Стоял бы. Вокруг бомонд исходил бы пеной —

Гоните мерзавца ряженого взашей!

Но за спиной его высился б сорок первый.

За вашими — только закинувшийся виджей.

Подлинная поэзия пробуждает в читателе то, что у поэта скрыто между строк. Проявилось много наносного. Вал обновления страны огромен, и пена неизбежна. Так бывало во все времена. Кто-то вяжет носки и маскировочные сети, собирает гуманитарку, а кто-то выкладывет селфи на фоне БМП. Хорошо, что хоть еще не на фоне взорванного дома. Бездарно кропающие в своих речитативах «Донбасc — фугас» инфантилы, гламурные репортерки, распускающие локоны по выпуклостям бронежилетов перед телекамерами… Сам президент обратил на них внимание и попросил не отправлять теледив в окопы. А еще прифронтовые прелестницы-рэперши, которые носят пузырящиеся на коленях штаны-комбаты и завывают со сцен деревенских ДК про утраченную в огне пожарищ любовь. Откуда пожарища? Она у них была, любовь?

Просто рэпершам так нравятся словечки «передок» и «либретто», что они тут же берутся штопать ремейки. Даже на «Войну и мир» Толстого. На «Мастера и Маргариту» Булгакова. Свои упражнения-потуги называют рэп-рок-операми. Они уверены: уж коли есть «передок», то где-то рядом там и либретто! А что тут запретного? В недавнем фильме Пушкин и лицеисты на балу поют и танцуют рэп. Так авторы разжевывают классику поколению накопителей лайков. Накормишь ли подозрительной жижкой страну? Ни суррогат-поэты, ни псевдопатриоты не замутят очищающего, горького, студеного — зубы ломит — слова. Таковы стихи в сборнике «Зарево». В стихотворении ォШтабныеサ Арутюнов пишет:

Потому что месяца полтора

И с участка снимут… А как не снять?

Есть тут и личные повара.

И кому-то деверь. И чей-то зять.

Еще:

И не стираются на раз-два

С ликов крутых особ

Черные линии воровства

С гульбищами нон-стоп.

Арутюнов преподает поэтическое мастерство в Литературном институте, участвует во многих, так нужных стране и фронту, делах. Но окопную правду он знает не понаслышке. Только человек, ходивший в тыл врага, мог написать: «Господи! Можешь меня оставить — не оставляй парней!» Не обходит стороной болезненную тему сбежавших. Одни, поумнее, релокантят куда-нибудь к братушкам, в Сербию, чтобы не записали в предатели. Клебздонят (еще одно словечко) оттуда сериалы, в которых разоблачают разбойничью сущность русского народа. Получают деньги с этого самого народа, позорятся в глумливых высказываниях и попадают в сетевые разборки… Другие — поглупее, бегут на Лазурный Берег. К вождю в приталенном пиджачке, который изображает из себя то ли Жана, то ли Жанну Д’Арк. Генетики считают, что Орлеанская дева страдала синдромом Морриса. Человек с этим заболеванием внешне может напоминать женщину, но генетически является мужчиной. Но тут выскакивает, как черт из табакерки, рыжий американец-баламут и орет на весь мир: «Есть папа и мама! А родителей номер один и номер два — не было и нет!» Правда, один русский мужичок, невысокий, но с острым взглядом, сказал все это в Мюнхене почти двадцать лет назад. Не послушали его тогда… А зря.

Появилось еще одно сословие — поэт Арутюнов его видит. Правдолюбы-ждуны. Они знают «всю правду». Знают и… молчат в тряпочку. Ждут, как фишка ляжет? А она уже легла. Так, как надо. Вот какие темы мы находим в маленьком сборничке «Зарево». Не боится автор и сложнейшей темы потерянного поколения, фронтового синдрома, открытой титанами прошлого — Астафьевым, Ремарком, Хемингуэем, Некрасовым («В окопах Сталинграда»). Арутюнов проходит по краю, почти на грани фола:

Ликуй, оживлена, стройна,

За пригоршню рублей,

Спляши на мне, моя страна,

Утешь меня. Убей.

В сборнике нет ничего пошлого, наносного. Правда, иногда окопный сленг, уличный слог — через край. Но время пройдет — все очистится и станет прозрачным. И пена спадет. В стихотворении «Отпуск» контрактник всего на день заехал в родной городок. Зашел на работу — начальства нет, потом — в кадры, кадровичка позавидовала — две сотни, хороший приварок для семьи. Позвонил знакомым — «не взяли трубок». И вот финал:

Посидел в кафешке. Был джин заборист,

Аж ресница хрустнула соляная.

А домой не сунулся. Ночью поезд.

Да и что там, дома. Воспоминанья

Не заплачешь на людях, вечно хмурых,

По мечте несбывшейся и заветной.

Уезжая, забычковал окурок.

Обещая вернуться уже с победой.

И заглядывает Арутюнов далеко. И круги ведет шире окурка. Точного, тем не менее. В стихотворении «Набег», пишет поэт, пришла «учить нас свободе европейская розга». В воронке, «с выраженьем каким-то нелепым», остались лежать два погранца, «в сущности, оба подростка». Как их зовут? Кем лежат они? Арутюнов уверен: «Борисом и Глебом, Борисом и Глебом, Борисом и Глебом...» Кто запамятовал, Борис и Глеб — братья, первые русские святые. Канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев.

* В заголовке использована строчка из стихотворения C. Арутюнова «Босх», сборник «Зарево», Сергиев Посад, 2025

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.