Студентов будут проверять? Что может войти в понятие традиционных ценностей
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНИУ ВШЭ создаст систему оценки принятия студентами традиционных ценностей. Точного определения этого понятия пока не существует, однако ожидается, что разработка такой системы позволит укрепить духовно-нравственный фундамент общества и обеспечить устойчивое развитие образовательной среды. Как мог бы работать подобный инструмент и что можно понимать под определением традиционных ценностей, разбиралась «Вечерняя Москва».
Как можно организовать подобный мониторинг
Профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников высказал свое мнение о системе оценки принятия студентами традиционных ценностей.
— Недостаточно только социологических опросов, потому что люди могут на словах представлять себя сторонниками традиционных ценностей, а в реальной жизни вести себя наоборот. Необходимо углубленное изучение этих вопросов, — считает профессор.
Он добавил, что если говорить о традиционных ценностях с одними и теми же студентами, то нужно проводить с ними такое занятие несколько раз и смотреть, как изменилось их мнение: чтобы они не просто отвечали на вопросы, а рассказывали о своем отношении к тем или иным ценностям и людям, которые поступают тем или иным образом.
— Нужно задавать вопросы: кто в этой ситуации, по вашему мнению, поступил правильно, а кто — нет? Вся группа должна это обсуждать. Так я себе это представляю. Но, возможно, в Высшей школе экономики представляют такой мониторинг совершенно иначе, — добавил собеседник «ВМ».
Синельников поделился своим опытом занятий со студентами, так как читает курсы на темы демографии, семьи, отдельно — браков и разводов. Он обсуждал со студенческими группами семейные проблемы и ситуации, которые часто встречаются в жизни.
— Подавляющее большинство людей, когда их спрашивают, что для них важнее всего в жизни, ставят семью либо на первое место, либо на второе — после здоровья. Но какую семью они имеют в виду? Очень многие считают семьей пару без детей, живущую вместе в так называемом гражданском браке, не регистрируя свои отношения, — привел пример профессор.
Разное восприятие
Даже если традиционной ценностью считается только семья с детьми, для многих это семья, в которой есть всего один ребенок.
— Кроме того, многие, даже среди социологов и демографов, считают, что совершенно нормальной является семья, в которой нет отца. По их мнению, детям это не вредит. Важно обсуждать это со студентами, — подчеркнул собеседник «ВМ».
В качестве примера он привел еще одну ситуацию. Предположим, что есть обычная, нормальная семья: муж, жена, дети. Он заботится о жене и детях, всех их любит, не пьет, не курит, прилично зарабатывает, не изменяет жене, не бьет ее, помогает по хозяйству, занимается с детьми, гуляет с ними, помогает им готовиться к урокам в школе. С объективной точки зрения, упрекнуть такого мужа не в чем.
— Но в какой-то момент жена почувствовала, что она его разлюбила. Достаточная ли это причина для развода с ним или нет? Когда обсуждаешь это со студентами, часто видишь, что во многих случаях большая часть группы считала, что это вполне уважительная причина для развода, — рассказал Синельников.
Это подтверждается данными исследований кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, согласно которым многие люди считают, что муж имеет моральное право на развод с нелюбимой женой, а жена имеет такое же право на развод с нелюбимым мужем, несмотря на то, что у них есть дети, а нелюбимый супруг ни в чем не виноват.
— Эти представления очень глубоко укоренились в нашем обществе. Я считаю, что это несовместимо с традиционными ценностями. Что традиционная ценность — это ценность не просто семьи, а семьи, основанной на законном браке, имеющей нескольких детей, о которых заботятся родители и которые будут помогать родителям, когда вырастут. Что брак, на котором основана эта семья, должен быть прочным, и что он не может быть разрушен по такой причине. Но с этим далеко не все соглашаются, — указал профессор.
Чтобы убедить в этом людей, необходимо расспрашивать их о примерах из жизни: как в дальнейшем сложилась судьба их знакомых, которые приняли решение развестись по таким причинам? Если у них образовалась вторая семья, что с ней было потом, не распалась ли она тоже? Демографы знают, что повторные браки распадаются не реже, чем первые.
— Как отразилось на судьбе детей то, что в семье нет отца? Или что на место отца пришел чужой для них человек, который стал их отчимом? Причем не потому, что родной отец плохой, а потому, что матери он почему-то разонравился. Надо обсуждать такие ситуации на нескольких занятиях с одной и той же группой, просить студентов привести такие примеры из жизни их знакомых, — рассказал собеседник «ВМ».
Кто может быть приверженцем традиционных ценностей
Синельников также сослался на исследование Фонда общественного мнения (ФОМ), в котором людей спрашивали, можно ли считать приверженцем традиционных ценностей человека, который принимает за норму те или иные вещи.
— И в частности, меня больше всего заинтересовал вот такой вопрос: можно или нельзя считать приверженцем традиционных ценностей эгоиста, который ставит свои собственные интересы выше интересов других людей? Который не считается с интересами своих ближайших родственников, коллег по работе, соседей, жителей своего города, села и так далее, — перечислил профессор.
По его словам, именно эгоизм является главным врагом всех традиционных ценностей. Из-за него часто распадаются семьи. Многие эгоистичные люди и вовсе не хотят создавать семью, чтобы не ограничивать свою личную свободу.
— И вот что мы видим по ответам на этот вопрос того же исследования ФОМ, проведенного в августе 2024 года: 22 процента опрошенных считает, что такого человека можно считать сторонником традиционных ценностей. Это значит, что у многих людей само представление об этих ценностях совершенно неправильно, — обратил внимание собеседник «ВМ».
Правда, гораздо больше (65 процентов) респондентов считают, что такой человек не может быть сторонником традиционных ценностей. Еще 13 процентов участников исследования затруднились ответить на этот вопрос.
— 22 процента — это не большинство, но все-таки довольно значительная группа. Причем это среди всех опрошенных. А если учитывать ответы только молодых людей от 18 до 30 лет, то среди них уже не 22, а 36 процентов, считающих, что эгоист может быть сторонником традиционных ценностей, — подчеркнул Синельников.
По его мнению, необходимо работать с молодежью и пытаться воздействовать на ее мнение не только через занятия, но и с помощью средств массовой информации — прессы, радио, телевидения. Это касается и более старших поколений. Более того, считает профессор, такую работу, которая будет долгой и упорной, нужно начинать уже в школе, в рамках учебного курса «Семьеведение».
— Необходимы научные исследования по этому поводу, контроль полученных результатов, учет опыта, полученного в ходе такой работы. Очень нелегко решить эту задачу, но если ее не пытаться даже решить, то возродить традиционные ценности не получится, — резюмировал собеседник «ВМ».
Что такое традиционные ценности
Депутат Мособлдумы Анатолий Никитин в беседе с «Вечерней Москвой» объяснил, что традиционные ценности — это ориентиры и идеалы, которые формируют социальный и культурный фундамент жизни общества.
— Это нравственные принципы, благодаря которым укрепляется единство страны, ее суверенитет, — добавил собеседник «ВМ».
По его словам, залогом существования и процветания России является крепкая семья, что тоже можно отнести к традиционным ценностям. Сейчас рождаемость в стране упала до критического уровня: ее суммарный коэффициент ниже, чем в 90-е годы, и составляет менее 1,4.
— Многодетность должна стать нормой. Необходимо популяризировать ценность семьи и рождения детей, усиливать меры поддержки семей с детьми, — считает депутат.
Еще одним важным вопросом в традиционных ценностях являются жизнь и здоровье человека. Ему важно постоянно развиваться, в том числе физически. Со здоровым образом жизни ситуация сегодня улучшается.
— По данным Минспорта, 65 процентов молодежи регулярно занимается спортом, а в 2013-м тренировались только 40 процентов. Отрадно наблюдать эти изменения в жизни: большинство друзей моего сына, которому 19 лет, ни разу не пробовали алкоголь. Открытые спортивные площадки, нормативы ГТО, популярность забегов и марафонов — все это работает, — обратил внимание Никитин.
Еще одна необходимая составляющая традиционных ценностей — интеллектуальное развитие. Оно невозможно без должного воспитания и образования.
— Необходимо окончательно отказываться от Болонской системы. Большинство россиян со мной согласятся — опросы показывают, что люди хотят возвращения прежней системы обучения, — рассказал депутат.
Еще одним фундаментом российской самобытности он назвал высокую духовность. В это понятие входят любовь к Родине, уважение в семье, преемственность поколений, вера в Бога.
— Важно помнить: каждый из нас многое может сделать для родного города и региона. Все составляющие понятия «традиционные ценности» одинаково важны. Их нужно развивать и укреплять с детства. На протяжении веков Россия была и должна оставаться сильной, а ее население — сплоченным, — заключил Никитин.
В 2024 году в Госдуме обсуждали возможность возвращения налога для бездетных семей, как в СССР. По мнению члена комитета Госдумы по обороне Андрея Гурулева, инициатива позволит поддерживать сирот и детские дома. «Вечерняя Москва» обсудила с экспертами, повлияет ли это предложение на демографическую ситуацию в стране.