Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

«Приглашенных режиссеров не будет»: директор «Ленкома» Дмитрий Берестов — о предъюбилейном сезоне

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Ленком». Сергей Степанченко (Тевье) и Олеся Железняк (Голда) в легендарном спектакле «Поминальная молитва», восстановленном Александром Лазаревым
«Ленком». Сергей Степанченко (Тевье) и Олеся Железняк (Голда) в легендарном спектакле «Поминальная молитва», восстановленном Александром Лазаревым / Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

5 сентября легендарный Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» открыл 99-й, предъюбилейный сезон. Для Дмитрия Берестова он станет первым полным сезоном, поскольку он был назначен на должность директора театра в январе текущего года. Кроме этого, Дмитрий Юрьевич еще и директор Театра на Юго-Западе. «Вечерняя Москва» поговорила с ним перед открытием сезона и о театре, и о сопутствующих творчеству вещах, зачастую не видимых нашему глазу.

За плечами у Дмитрия Берестова, несмотря на его молодость, — солидный управленческий опыт, которым, впрочем, он не кичится. На встречу не опоздал ни на минуту, шутит — тонко, говорит — взвешенно, но как-то очень открыто, чем к себе располагает. Нет в нем и высокомерия, которое часто появляется у крупных управленцев. Скорее наоборот: он об очевидных своих заслугах старается не говорить, а если говорит, то смущенно. Выходных и отпуска, кстати, у него в этом году не случилось, о чем, впрочем, он не особо жалеет: «Отдохнуть успею, а вот дела не ждут. Выходные дни — это для кого-то. Я не понимаю, как их брать… Отпуск у меня был, но я все равно находился на работе. На пять дней оторвался, перезагрузился — и снова на работу. Это максимум, что я могу себе позволить. Но не подумайте, что я жалуюсь. Мне все это нравится!».

Дмитрий Юрьевич, за плечами у вас почти девять месяцев работы в «Ленкоме», и мы на пороге нового сезона первого и для вас, и для Владимира Панкова, который был назначен худруком тогда же, когда и вы на пост директора. Вы были знакомы раньше, сработались?

— Сработались, а знакомы не были. Я о нем слышал немало хороших слов, но познакомились мы с Владимиром Николаевичем, только когда в кабинете министра сообщалось о назначении. Хотелось бы, пользуясь случаем, сказать и Департаменту культуры, и правительству Москвы огромное спасибо за такое доверие, ведь «Ленком» — это настоящая легенда, и труппа тут уникальная. Меру своей ответственности я осознал сразу.

— Если честно, когда вас назначили сюда, не тряслись поджилки? «Ленком» — театр особый

— Волнение, конечно, было. Любое новое дело — это ведь как прыжок с парашютом. Когда я служил в армии и прыгал первый раз, меня спрашивали: «Ты как, переживал?» А что сказать? Да, переживал. Но прыгать-то надо! Так и здесь. Я понимал, что есть огромная ответственность. Но поскольку я перфекционист, то переживал скорее за то, хватит ли у меня ума, сил и энергии все улучшить.

— Сейчас вы все закоулочки уже тут изучили, все подвалы-чердаки «наизусть» знаете?

— Конечно, и довольно давно уже. Всегда подчеркиваю, что я не кабинетный директор (смеется). Сидеть за столом — одно, а нужно быть всюду и везде: знать все цеха, быть знакомым со всеми сотрудниками. У нас обязательно проводятся оперативные совещания, где быстро решаются текущие вопросы по принципу «ничего не откладывать на завтра, если можно сделать сегодня».

Знаете, я, когда впервые пришел в «Ленком», сразу обратил внимание на чистоту. Как непросто ее поддерживать, я отлично понимаю, не мог этого не отметить. Мы продолжаем поддерживать театр в надлежащем состоянии.

Например, в этом сезоне проведем, уже начали, реставрацию фасада здания. Там есть четыре фигуры наверху, курильницы, вот их мы и реставрируем. В обоих театрах подготовка к сезону включает модернизацию систем, обслуживание, уборку. Это всегда ответственность директора. Важно, чтобы сотрудники вернулись после лета в чистые кабинеты, увидели ремонт и почувствовали, что о них заботятся.

— В межсезонье театр отдыхал или велись какие-то работы?

— Помимо необходимого ремонта, мы работали над рядом вопросов, но тут мне хотелось бы сохранить небольшую интригу. Скажу только, что дирекция театра должна работать так, чтобы что-то улучшалось в жизни театра и его сотрудников, и улучшения эти по сравнению с прошлым сезоном будут.

Об одном из них скажу, поскольку его нет смысла держать в тайне: заработал новый сайт нашего театра. Интерфейс стал более ярким и понятным. Сейчас, кстати, в соответствии с постановлением правительства Москвы введены именные билеты. У нас внедрение этой практики никаких трудностей не вызвало: мы сразу предприняли ряд мер, благодаря которым наши зрители могут комфортно купить именной билет по удостоверяющему личность документу. И кассы у нас работают теперь постоянно, билет можно купить и там, и онлайн.

— О, покупка билетов в «Ленком» всегда была особой историейВспоминать страшно!

— Очередей и давки сейчас, правда, нет, хотя тенденция налицо: зрители стали больше обращать внимание на театр, стали чаще ходить. А сегодня театр находится в интересных условиях, и не скажу, что простых. Идет колоссальная борьба за внимание зрителей, особенно молодых, с компаниями, которые вкладывают огромные деньги в свои культурные проекты, — у театра нет таких бюджетов, как у некоторых из них. С другой стороны, конкуренция — это хорошо.

— Чем театр может сегодня «взять» зрителя?

— Я не за творчество отвечаю, конечно, но… На мой взгляд, атмосферой, качеством. Нашим коньком остается классика. Миропонимание и мироощущение, передаваемое через нее, важно для молодых зрителей, поскольку это язык нашей истории.

— А средний возраст зрителей у театра...?

— По статистике — 40–60 лет. Молодежи меньше. Но я уверен, что если правильно подать материал, молодые придут. Кстати, есть еще небольшая новость, но она обрадует постоянных зрителей: чтобы не создавать толкучку при входе в театр и очереди, мы открыли дополнительные двери.

— Вот за это спасибо, потому что и правда была толкучка. А цены в буфете? В театральных буфетах сейчас дороговато.

— Цены останутся на том же уровне, что и были, но мы порадуем зрителей разнообразием: на совещании с начальником буфета решили, что нужно несколько расширить ассортимент. Будут и новые сервисы, например, бронирование столика.

— Это сильно. То есть, если ты не подсуетился вовремя, останешься без столика?

— Бронь — это просто удобно, но места все равно хватит всем. Фойе у нас большое, и я всегда слежу, как себя чувствуют в нем зрители. Вижу, что все спокойно размещаются и чувствуют себя комфортно. Если кому-то было бы некомфортно, я бы узнал об этом первым.

— Вы пришли в театр в середине сезона. Наверное, уже подводили какие-то финансовые итоги

— Экономика театра — это совершенно особая история. Она строится в первую очередь на правильном управлении уставной деятельностью. Мы должны обеспечивать пополнение внебюджетной части и выполнение государственного задания, которое у нас прописано. И мы стараемся выполнять все это на должном уровне, пытаясь при этом быть доступными для зрителей. Это и финансовая доступность — чтобы покупка билета была возможна для малообеспеченных граждан. Для этого есть социальные программы, утвержденные Департаментом культуры города Москвы, и федеральные программы, в которых мы участвуем. В полной мере, кстати, мы сохраняем и социальный пакет для артистов.

— Коллектив «Ленкома» никогда не был простым, но воспринимался командой. Это удалось сохранить?

— Мне кажется, да. То, что я вижу со стороны, на этот счет успокаивает: все нормально общаются, идут репетиции. Общность поддерживается и социальной функцией театра, верностью исторической памяти. Мы, например, с самого начала специальной военной операции регулярно выезжаем в госпитали, выступаем перед военнослужащими. Не афишируем это, поскольку делаем это из чувства долга. Мы ощущаем себя обязанными им, нашим защитникам, обязанными в высоком смысле слова.

А вообще мне кажется, что все хорошее и настоящее строится на команде. Если без нее начинать коллективное дело — результат будет сомнительным. Каждому сотруднику важно ощущать принадлежность к команде. Этим я тоже пытаюсь заниматься. И здесь, и уже не первый год — в Театре на Юго-Западе.

— Чем «Ленком» собирается удивлять? Правда, что театр отказался от приглашенных режиссеров?

— Начнем со второго вопроса. Да, политика на данный момент такова, что пока приглашенных режиссеров в «Ленкоме» не будет. А вот золотой фонд театра — спектакли Марка Захарова — будут бережно сохраняться.

Уже идут два спектакля в постановке Александра Лазарева-младшего — восстановленная им «Поминальная молитва» Марка Анатольевича и «Бег», и два спектакля, поставленные Игорем Миркурбановым, нашими артистами. А в новом сезоне мы увидим «Репетицию оркестра». Спектакль ставит Владимир Панков. Мы покажем премьеру 13 и 14 декабря. Это будет мощное художественное решение, настоящее погружение в атмосферу Феллини, 120 человек на сцене — представляете?

А к маю-июню Владимир Николаевич выпустит спектакль «Золотой теленок». Думаю, эти постановки будут на высоте. Кстати, вы спрашивали про атмосферу… На «Репетиции оркестра» работает команда Марка Захарова: Виктор Раков, Сергей Степанченко, Александр Сирин, Иван Агапов, Андрей Леонов, Дмитрий Певцов, Александра Захарова.

— Сколько сейчас спектаклей в репертуаре «Ленкома»? И сколько человек в труппе? Как вы совмещаете работу в двух театрах?

— Спектаклей в «Ленкоме» — восемнадцать. В труппе 73 человека. А Московский театр на Юго-Западе для меня имеет такое же значение, как и «Ленком». За два года там сделано многое. Кстати, там официальное открытие сезона состоится 13 сентября, и на его уже тоже вполне легендарной сцене покажут премьеру, спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» в постановке художественного руководителя театра Олега Леушина. А в декабре ждем еще одну премьеру Олега Николаевича — «Покровские ворота».

В Театре на Юго-Западе мы провели хороший ремонт: заменили кресла, обновили вентиляцию. Кстати, там в репертуаре 64 (!) спектакля. А в труппе 43 человека. С гордостью могу сказать, что за два с лишним года работы в театре мы многое успели сделать: удалось увеличить количество спектаклей, выросли продажи билетов, успели привести в порядок внутреннюю структуру театра. Я занимался в этом театре ремонтом фасада здания и всех помещений внутри. Горжусь тем, что уровень зарплат в Театре на Юго-Западе теперь весьма достойный.

— И у вас там две сцены, если не путаю

— Да, Большая сцена на 118 мест и Малая, в «Арткафе», на 68 мест. На Малой идут проекты «АртистПро» и «МузыкаПро», где артисты поют, играют спектакли малой формы.

Кстати, мы в этом театре приглашаем к нам детей участников СВО, у которых есть творческие амбиции. Нам кажется, осознание того, что у ребенка все хорошо, что он развивается, делает успехи, поддерживает их отцов — наших защитников, участников специальной военной операции.

— Вы специально учились театральному делу?

— Помимо юридического образования, я окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специализациям «Менеджмент» и «Продюсирование театральной деятельности».

— Публика «Ленкома» отличается от других?

— Да, отличается. Тут более взрослый, капризный — в хорошем смысле слова — зритель, у него вкус сформирован очень хорошими постановками.

Например, спектакль «Юнона и Авось» в следующем году отметит 45-летие, и для многих попасть на него — это настоящее счастье. Послушать стихи Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова — событие. Кстати, исторический факт: первый поддельный театральный билет в СССР был именно в «Ленком», на «Юнону и Авось».

— Год театр завершил с аншлагами?

— Да, и я считаю, что они в «Ленкоме» будут всегда. Во всяком случае, мы делаем многое, чтобы поддерживать интерес к театру. Для этого выстроена целая стратегия — большое внимание уделяется рекламной политике, работает специальный отдел. Мы активно сотрудничаем с билетными агентами, нашими партнерами, которые играют немаловажную роль в продвижении спектаклей «Ленкома».

— Вы ездили на Петербургский экономический форум. Что делает директор театра на таком собрании?

— Да, я был приглашен на Экономический форум. Цель — поддержка театра на разных уровнях, расширение возможностей в медиапространстве, заключение договоренностей с партнерами. Кроме того, у «Ленкома» скоро юбилей, и мы готовимся к этой дате, в том числе через новые связи и соглашения.

Кстати, я нашел архивный протокол № 9 от 3 июня 1927 года, где написано, что принято решение о создании Театра рабочей молодежи (ТРАМ). Это официальная дата рождения нашего театра. А в здании нашем, кстати, целых пять раз выступал Владимир Ильич Ленин, тут была партийная школа и происходило множество различных событий, о чем нельзя забывать. В общем, намоленное место! (Смеется.)

— Театральные архивы «Ленкома» богаты?

— Да, есть архивы и военного времени. У нас работает замечательный экскурсовод Сергей Николаев, он проводит по «Ленкому» экскурсии на 22 разные темы! Благодаря ему многое из архивов оживает.

— Простите за глупый, наверное, вопрос: вас не ревнует одна труппа к другой?

— Не думаю. О, кстати, у нас тут был интересный опыт: 1 июля, в День ветерана боевых действий, артисты двух театров объединились и устроили концерт на сцене Театра на Юго-Западе. Выступали ленкомовцы — Анна Большова, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов и группа «Аракс» — и «юго-западники» — Антон Белов, Максим Гигенин, Константин Курочкин, не забыть бы кого… Пели песни военных лет. Все прошло отлично.

— Вы так увлеченно рассказываете об этом

— Очень. Когда приходишь в театр, нужно понимать, куда ты пришел. Это место с колоссальным историческим наследием, где происходили знаковые события. Это накладывает особый отпечаток.

Я повторю: я — не кабинетный директор. Я — винтик, болтик в большой системе, где есть традиции, созданные задолго до меня. И я считаю неправильным что-то ломать или перечеркивать. Моя задача — поддерживать и улучшать. Делать лучше, чем было, или как минимум сохранить то, что создано.

КСТАТИ

Новый сезон худрук «Ленкома» Владимир Панков начнет с «Поминальной молитвы» — спектакля-легенды, несколько лет назад восстановленного Александром Лазаревым.

Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (в обиходе «Ленком») — советский и российский государственный драматический театр. Основан в 1927 году как Театр рабочей молодежи (ТРАМ при ЦК ВЛКСМ). В 1937 году объединен с Театром-студией Рубена Симонова. В 1938 году переименован в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. На протяжении 46 лет, с 1973 по 2019 год, художественным руководителем и главным режиссером театра являлся Марк Захаров (1933–2019). В 2019 году театру было присвоено его имя.

ДОСЬЕ

Дмитрий Берестов родился в 1988 году в Москве. Окончил Московский университет государственного управления. Окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (специализации — «Менеджмент» и «Продюсирование театральной деятельности»).

Работал в ГБУК города Москвы «Московский академический театр сатиры» на различных должностях, в том числе главным администратором театра. Параллельно работал в ГАУ МО «Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий» в должности начальника отдела закупок и торгов.

С 2023 года по настоящее время — директор ГБУК Москвы «Театр на Юго-Западе». В январе 2025 года назначен директором Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова».

Ранее художественный руководитель обоих театров Владимир Панков заявил, что объединение «Ленкома» и ЦДР приведет к значительному расширению и разнообразию их репертуара. Он также отметил, что в результате этого будет сформирована единая траектория для развития молодых и талантливых режиссеров и актеров.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.