«Приглашенных режиссеров не будет»: директор «Ленкома» Дмитрий Берестов — о предъюбилейном сезоне
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ5 сентября легендарный Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» открыл 99-й, предъюбилейный сезон. Для Дмитрия Берестова он станет первым полным сезоном, поскольку он был назначен на должность директора театра в январе текущего года. Кроме этого, Дмитрий Юрьевич еще и директор Театра на Юго-Западе. «Вечерняя Москва» поговорила с ним перед открытием сезона и о театре, и о сопутствующих творчеству вещах, зачастую не видимых нашему глазу.
За плечами у Дмитрия Берестова, несмотря на его молодость, — солидный управленческий опыт, которым, впрочем, он не кичится. На встречу не опоздал ни на минуту, шутит — тонко, говорит — взвешенно, но как-то очень открыто, чем к себе располагает. Нет в нем и высокомерия, которое часто появляется у крупных управленцев. Скорее наоборот: он об очевидных своих заслугах старается не говорить, а если говорит, то смущенно. Выходных и отпуска, кстати, у него в этом году не случилось, о чем, впрочем, он не особо жалеет: «Отдохнуть успею, а вот дела не ждут. Выходные дни — это для кого-то. Я не понимаю, как их брать… Отпуск у меня был, но я все равно находился на работе. На пять дней оторвался, перезагрузился — и снова на работу. Это максимум, что я могу себе позволить. Но не подумайте, что я жалуюсь. Мне все это нравится!».
— Дмитрий Юрьевич, за плечами у вас почти девять месяцев работы в «Ленкоме», и мы на пороге нового сезона — первого и для вас, и для Владимира Панкова, который был назначен худруком тогда же, когда и вы — на пост директора. Вы были знакомы раньше, сработались?
— Сработались, а знакомы не были. Я о нем слышал немало хороших слов, но познакомились мы с Владимиром Николаевичем, только когда в кабинете министра сообщалось о назначении. Хотелось бы, пользуясь случаем, сказать и Департаменту культуры, и правительству Москвы огромное спасибо за такое доверие, ведь «Ленком» — это настоящая легенда, и труппа тут уникальная. Меру своей ответственности я осознал сразу.
— Если честно, когда вас назначили сюда, не тряслись поджилки? «Ленком» — театр особый…
— Волнение, конечно, было. Любое новое дело — это ведь как прыжок с парашютом. Когда я служил в армии и прыгал первый раз, меня спрашивали: «Ты как, переживал?» А что сказать? Да, переживал. Но прыгать-то надо! Так и здесь. Я понимал, что есть огромная ответственность. Но поскольку я перфекционист, то переживал скорее за то, хватит ли у меня ума, сил и энергии все улучшить.
— Сейчас вы все закоулочки уже тут изучили, все подвалы-чердаки «наизусть» знаете?
— Конечно, и довольно давно уже. Всегда подчеркиваю, что я не кабинетный директор (смеется). Сидеть за столом — одно, а нужно быть всюду и везде: знать все цеха, быть знакомым со всеми сотрудниками. У нас обязательно проводятся оперативные совещания, где быстро решаются текущие вопросы по принципу «ничего не откладывать на завтра, если можно сделать сегодня».
Знаете, я, когда впервые пришел в «Ленком», сразу обратил внимание на чистоту. Как непросто ее поддерживать, я отлично понимаю, не мог этого не отметить. Мы продолжаем поддерживать театр в надлежащем состоянии.
Например, в этом сезоне проведем, уже начали, реставрацию фасада здания. Там есть четыре фигуры наверху, курильницы, вот их мы и реставрируем. В обоих театрах подготовка к сезону включает модернизацию систем, обслуживание, уборку. Это всегда ответственность директора. Важно, чтобы сотрудники вернулись после лета в чистые кабинеты, увидели ремонт и почувствовали, что о них заботятся.
— В межсезонье театр отдыхал или велись какие-то работы?
— Помимо необходимого ремонта, мы работали над рядом вопросов, но тут мне хотелось бы сохранить небольшую интригу. Скажу только, что дирекция театра должна работать так, чтобы что-то улучшалось в жизни театра и его сотрудников, и улучшения эти по сравнению с прошлым сезоном будут.
Об одном из них скажу, поскольку его нет смысла держать в тайне: заработал новый сайт нашего театра. Интерфейс стал более ярким и понятным. Сейчас, кстати, в соответствии с постановлением правительства Москвы введены именные билеты. У нас внедрение этой практики никаких трудностей не вызвало: мы сразу предприняли ряд мер, благодаря которым наши зрители могут комфортно купить именной билет по удостоверяющему личность документу. И кассы у нас работают теперь постоянно, билет можно купить и там, и онлайн.
— О, покупка билетов в «Ленком» всегда была особой историей… Вспоминать страшно!
— Очередей и давки сейчас, правда, нет, хотя тенденция налицо: зрители стали больше обращать внимание на театр, стали чаще ходить. А сегодня театр находится в интересных условиях, и не скажу, что простых. Идет колоссальная борьба за внимание зрителей, особенно молодых, с компаниями, которые вкладывают огромные деньги в свои культурные проекты, — у театра нет таких бюджетов, как у некоторых из них. С другой стороны, конкуренция — это хорошо.
— Чем театр может сегодня «взять» зрителя?
— Я не за творчество отвечаю, конечно, но… На мой взгляд, атмосферой, качеством. Нашим коньком остается классика. Миропонимание и мироощущение, передаваемое через нее, важно для молодых зрителей, поскольку это язык нашей истории.
— А средний возраст зрителей у театра...?
— По статистике — 40–60 лет. Молодежи меньше. Но я уверен, что если правильно подать материал, молодые придут. Кстати, есть еще небольшая новость, но она обрадует постоянных зрителей: чтобы не создавать толкучку при входе в театр и очереди, мы открыли дополнительные двери.
— Вот за это спасибо, потому что и правда была толкучка. А цены в буфете? В театральных буфетах сейчас дороговато.
— Цены останутся на том же уровне, что и были, но мы порадуем зрителей разнообразием: на совещании с начальником буфета решили, что нужно несколько расширить ассортимент. Будут и новые сервисы, например, бронирование столика.
— Это сильно. То есть, если ты не подсуетился вовремя, останешься без столика?
— Бронь — это просто удобно, но места все равно хватит всем. Фойе у нас большое, и я всегда слежу, как себя чувствуют в нем зрители. Вижу, что все спокойно размещаются и чувствуют себя комфортно. Если кому-то было бы некомфортно, я бы узнал об этом первым.
— Вы пришли в театр в середине сезона. Наверное, уже подводили какие-то финансовые итоги…
— Экономика театра — это совершенно особая история. Она строится в первую очередь на правильном управлении уставной деятельностью. Мы должны обеспечивать пополнение внебюджетной части и выполнение государственного задания, которое у нас прописано. И мы стараемся выполнять все это на должном уровне, пытаясь при этом быть доступными для зрителей. Это и финансовая доступность — чтобы покупка билета была возможна для малообеспеченных граждан. Для этого есть социальные программы, утвержденные Департаментом культуры города Москвы, и федеральные программы, в которых мы участвуем. В полной мере, кстати, мы сохраняем и социальный пакет для артистов.
— Коллектив «Ленкома» никогда не был простым, но воспринимался командой. Это удалось сохранить?
— Мне кажется, да. То, что я вижу со стороны, на этот счет успокаивает: все нормально общаются, идут репетиции. Общность поддерживается и социальной функцией театра, верностью исторической памяти. Мы, например, с самого начала специальной военной операции регулярно выезжаем в госпитали, выступаем перед военнослужащими. Не афишируем это, поскольку делаем это из чувства долга. Мы ощущаем себя обязанными им, нашим защитникам, обязанными в высоком смысле слова.
А вообще мне кажется, что все хорошее и настоящее строится на команде. Если без нее начинать коллективное дело — результат будет сомнительным. Каждому сотруднику важно ощущать принадлежность к команде. Этим я тоже пытаюсь заниматься. И здесь, и уже не первый год — в Театре на Юго-Западе.
— Чем «Ленком» собирается удивлять? Правда, что театр отказался от приглашенных режиссеров?
— Начнем со второго вопроса. Да, политика на данный момент такова, что пока приглашенных режиссеров в «Ленкоме» не будет. А вот золотой фонд театра — спектакли Марка Захарова — будут бережно сохраняться.
Уже идут два спектакля в постановке Александра Лазарева-младшего — восстановленная им «Поминальная молитва» Марка Анатольевича и «Бег», и два спектакля, поставленные Игорем Миркурбановым, нашими артистами. А в новом сезоне мы увидим «Репетицию оркестра». Спектакль ставит Владимир Панков. Мы покажем премьеру 13 и 14 декабря. Это будет мощное художественное решение, настоящее погружение в атмосферу Феллини, 120 человек на сцене — представляете?
А к маю-июню Владимир Николаевич выпустит спектакль «Золотой теленок». Думаю, эти постановки будут на высоте. Кстати, вы спрашивали про атмосферу… На «Репетиции оркестра» работает команда Марка Захарова: Виктор Раков, Сергей Степанченко, Александр Сирин, Иван Агапов, Андрей Леонов, Дмитрий Певцов, Александра Захарова.
— Сколько сейчас спектаклей в репертуаре «Ленкома»? И сколько человек в труппе? Как вы совмещаете работу в двух театрах?
— Спектаклей в «Ленкоме» — восемнадцать. В труппе 73 человека. А Московский театр на Юго-Западе для меня имеет такое же значение, как и «Ленком». За два года там сделано многое. Кстати, там официальное открытие сезона состоится 13 сентября, и на его уже тоже вполне легендарной сцене покажут премьеру, спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» в постановке художественного руководителя театра Олега Леушина. А в декабре ждем еще одну премьеру Олега Николаевича — «Покровские ворота».
В Театре на Юго-Западе мы провели хороший ремонт: заменили кресла, обновили вентиляцию. Кстати, там в репертуаре 64 (!) спектакля. А в труппе 43 человека. С гордостью могу сказать, что за два с лишним года работы в театре мы многое успели сделать: удалось увеличить количество спектаклей, выросли продажи билетов, успели привести в порядок внутреннюю структуру театра. Я занимался в этом театре ремонтом фасада здания и всех помещений внутри. Горжусь тем, что уровень зарплат в Театре на Юго-Западе теперь весьма достойный.
— И у вас там две сцены, если не путаю…
— Да, Большая сцена на 118 мест и Малая, в «Арткафе», на 68 мест. На Малой идут проекты «АртистПро» и «МузыкаПро», где артисты поют, играют спектакли малой формы.
Кстати, мы в этом театре приглашаем к нам детей участников СВО, у которых есть творческие амбиции. Нам кажется, осознание того, что у ребенка все хорошо, что он развивается, делает успехи, поддерживает их отцов — наших защитников, участников специальной военной операции.
— Вы специально учились театральному делу?
— Помимо юридического образования, я окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специализациям «Менеджмент» и «Продюсирование театральной деятельности».
— Публика «Ленкома» отличается от других?
— Да, отличается. Тут более взрослый, капризный — в хорошем смысле слова — зритель, у него вкус сформирован очень хорошими постановками.
Например, спектакль «Юнона и Авось» в следующем году отметит 45-летие, и для многих попасть на него — это настоящее счастье. Послушать стихи Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова — событие. Кстати, исторический факт: первый поддельный театральный билет в СССР был именно в «Ленком», на «Юнону и Авось».
— Год театр завершил с аншлагами?
— Да, и я считаю, что они в «Ленкоме» будут всегда. Во всяком случае, мы делаем многое, чтобы поддерживать интерес к театру. Для этого выстроена целая стратегия — большое внимание уделяется рекламной политике, работает специальный отдел. Мы активно сотрудничаем с билетными агентами, нашими партнерами, которые играют немаловажную роль в продвижении спектаклей «Ленкома».
— Вы ездили на Петербургский экономический форум. Что делает директор театра на таком собрании?
— Да, я был приглашен на Экономический форум. Цель — поддержка театра на разных уровнях, расширение возможностей в медиапространстве, заключение договоренностей с партнерами. Кроме того, у «Ленкома» скоро юбилей, и мы готовимся к этой дате, в том числе через новые связи и соглашения.
Кстати, я нашел архивный протокол № 9 от 3 июня 1927 года, где написано, что принято решение о создании Театра рабочей молодежи (ТРАМ). Это официальная дата рождения нашего театра. А в здании нашем, кстати, целых пять раз выступал Владимир Ильич Ленин, тут была партийная школа и происходило множество различных событий, о чем нельзя забывать. В общем, намоленное место! (Смеется.)
— Театральные архивы «Ленкома» богаты?
— Да, есть архивы и военного времени. У нас работает замечательный экскурсовод Сергей Николаев, он проводит по «Ленкому» экскурсии на 22 разные темы! Благодаря ему многое из архивов оживает.
— Простите за глупый, наверное, вопрос: вас не ревнует одна труппа к другой?
— Не думаю. О, кстати, у нас тут был интересный опыт: 1 июля, в День ветерана боевых действий, артисты двух театров объединились и устроили концерт на сцене Театра на Юго-Западе. Выступали ленкомовцы — Анна Большова, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов и группа «Аракс» — и «юго-западники» — Антон Белов, Максим Гигенин, Константин Курочкин, не забыть бы кого… Пели песни военных лет. Все прошло отлично.
— Вы так увлеченно рассказываете об этом…
— Очень. Когда приходишь в театр, нужно понимать, куда ты пришел. Это место с колоссальным историческим наследием, где происходили знаковые события. Это накладывает особый отпечаток.
Я повторю: я — не кабинетный директор. Я — винтик, болтик в большой системе, где есть традиции, созданные задолго до меня. И я считаю неправильным что-то ломать или перечеркивать. Моя задача — поддерживать и улучшать. Делать лучше, чем было, или как минимум сохранить то, что создано.
КСТАТИ
Новый сезон худрук «Ленкома» Владимир Панков начнет с «Поминальной молитвы» — спектакля-легенды, несколько лет назад восстановленного Александром Лазаревым.
Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (в обиходе «Ленком») — советский и российский государственный драматический театр. Основан в 1927 году как Театр рабочей молодежи (ТРАМ при ЦК ВЛКСМ). В 1937 году объединен с Театром-студией Рубена Симонова. В 1938 году переименован в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. На протяжении 46 лет, с 1973 по 2019 год, художественным руководителем и главным режиссером театра являлся Марк Захаров (1933–2019). В 2019 году театру было присвоено его имя.
ДОСЬЕ
Дмитрий Берестов родился в 1988 году в Москве. Окончил Московский университет государственного управления. Окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (специализации — «Менеджмент» и «Продюсирование театральной деятельности»).
Работал в ГБУК города Москвы «Московский академический театр сатиры» на различных должностях, в том числе главным администратором театра. Параллельно работал в ГАУ МО «Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий» в должности начальника отдела закупок и торгов.
С 2023 года по настоящее время — директор ГБУК Москвы «Театр на Юго-Западе». В январе 2025 года назначен директором Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова».
Ранее художественный руководитель обоих театров Владимир Панков заявил, что объединение «Ленкома» и ЦДР приведет к значительному расширению и разнообразию их репертуара. Он также отметил, что в результате этого будет сформирована единая траектория для развития молодых и талантливых режиссеров и актеров.