Никакого дистанта: как изменится медицинское образование в России в марте 2026 года
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссийское здравоохранение готовится к серьезным изменениям в системе профессионального образования. Федеральный закон от 28.02.2025 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит существенные ограничения на использование дистанционных образовательных технологий в подготовке медицинских и фармацевтических специалистов. Что стоит за этим решением и как оно повлияет на отрасль и качество медицинской помощи, рассказала «Вечерней Москве» врач-кардиолог, кандидат медицинских наук Александра Демкина.
Что изменится
С 1 марта 2026 года в России будет запрещено использование дистанционных образовательных технологий по большинству программ дополнительного профессионального образования для медицинских работников. Это касается программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые в последние годы активно проводились в онлайн-формате.
Важно понимать, что базовое высшее медицинское образование и ранее было невозможно получить дистанционно — стать врачом «с нуля» через интернет нельзя было и прежде. Изменения затрагивают именно дополнительное профессиональное образование — курсы, которые врачи и медицинские работники обязаны регулярно проходить в рамках непрерывного медицинского образования (НМО).
Система НМО: как это работало раньше
Непрерывное медицинское образование — это система последипломного образования, обязывающая медицинских работников постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. В рамках НМО каждый медицинский специалист должен ежегодно набирать определенное количество образовательных баллов (кредитов), подтверждающих его профессиональную компетентность.
До недавнего времени медработники могли получать значительную часть этих баллов через дистанционные курсы. Врач из любого региона страны мог, не отрываясь от основной работы, пройти онлайн-обучение, сдать тестирование и получить необходимые документы. Особенно востребован такой формат был среди специалистов из отдаленных населенных пунктов и небольших городов, где доступ к очным образовательным программам ограничен.
Причины отказа от дистанционного формата
Решение о запрете дистанционного обучения медиков обусловлено несколькими факторами:
- Низкое качество подготовки
Министерство здравоохранения пришло к выводу, что полноценное освоение практических медицинских навыков невозможно без очного контакта преподавателя и обучающегося. Особенно это касается манипуляций и процедур, требующих физического взаимодействия с пациентом или оборудованием.
- Недобросовестные поставщики образовательных услуг
На рынке появилось множество организаций, предлагающих формальное обучение с минимальными требованиями. Фактически некоторые медработники получали документы о повышении квалификации без реального освоения необходимых компетенций.
- Формальный подход к обучению
Отсутствие непосредственного контроля приводило к тому, что многие специалисты относились к онлайн-курсам, как к простой формальности: «отметиться» для получения документа, а не реально повысить свои навыки.
По статистике, к 2023–2024 годам тысячи медицинских специалистов ежегодно проходили дистанционное обучение, что создавало риски разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением.
Последствия для медицинского сообщества и отрасли
Запрет дистанционного обучения может повлечь за собой ряд серьезных изменений:
- Увеличение временных затрат
Медицинским работникам придется брать учебные отпуска для прохождения очных курсов, часто в других городах. В условиях и без того высокой нагрузки и дефицита кадров это может стать серьезной проблемой для системы здравоохранения.
- Рост финансовых расходов
Помимо стоимости самих образовательных программ, специалистам потребуется оплачивать проезд, проживание и питание во время обучения. При этом не все медицинские учреждения готовы компенсировать эти расходы, что означает дополнительную финансовую нагрузку на самих медработников.
- Снижение доступности образования
Для специалистов из удаленных регионов регулярные выезды на учебу в крупные образовательные центры могут стать непосильной задачей.
- Очереди на обучение
Образовательные учреждения могут оказаться не готовы к резкому увеличению числа очных слушателей, что приведет к формированию очередей и увеличению сроков ожидания возможности пройти необходимые курсы.
Особенно остро эти проблемы могут проявиться в условиях существующего кадрового дефицита в российском здравоохранении. Есть риск, что дополнительные барьеры для профессионального развития отрицательно скажутся на мотивации медицинских работников и их приверженности профессии.
Что сохранится после марта 2026 года
Полного отказа от современных технологий в медицинском образовании не планируется. Закон предусматривает исключения: дистанционное обучение будет возможно, если это предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами и типовыми дополнительными профессиональными программами.
После вступления запрета в силу дистанционные технологии сохранятся в нескольких форматах:
- в составе очно-заочных программ (для изучения теоретических блоков);
- для проведения разовых вебинаров и онлайн-конференций;
- для программ, не связанных напрямую с клинической практикой (менеджмент в здравоохранении, медицинское право, IT-технологии в медицине).
До 1 марта 2026 года предстоит определить, по каким именно специальностям и в каком объеме будет разрешено использование элементов дистанционного обучения.
Что делать медицинским работникам
Для медицинских специалистов период до марта 2026 года — это последняя возможность пройти необходимое обучение в комфортном дистанционном формате. Стоит как можно скорее:
- провести анализ своих образовательных потребностей на ближайшие годы;
- запланировать прохождение необходимых курсов до вступления закона в силу;
- удостовериться, что выбранные образовательные организации имеют действующую лицензию и их документы будут признаны при следующей аккредитации.
Перспективы для отрасли
Усиление контроля за качеством медицинского образования — важный шаг в обеспечении высоких стандартов медицинской помощи. В долгосрочной перспективе это может привести к повышению уровня практической подготовки специалистов и, как следствие, к улучшению качества лечения.
Однако в краткосрочной перспективе отрасль столкнется с серьезными вызовами, связанными с организацией непрерывного обучения тысяч медицинских работников в новых условиях. Особенно актуальной становится задача создания сбалансированной системы, которая обеспечит и высокое качество подготовки, и ее доступность для всех категорий медицинских специалистов, независимо от места их работы и проживания.
Остается надеяться, что в условиях кадрового дефицита будут найдены эффективные решения, которые позволят сохранить кадровый потенциал и обеспечить людей качественной медицинской помощью.