Не только Большой театр: где смотреть «Щелкунчика» зимой 2025–2026 года
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЕжегодно в преддверии Нового года вокруг балета «Щелкунчик» в Большом театре традиционно начинается ажиотаж. Эта постановка у многих ассоциируется с волшебством и ощущением праздника. Отсюда и большое количество желающих попасть на балет любой ценой: в 2024 году максимальная ставка за два билета выросла до 400 тысяч рублей. Однако посмотреть «Щелкунчика» можно не только в Большом театре и даже не только в Москве. Куда поехать, чтобы увидеть праздничную постановку, и почему «Щелкунчик» вызывает такой ажиотаж — в материале «Вечерней Москвы».
Ледовые шоу
Авторы постановки «Щелкунчик на льду с симфоническим оркестром» объединили классический сюжет «Щелкунчика», фигурное катание, балет и живое исполнение композиций Петра Чайковского. Зрители отмечают запоминающиеся номера, красивые костюмы, световое оформление и царящую атмосферу волшебства. Показы ледовой постановки уже начались. Ближайшие из них пройдут 6 и 7 декабря в Санкт-Петербурге. Шоу также охватит другие города России. В Москве постановку еще раз представят 7 января 2026 года.
Еще одно прочтение «Щелкунчика» на льду — шоу от именитой фигуристки Татьяны Навки. Эта постановка насыщена мультимедийными эффектами, технически сложными трюками и интересной хореографией. В главных ролях в шоу выступают звезды мирового фигурного катания, олимпийские чемпионы и многократные чемпионы России, Европы и мира. Увидеть ледовое шоу «Щелкунчик» в Москве можно с 12 декабря 2025 года по 11 января 2026 года. Кроме того, показы пройдут в Сочи — с 30 декабря 2025 года по 6 января 2026 года.
Фигурист Евгений Плющенко и продюсер Яна Рудковская с 2 по 4 января 2026 года также представят ледовое шоу «Щелкунчик». Постановка объединяет классический балет и фигурное катание. Роль Мари исполняет фигуристка Александра Трусова, Щелкунчика — фигурист Макар Игнатов, а образ Феи Драже воплотила фигуристка Алена Косторная. Представления пройдут в Москве в Live Арене. Шоу будет идти 2, 3 и 4 января 2026 года дважды в день.
Спектакли
Театр на Таганке представит спектакль «Щелкунчик» в постановке режиссера Георгия Суркова. Сказка поставлена по пьесе Рината Ташимова. Классическая история из сказки Эрнста Гофмана дополняется современными веяниями, готической эстетикой и переосмыслением музыки Петра Чайковского. Юным зрителям предлагают взять с собой на спектакль любимые игрушки. Продолжительность спектакля составляет два часа (с одним антрактом). Показы пройдут в ноябре — декабре 2025 года и в январе 2026 года.
На сцене Театра на Страстном 5 декабря 2025 года состоится показ постановки знаменитой сказки Королевского театра юного зрителя и режиссера Ярослава Ермакова. Зрителей обещают перенести в мир, полный приключений и волшебства. Представление будет идти ровно один час.
Свою версию легендарного сюжета представит Театр РОСТа. Зрители отмечают декорации и игру актеров. Постановка получилось лиричной, яркой и незатянутой. Показы пройдут в декабре 2025 года и январе 2026 года.
Московский Новый драматический театр представит свое прочтение «Щелкунчика» как увлекательный детский мюзикл. Герои этой истории будут петь и танцевать, а также раскроют тайну Щелкунчика. Показы постановки пройдут в декабре 2025 года и январе 2026 года.
Балет
В декабре 2025 года и январе 2026 года на сцене Кремлевского дворца можно будет увидеть балет «Щелкунчик» в постановке хореографа-постановщика Андрея Петрова. Его версия — это не только сказочные сражения, но и гуманистическая повесть о надеждах взросления и готовности постоять за свое счастье. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».
Московский музыкальный театр покажет балет «Щелкунчик» в постановке хореографа Юрия Посохова. Он видит сказку Гофмана не только как волшебную историю в преддверии праздника, но и как притчу о взрослении, страхе и его преодолении. Показы пройдут в декабре 2025 года и январе 2026 года.
Центр оперного пения Галины Вишневской представит балет в постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Их видение «Щелкунчика» динамично и богато персонажами из первоисточника сказки. Показы балета пройдут с декабря 2025 года по январь 2026 года.
В аналогичный зимний период Мариинский театр в Санкт-Петербурге представит балет в хореографии Василия Вайнонена от 1934 года. Его исполняют артисты Мариинского театра и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Еще одна хореографическая постановка будет представлена в Пермском театре оперы и балета в авторской версии Алексея Мирошниченко. Этот балет переносит действие знакомой сказки в Санкт-Петербург 1892 года.
Концерты (классическая музыка)
В конце декабря 2025 года в Петровском путевом дворце пройдет концерт «Щелкунчик: История, ожившая во дворце». Программа представляет иммерсивный концерт-спектакль. Зрители услышат знаменитые произведения Чайковского и примут участие в вечере, в котором объединятся музыка, торжество и магия Рождества.
В Театре Вахтангова покажут продолжение цикла «Сказка и музыка». Знаменитую сказку «Щелкунчик» в сопровождении оркестра прочтет актер Александр Олешко. Он описал спектакль как «детям от пяти и... до ста лет». Мероприятие пройдет в декабре 2025 года и январе 2026 года.
5 декабря 2025 года в храме Христа Спасителя прозвучат самые знаменитые произведения Чайковского, в том числе «Щелкунчик», и мелодии других композиторов. Их исполнит симфонический оркестр «Академия Русской Музыки».
Туры и экскурсии
Туроператоры предлагают различные варианты путешествий, которые так или иначе связаны с «Щелкунчиком». Например, в Сети можно найти тур, который предлагает отправиться на родину Чайковского в город Воткинск. В программу поездки входят перелет из Москвы до Ижевска, экскурсия по мемориальному дому семьи Чайковских и балет «Щелкунчик» в Государственном театре оперы и балета Удмуртской Республики имени П. И. Чайковского. Стоимость тура начинается от 41 тысячи рублей за одного человека.
Другой вариант — поездка в Клин с обзорной экскурсией, после которой туристы отправятся в Дом-музей Чайковского. Там гостей встретит выставка, посвященная балету «Щелкунчик», с эскизами декораций и костюмов к постановкам в различных театрах мира. Такая поездка обойдется в 4750 рублей на одного человека.
Почему Щелкунчик популярен
Российский историк и теоретик театра Борис Голдовский предположил, что такой ажиотаж вокруг постановки в Большом театре вызван не только самим спектаклем. Хотя постановка и прекрасна, но «Щелкунчика» можно увидеть во многих других театрах, в том числе музыкальных, драматических и даже кукольных.
— Здесь, на мой взгляд, не столько творческая проблема, сколько имиджевая проблема людей: «Я побывал на «Щелкунчике» в Большом театре 31 декабря». Они, на мой взгляд, считают, что это говорит о некоем статусе, материальном положении, уровне культуры. Речь в этом случае идет не о творчестве и искусстве, а о людях — значит, они могут заплатить сотню и более тысяч рублей, привести на балет всю семью и таким образом «состояться, как человек», — пояснил эксперт.
При этом Голдовский отметил, что в России есть много замечательных постановок «Щелкунчика» и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске, и в Перми, и других городах.
Еще одной причиной ажиотажа вокруг «Щелкунчика» в преддверии Нового года является традиция, которая прижилась у некоторых московских семей, считает социальный психолог, социолог Алексей Рощин.
— С другой стороны, это действительно воспринимается как некое престижное событие, которое показывает твой социальный статус. То есть если ты идешь в Большой театр на «Щелкунчика», то это значит, что, с одной стороны, ты очень образованный человек, а с другой — смог получить дефицитный билет, — объяснил Рощин.
При этом он отметил, что сейчас не так легко получить удовольствие от того, что удалось «достать» какой-то дефицитный, недоступный товар, как это было в СССР:
— После краха Советского Союза дефицитных товаров стало мало. Но в «группе дефицита» все же остались билеты на «Щелкунчика», потому что их было трудно заполучить, даже обладая средствами, — заметил социолог. — Было принято занимать места у театра с ночи, стоять на холоде, ветре и под снегом много часов, а то и всю ночь. Таким образом человек показывал, что у него есть сила воли, что он готов к преодолению трудностей. И это было престижно.
Сейчас приобретение билетов пытаются подогнать под «капиталистическую гребенку», уверен Рощин. Теперь надо заплатить 70, 100 и более тысяч рублей за билеты, но многие попросту не могут себе этого позволить.
— В итоге, с одной стороны, побеждает капитализм, а с другой — уничтожена «игра в равенство», которая заключалась в том, что ты мог простоять ночь и получить билеты, стоившие тогда по пять тысяч рублей, и это подчеркивало равенство возможностей в стране. Сейчас это отменяется и, полагаю, вызывает большое разочарование и даже недовольство многих балетоманов и поклонников классики, — отметил Рощин.
21 ноября в Москве подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Министерством культуры и правительством столицы. Документ предполагает проведение Всероссийского марафона-фестиваля театров под названием «Россия — Театр — Общество».