Четыре поколения в «Доме под юбкой»: в Театре Моссовета прошла премьера спектакля «Москвички»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Театре Моссовета состоялась премьера душевного спектакля «Москвички». Декабрь — самый волшебный месяц: впереди — Новый годи и долгие праздники. И неслучайно именно сейчас в Театре Моссовета решили напомнить о нашем городе, в котором случилось за последние 30 лет столько волшебства и перемен — не всегда, кстати, радостных.
И дело тут не в праздничной елке, что будет красоваться на сцене, а в интонации, с которой драматург Мария Рождественская и режиссер Игорь Яцко напомнят нам о реальности и легендах любимого города, который «может спать спокойно» (относительно). Пьеса Марии Рождественской отобрана неслучайно: она победила в драматургическом конкурсе «Москва и москвичи». Его проводил в прошлом году Театр Моссовета при участии и поддержке Департамента культуры города Москвы. Искали лучшую пьесу о нашем городе. И нашли.
На сцене «Под крышей» в этот вечер предстали четыре поколения женщин одной семьи, живущих в знаковом для Москвы «Доме под юбкой» на Пушкинской площади. «Под юбкой» — это под скульптурой балерины, которая одно время возвышалась на крыше знаменитого дома на пересечении Тверского бульвара и Тверской улицы. Сейчас ее уже там нет. Но название старожилы помнят.
Так что такое «москвички»? Что это за «порода»? Или раса? Пора разобраться. И перед нами попытка анализа этого явления, причем не по лекалам прошлого века, включая классическую уже схему «Москва слезам не верит». Все нынче уже по-другому. Как? Перед нами проходят четыре поколения одной семьи. Это, по сути, четыре женские судьбы (какой подарок для актрис театра!). И каждая из них достаточно драматична и узнаваема, особенно если вы москвич, а не гость столицы.
Вот глава рода Мария Кирилловна (Ольга Анохина) — убежденная коммунистка с портретом Сталина под мышкой и со своим особым мнением по поводу всего, прежде всего демократов. Она вся — благородная сдержанность с внутренней силой. И свою дочь она назвала соответственно убеждениям — Ленина. Вот ее дочь, переводчица Ленина Сергеевна (Валентина Карева). Очень узнаваемый типаж из 90-х годов прошлого века: ярая демократка, до сих пор убежденная в своей «религии», но сегодня уже занимающаяся кошками и собачками. Особую теплоту вносит в действие ее появление со спасенной уткой в коробке... За ее репликами мы чувствуем интеллигентную иронию, скрывающую боль: она явно разочарована в том, что произошло со страной.
Внучка Марии Кирилловны (Лилия Волкова) — жесткое олицетворение нынешнего прагматичного века. Она смесь практичности (продает подержанные автомобили) и цинизма. Выпускница ВГИКа, она уже не мечтает написать сценарий, во что верит только ее бабушка. Ее дочка — студентка Маша Замятина (Камиля Фасахова) — только вступает во взрослую жизнь. Она — само олицетворение свежести поколения Z, без напускной наивности. Но и у нее не все безоблачно: ей придется отправить друга добровольцем в зону СВО. Актуальная тема войны внезапно разорвет благостное кружево именин на кухне. Ведь действие в семье Степановых разворачивается 21 декабря 2022 года, в ее день рождения.
Некоторое пояснение происходящему на сцене (а там будут и споры, и ссоры, и выяснение отношений) даст «экскурсовод» (Татьяна Родионова). Она задаст повествовательный ракурс, подчеркивающий документальность происходящего. А большой экран как бы телевизора, на котором будут мелькать московская хроника последних сорока лет и ее значимые фигуры, дополнит картину. Мы видим, что даже в такой любящей семье, при полном отсутствии мужчин, искрят непримиримые противоречия. В основном — идейные. Так через призму их взаимоотношений раскрываются непонимание между поколениями, столкновение мировоззрений, поиск общего языка в условиях разных «символов веры». Четыре женщины — это четыре эпохи. Четыре разных взгляда на жизнь, на мир, на любовь, на историю и политику.
Героини верят в разное, причем никто из них — в религиозном смысле. Все они живут в мире без бога, который им особо и не нужен: им и так хорошо в уютной четырехкомнатной норке на Тверской. Примечательно, что тема волшебной квартиры и вообще московской недвижимости ни разу не всплывет в их разговорах. Похоже, они реально живут на облаке «под юбкой».
Заметим, что умная сценография Дмитрия Дробышева создает эффект «четырех комнат — четырех взглядов на жизнь», где кухня становится пространством объединения. Конечно, не как в «хрущобах» в 60-е, но похоже... Визуальный ряд отсылает к эпохам через детали: виниловые пластинки, антикварная мебель, предметы быта. А музыкальное оформление Александра Чевского (композиции о Москве разных эпох) усиливает ощущение времени, превращая песни в эмоциональный камертон действия. И одеты персонажи очень соответственно своим поколениям. Костюмы Вадима Андреева точно передают принадлежность героинь к разным поколениям, не превращая их в музейные экспонаты.
Особую актуальность истории придает возникшая тема Донбасса. Юлия собирает в коробках, о которые все спотыкаются, гуманитарную помощь на фронт, друг Маши уходит на СВО добровольцем... Эта острая тема призвана как бы реабилитровать героинь. Но возникает она, скажем прямо, не очень естественно. Особенно это касается такого персонажа, как циничная Юлия. Поверить в то, что она как практичная бизнесвумен помогает нашим бойцам, удается не сразу, а через некоторое преодоление. Одно тут хорошо: спектакль поднимает острые вопросы, но избегает прямолинейных оценок. Чему все-таки верят эти благополучные москвички? Похоже, прежде всего в себя, в свою силу. В преемственность судьбы. И в ненужность мужчин. Это факт. Их нет ни на сцене, ни в жизни героинь... В этом женском царстве амазонки «тянут то, что мужчины заваривают». И конфликт идеологий внутри семьи все равно разрешается зовом крови: они обнимаются и прощают друг друга. И смыслом истории становится поиск человечности в эпоху поляризации мнений.
Спектакль идет 1 час 40 минут без антракта. Но утомиться вы не успеете — мужская рука режиссера намеренно сохраняет баланс между гротеском и реализмом: бытовые сцены (например, споры за кухонным столом) соседствуют с пронзительными монологами о цене выбора. «Москвички» — это не просто «семейная драма», не банальное признание в любви городу, а многослойный портрет эпохи, где личная история становится зеркалом общественных процессов. Живые диалоги без лозунгов, тонкая режиссура, сохраняющая камерность при масштабности тем. Наконец, слаженный актерский ансамбль, способный передать нюансы отношений без переигрывания, — все это подкупит зрителя, который ценит психологичный театр с социальной рефлексией.
Другая недавняя премьера Театра Моссовета — спектакль «Макбет», который представил Андрей Кончаловский. Обращаясь к одной из самых трагичных пьес Шекспира, режиссер предлагает нам не дословную передачу, а авторское переосмысление, где классическое произведение вступает в диалог с современностью. Какой получилась постановка — в материале «Вечерней Москвы».