Русский святой Максим Грек
Этот святой родился около 1480 года возле Эпира, по происхождению был грек, но по своим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви.
Отец Максима занимал важный пост, был человеком богатым и отличался чистотой православной веры, поэтому и сына воспитал в вере. Отцу самому пришлось учить Максима и первоначальным наукам. Дело в том, что в то время Греция находилась под игом магометан, были уничтожены училища и высшие учебные заведения. Поэтому Максиму, как и большинству греков, пришлось ехать за высшим образованием в другие европейские страны.
Он учился в Галлии, Венеции, Флоренции и Париже, где получил глубокие сведения в философии, истории, словесности, изучил четыре языка - древнегреческий, латинский, французский и итальянский.
При этом, Максима не задело поголовное для Европы тех лет безверие, он не потерял православную веру. Полученное образование гарантировало Максиму высокое положение в обществе, но, вернувшись домой, он предпочел монастырь.
Около 1507 года Максим поступил в Ватопедский монастырь и принял там монашеский постриг. Афонская гора завершила его богословское образование. В течение 10 лет инок Максим нес там послушание и изучал богатейшие Афонские книгохранилища.
Тем временем, Московский князь Василий Иоаннович искал на Руси переводчика для громадного собрания древнегреческих рукописей, которые он обнаружил в своих палатах. Однако, в своем Отечестве не нашлось таких знатоков.
По просьбе Василия Иоанновича в 1518 году из Ватопедского монастыря в Москву отправили Максима Грека, снабдив его лучшими рекомендациями как выдающегося переводчика. Здесь его судьба инока сложилась достаточно трагично, на Афон он так и не вернулся.
Максим выучил русский язык и перевел на него Псалтырь и множество церковной литературы. Максим Грек был в восторге от количества редких книг в коллекции князя. Василий Иоаннович полюбил переводчика и не отпускал его на Афон, даже после исполнения работы.
Напротив, упросил еще поработать и исправить ошибки в церковных книгах, сделанные невежественными переводчиками и переписчиками в старину. Максим ревностно принялся очищать плевелы обеими руками, как он сам говорил. На исправление Евангелия и служебников ушли годы. За это время у Максима появились враги. Церковные служащие, боясь гнева великого князя, втихаря осуждали «пришельца греческого», считая, что он не исправляет, а портит церковные книги. Вслух высказываться боялись, опасаясь гнева князя.
За это время Максим ознакомился с русской жизнью, его волновали все проблемы москвичей. Из-под его пера вышли более ста статей, ставших свидетельством той эпохи, он открыто обвинял многих церковников и знать. Навряд ли критика нравилась московскому князю. Враги ждали удобного момента, чтобы опорочить Максима. И такой случай представился - в 1524 году князь Василий Иоаннович решился на развод, за 20 лет брака у него так и не появился наследник. Патриарх это одобрил, а Максим Грек, наоборот, убеждал князя соблюдать евангельские законы, по которым отсутствие детей не признается причиной развода.
Максим писал князю: «Того почитай истинным самодержцем, кто старается всегда преодолеть страсти своей души, ибо тот, кто ими одолеваем бывает, не есть одушевленный образ Небесного Владыки, но только человекообразное подобие бессловесного естества».
Клеветники, воспользовавшись этим моментом, обвинили Максима Грека в ереси, отстранили его от Причастия и заточили на десятки лет. Лишь твердая вера, терпение и смирение помогли греческому монаху пережить все тяготы заключения. Однажды, во время избиений к Максиму явился Ангел, сказавший: «Терпи, старец, сими муками избавишься вечных мук».
Так, в застенках Максим Грек пережил великого князя, его новую жену Елену Глинскую и своих врагов. На свободу он вышел через 25 лет, по указу Иоанна Грозного, которого Афонские и русские монахи убедили в невиновности заключенного.
Слабого телом, но не духом, 70-летнего старца мирно приняли в Москве в 1551 году и сопроводили в Троице-Сергиеву обитель, где он и закончил свои дни.
Мощи Максима Грека находили дважды. Сначала в 1591 году их обнаружили нетленными при Патриархе Иове и придали им особый статус. Лаврские летописи свидетельствуют, что двое мужчин тогда не поверили, что это Максим Грек и произошло чудо - неведомая сила несколько раз скидывала их с его могилы.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси, Максима Грека канонизировали. Но, к моменту его обще-церковного прославления видимых следов могилы не осталось. Лишь летом 1996 года во время раскопок в Лавре, археологи нашли мощи Преподобного Максима Грека и почувствовали благоухание (его ощущали еще несколько дней после этого).
Российская Академия Наук провела антропологическое освидетельствование мощей и выявила черты сходства с древними изображениями преподобного Максима.
В настоящий момент рака с мощами Преподобного Максима Грека находится в Троице-Сергиевой Лавре, в Духовской Церкви.
Кроме того, частицы мощей хранятся в Ватопедском монастыре в Греции.
По материалам книги «Жития русских святых»