Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Лидия Смирнова. Она хотела быть первой

Общество
Несбывшиеся мечты, роли и романы Лидии Смирновой.

В минувшую субботу дневной эфир Первый канал начал фильмом «Любовь и прочие неприятности», рассказавшим о жизни Лидии Николаевны Смирновой и посвященным ее столетию.

С Лидией Николаевной мы дружили много лет. Она часто зазывала меня в гости, мы пили чай, она вечно чем-то пыталась угощать, кормить. Но идти к ней в дом хотелось не из-за котлет, хотя они и были очень вкусны.

Магия Смирновой была заключена в ее невероятной, фантастической откровенности и честности. И в разговорах она порой жалела других, но себя — никогда. 13 февраля ей исполнилось бы сто лет.

Она любила любить, что я поняла совсем недавно. А это дано не каждому. Что еще? А еще — осень, чистый воздух, голубой цвет, ромашки, кукол, путешествия, винегрет собственного приготовления и свою холодную «смирновскую» водку. Не любила комаров, врать, копить деньги, собирать драгоценности, эгоистичных людей и жестокости во всех проявлениях. Ниже — кусочки наших последних встреч, обрывки последних разговоров весны 2007 года.

ЖЕРТВА РАДИ СЦЕНЫ

Народная артистка еще СССР, Лидия Николаевна Смирнова прожила долгую яркую жизнь, снялась более чем в ста картинах. И сразу стала знаменитой, сыграв Шуру в «Моей любви»… О ней всегда мы говорили, когда я приходила к Лидии Николаевне домой, в высотку на Котельнической. Тем более что среди экзотических кукол из ее коллекции на почетном месте красовался крепыш Феликс… Именно так звали малыша из «Моей любви».

— Тогда, в 1939-м, этот трехлетний умненький мальчик всех очаровал, — вспоминала Лидия Николаевна. — Надо было приучить его к себе.

Я каждый день варила ему кашу и просила: «Феликс, скажи мне: «Мама»! А он говорил: «Тетя». И так целый месяц. Наконец он назвал меня «мамой». Я так обрадовалась, что побежала в гостиницу к режиссеру Корш-Саблину: «Он назвал меня мамой, давайте скорее снимать». И действительно, в картине малыш сыграл свою роль замечательно.

В этой чудесной комедии Смирнова сыграла настоящую маму — добрую, веселую, заботливую… Но в жизни, увы, ей не удалось испытать радости материнства. И актриса ужасно страдала от этого. Она снова и снова возвращалась к этой больной теме: — Я пожертвовала ребенком ради роли. А сейчас это тем горше, что осталось мало родных. Я оказалась без семьи, и это так печально... Если бы у меня были дети! Жизнь устроилась бы совершенно по-другому... Тем более что я сирота...

РАБА АМБИЦИЙ

Я как-то напомнила ей об отце, о том, что родилась она в семье белого офицера... Лидия Николаевна вздохнула, подвигая мне тарелку с огненными котлетами: — Об этом стало возможно говорить только сейчас. Да, мой папа был офицером армии Колчака. Родилась я в деревне Мазино под Казанью. Мне было три года, когда произошла революция.

Потом мы жили в Тобольске с мамой-учительницей и с моим маленьким братиком. А отец воевал. Нелепо погиб брат, мама это так переживала, что у нее случилось буйное помешательство... Отец приехал и устроил маму в больницу, а меня отдали на воспитание к его брату Петру. Затем отец уехал на фронт, и больше я ничего о нем не знаю. Потом мы переехали в Москву, в коммунальную квартиру у Сретенских ворот… У меня появились братик Леня и сестричка Мила, которых я нянчила. Помню, все время сочиняла стихи о сиротстве. Залезала на шкаф и декламировала: «Вот луна светит всем сиротам»... Я думала о себе как о будущей поэтессе.

— Но во мне уже проявлялось что-то. Гримировалась вместо того, чтобы делать уроки. И очень хулиганила. Дралась с мальчишками. Преподаватель литературы жаловался моей тете: «У вашей Лиды один ветер в голове. Она все время поправляет себе бант, и в глазах у нее одни мальчики». У меня были вьющиеся белые волосы, и меня дразнили «белым пуделем».

Мы жили очень бедно. Не хватало зарплаты дяди-бухгалтера, чтобы содержать троих детей. Поэтому наш завтрак обычно — хлеб с маслом, чай, один-два куска сахара. Но тем не менее меня распирали амбиции, желание быть заметной и первой.

Хорошо помню, когда Фанни Каплан стреляла в Ленина — я подумала: надо бы мне вместо нее стрелять.

Я все время думала, что бы мне такое совершить, чтобы прославиться. Сейчас понимаю, что это неправильное желание.

Лидия Николаевна замолкает. А я снова и снова поражаюсь ее невероятной откровенности, граничащей с самобичеванием. Так, она уверяет, что в театр ее привела… зависть:

— Когда я приходила в зрительный зал и смотрела на Гоголеву или Тарасову, у меня портилось настроение от того, что я не на сцене. Я им завидовала, смотрела на них, впиваясь в них глазами. Я мечтала о том, чтобы быть ТАМ. И поступила потом в театральное училище, подгоняемая этим честолюбием. та сила меня всегда двигала — неугасаемое желание всегда и во всем быть первой...

ПРЕЛЕСТНАЯ, НО… НЕ КРАСИВАЯ

Она не считала себя красивой. И это не кокетство…

— Я была на последнем курсе, когда Сталин уничтожил Камерный театр. Он закрыл его в одну ночь, и нас объединили с Театром Революции Охлопкова. Кстати, Таиров не любил кинематограф.

Говорил: «Или кино, или театр». Это сегодня студенты спокойно и учатся, и снимаются. Только в 39-м году, после окончания училища, меня утвердили на картину «Моя любовь» — выбрали из многих претенденток.

Хотя не ожидала, что мой курносый нос и толстые губы кому-то подойдут... Мне представлялось, что актрисы должны быть красивые. И это подтвердилось тут же! На гриме мне сказали, что губы нужно сделать меньше, курносый нос — выпрямить. И сделали гуммоз.

Я так была напугана, что потом у камеры боялась поворачиваться в профиль. Даже когда танцевала вальс. Хотя мои партнеры по фильму — и Переверзев, и герой-любовник Чобур — были ко мне очень внимательны.

«Я ПРЕДЛОЖИЛ ВАМ ВСЕ…»

Осторожно напоминаю ей про ее знаменитый роман с Дунаевским, который писал ей любовные письма, подписываясь «Твой Шани».

— У меня сохранилось около ста его писем. Почему Шани? В это время шел «Большой вальс», в котором Фернан Гравей сыграл композитора Штрауса — Шани, как называли его в семье и его возлюбленная.

Дунаевский был некрасив — невысок, лыс, но обаятелен, интеллигентен, образован и безумно талантлив.

И, встречаясь с ним, я, по сути, восполняла пробелы образования. Чтобы каждый день отвечать на его письма, надо было бежать в библиотеку. Он ввел меня в свой круг, талантливо ухаживал. Каждый месяц 13-го числа (мой день рождения 13 февраля) присылал корзину белой сирени, где бы я ни находилась... Мог позволить — депутат, богач...

Почему же она не вышла за него замуж? Смирнова объясняла так:

— Он сделал предложение, которое я не приняла. Во-первых, он был старше. Во-вторых, у меня уже был любимый муж Сергей, мой первый мужчина. Красивый, замечательно сложенный, спортсмен, журналист... И хотя мы жили очень бедно, но уйти из этой жизни в другую я не могла.

Поэтому я хотела, чтобы у нас с Дунаевским был роман актрисы и композитора. Роман двух творческих индивидуальностей. И он в меня верил — написал музыку к следующему фильму со мной, был уже готов сценарий... И не ожидал отказа — был оскорблен.

Перестал звонить и писать. Я приехала к нему объясниться в номер гостиницы «Москва», где он мне сказал: «Я предложил вам все — вы отказались. Я вас больше не люблю». В этот момент мне показалось, что мир рухнул.

Я порыдала, а потом уехала сниматься в другом фильме.

МИЛЛИОН РОМАНОВ

Она лукаво улыбается и ждет мой следующий вопрос о романах — она-то знает, что всегда интересует журналистов.

— У меня романов было не больше, чем у других. Просто они выходили почему-то очень шумные. Красивый — с Дунаевским... Тяжелый, ужасный — с Рудником... Неуютный — с Калатозовым. Судьбоносный — с Воиновым. Ну, еще несколько... Я просто откровеннее других. Да, я была влюбчива, мне нравились романы. Помню, в Ялте в шлюпке с режиссером подплываем к кораблю — там планировалась съемка. На мостике капитан — и мы с ним встречаемся взглядом. Я поняла — у нас будет роман.

Звали его, помнится, Валерий Ушаков — он говорил, что потомок прославленного адмирала. Помню, он спускался из гостиницы с третьего этажа на простынях... Затем нашел меня в Москве, звал замуж... Но это же совсем другое! Но… когда любила — ничего не могла с собой сделать. Помню, пришла к мужу (второму — Рапопорту. — «ВМ») и сказала: «Ты знаешь, Володя, я собираюсь уйти». Благородный Рапопорт меня жалел... Предупреждал о последствиях. Он, конечно, любил, страдал и прощал.

Мы были вместе до самого его конца — он умер от рака.

СУДЬБА ЗВЕЗДЫ

В конце жизни она говорила обо всем с какой-то обезоруживающей простотой. Например, вспоминая операцию на колене, которая стоила три с половиной тысячи долларов, качала головой:

— Ноги просто отказали. Это была трагедия. Мне помогли с оплатой добрые люди. Я в больнице все думала: 65 лет снимаюсь в кино, мои открытки по 8 копеек десятки лет продавались по всей стране. Если бы нам с этого шел процент... Я тогда впервые испытала незнакомое чувство беспомощности.

Я всегда была уверена в себе и легко преодолевала трудности. И вдруг стала непривычно слабой, зависимой. И друзья куда-то все исчезли.

Я была нужна сильной. Помогающей. Друзья познаются в беде — и я познала, что их у меня почти нет. А я еще избалована вниманием и привыкла к нему. Я уж не говорю о комплиментах! Кстати, меня комплименты и похвала не портят. Но сейчас… По правде сказать, у меня невеселое настроение. Бог не дал мне веры. Хотя иногда хожу в церковь, исполняю все, что положено.

Но моя привычка наблюдать и там берет верх. Я не могу заставить себя целый день молиться. Ведь если я буду делать то, что не хочу, я же вру. Это нехорошо, правда?

ДОСЬЕ

Лидия Смирнова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии III степени. Родилась 13 февраля 1915 года в Тобольске (по другим данным — в Мензелинске, Татарстан). Первый муж Смирновой, Сергей Александрович Добрушин (1904–1941), был журналистом. Он ушел на фронт добровольцем и в сентябре 1941 года пропал без вести под Смоленском. Вторым мужем был известный советский кинооператор В. Рапопорт. Лидия Смирнова скончалась 25 июля 2007 года, похоронена на Введенском кладбище в Москве.

САМЫЕ ЯРКИЕ РОЛИ ЛИДИИ СМИРНОВОЙ

■ «Моя любовь» (1940 )

 Прелестная Шурочка — это само обаяние, жизнерадостность, позитив, девушка-мать новой советской формации.

■ «Парень из нашего города» (1942)

Варя Бурмина, мечтающая о карьере артистки, верно ждет своего друга с фронта.

■ «Она защищает Родину» (1943)

Партизанка Фенька — деревенская девчонка, чистая и открытая, верит в победу и не жалеет жизни ради нее.

■ «Две жизни» (1956)

Стервочка Нонна Павловна, «Жучка», выросшая из простой деревенской девушки, — одна из любимых героинь Лидии Смирновой: там было что сыграть, и она сделала это блестяще!

■ «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

О своей мнительной докторше актриса говорила: «Я ничуть не боялась быть некрасивой: косолапила, бегала согнувшись…»

■ «Женитьба Бальзаминова» (1964)

Фразы свахи стали крылатыми: «Я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею...»

■ Фильмы про Анискина (1968, 1974, 1978)

 Хамоватая и разбитная продавщица Дуська-Евдокия прячет за бравадой тоску и одиночество…

■ «Наследницы» (2001, 2005)

Ираида Антоновна — это последняя роль Лидии Смирновой, в которую актриса вложила очень много душевного, личного опыта, мудрости и тонкого психологизма.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.