У господ Прохоровых детвору к трудолюбию особо приучали
Число московских профессиональных учебных заведений заметно увеличилось в 1892–1893 годах. Тогда большинство детских приютов благотворительных обществ преобразовалось в практические ремесленные школы. Они давали хорошее общее образование.
Наша история образовательной системы сохранила сюжеты добрых примеров на будущее. Один из них касался времени работы Первой мануфактурной выставки 1835 года. Тогда русский император обратил внимание на профессиональную школу при фабрике господ Прохоровых. Предвидя важность их начинания, Николай I наградил Прохоровых «милостивым словом» и поставил их в пример другим фабрикантам относительно обучения детей мастерству с параллельным образованием на русских производствах.
У Прохоровых детей с малолетства приучали любить труд. Здесь ребятня вместо бессмысленной беготни по улицам и копирования с дурных людей элементов пустой праздности и плохих наклонностей большую часть дня занималась учебой в школе и практиковалась на фабрике.
Идея учреждения при фабрике своей школы принадлежала старшему из братьев — Тимофею Васильевичу, обустроившему позднее собственную фабрику на Вшивой горке (иначе — Швейная, Швивая, или Таганский Холм). Там, в Заяузье, у него была Техническая школа, где мальчики обучались не только фабричному делу, но и строительной технике, а именно: плотницким, столярным, слесарным, печным, малярным, кровельным и нивелирным работам.
Обучение малолеток, пришедших на Прохоровскую фабрику, начиналось с черчения мелом на досках и моделестроения. Обязательным условием для их поступления был «навык в трудолюбии».
Впрочем, дореволюционным детям (независимо от их социального происхождения) этот навык прививался, как только их пальчики начинали что-либо перебирать. Никого не удивляло изречение, обращенное к юной аудитории и, между прочим, прописанное на стене Института благородных девиц: «Никогда не будь праздной». Конечно, прилагательное в этом предложении по мере надобности менялось на мужское.