Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Религия на научной основе. Студенты Исламского института выбирают дипломы теологов

Общество
Гульназар Ахунова в родной Башкирии так и не нашла подходящего для себя вуза. Переехать в столицу не побоялась, да и родственники помогли. Сейчас девушка учится на 2-м курсе и мечтает стать переводчиком с арабского
Гульназар Ахунова в родной Башкирии так и не нашла подходящего для себя вуза. Переехать в столицу не побоялась, да и родственники помогли. Сейчас девушка учится на 2-м курсе и мечтает стать переводчиком с арабского / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
«Вечерняя Москва» продолжает рассказ о жителях столицы разных вероисповеданий. Героями наших публикаций становились ученики православной семинарии, католики, представитель иезуитской общины. Настала очередь мусульман. 31 марта столица отметит общегородской Навруз. Этот праздник чаще всего ассоциируется с исламом, хотя религиозным не является. Об этом точно знают будущие теологи, ученики Дамира Хайретдинова, ректора Московского исламского института.

Занятия начинаются ровно в девять утра. Студенты рассаживаются по своим местам в небольшой аудитории, стараясь соблюсти правила мусульманской этики — молодые люди занимают первые ряды, девушки выбирают места подальше. В полной тишине начинается урок русского языка, обязательного предмета в программе Московского исламского института. К студентам на лекции присоединилась и корреспондент «ВМ».

ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН

История института началась в 90-х. Сразу после развала СССР стало ясно: в России не осталось ни одного высшего учебного заведения исламского толка. В Союзе их было ровно два, и теперь оба вуза находились на территории другого государства — соседнего Узбекистана.

В начале в столице появилось несколько медресе (исламских воскресных школ. — «ВМ») при мечетях, затем возник Московский исламский колледж. На его базе в конце концов был создан университет с религиозным уклоном.

— Я возглавил этот вуз в 2012 году, — вспоминает ректор Дамир Хайретдинов (на фото). — В 2013 году мы стали Московским исламским институтом и были аккредитованы Министерством образования России по специальности «теология».

Узкая специализация статус университета сохранить не позволяла, но не это было главным. Основным стало желание выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

— Из всех исламских вузов России, а их около десятка, государственной аккредитацией можем похвастаться разве что мы и Российский исламский институт в Казани, — продолжает Дамир Зинюрович. — Конечно, наш институт — частное учебное заведение, находящееся под патронажем Духовного управления мусульман Российской Федерации. Но мы работаем по государственным образовательным стандартам. При этом многие духовные учебные учреждения так и остаются под контролем закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Нас такая позиция не устраивала.

ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ВУЗА

Институт, вопреки ожиданиям, расположен далеко от всех действующих мечетей столицы. Место для него нашлось в районе Люблино, среди жилых многоэтажек.

— Правительство Москвы согласилось выделить нам здание пустующего детского сада в начале 2000-х годов, — рассказывает ректор. — Может, это не идеальное место для вуза, но главное — оно у нас есть. В институте учатся порядка трехсот студентов.

Формы обучения стандартны — очная, заочная и вечерняя. Одна беда — общежития нет.

— Это одна из причин, почему здесь не так много учащихся, как в Грозном или Казани, — продолжает Дамир Хайретдинов. — Впрочем, цифры нас устраивают.

Создать отдельные мужские и женские группы было бы, по словам ректора, неплохо. Такое деление соответствует исламской этике. Но возможности здания не позволяют.

— У нас очень небольшие группы, — рассказывает Дамир Зинюрович. — Самые многочисленные насчитывают до 30 человек, а средние — 15– 20 студентов. Как правило, лекции заканчиваются уже в три часа дня. Особенностью нашего расписания является разве что намаз, на который выделяется 20 минут в обеденный перерыв. Но мы стараемся, чтобы по пятницам, в священный для мусульман день, было поменьше занятий.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Сюда приходят люди с сильной мотивацией, знающие, чего хотят. К примеру, большинство учащихся заочного отделения — действующие имамы (исламские духовные лица. — «ВМ») или их помощники. Но есть и те, кто кардинально изменил свой путь.

Когда Рашид Юнеев решил поступить сюда, ему исполнился 41 год. За спиной уже есть два высших образования — экономическое и юридическое, а еще несколько лет работы младшим оперуполномоченным в органах внутренних дел родного Домодедова.

— Мне необходимо повысить свой уровень знаний о религии, — объясняет свой выбор Рашид. — В дальнейшем я планирую работать в домодедовском Исламском культурном центре.

Я вырос в семье, где религиозная практика была неотъемлемой частью жизни, так что ислам всегда был со мной. Мое появление здесь — очень логичный шаг.

Вместе с Рашидом в прошлом году студентом института стал 19-летний Альберт Азизов. Молодой человек с открытой улыбкой сразу признался: иного пути для себя не видел, а в выборе его поддержали и родственники, и друзья.

— Я из татарской семьи, — рассказывает Альберт. — С детства верую в бога. После окончания школы я отслужил в армии и приехал сюда поступать. Мои друзья из деревни, в которой я вырос, как и мои родные, восприняли мой выбор как само собой разумеющийся факт. Еще один сегодняшний первокурсник успел стать известным человеком в родном Дагестане.

Корреспондент исламской газеты «Ас-салам» Ариф Тухаев поставил себе цель — связать свою жизнь с религией, но в качестве лица скорее светского, чем духовного.

— Ислам — это образ жизни, и стоит его закрепить и с научной точки зрения, — рассуждает Ариф. — У нас мало знаний, а из-за этого, как вы сами видите, сегодня в мире слишком много проблем. В Московском исламском институте придерживаются традиционного вектора ислама, что привлекает к нему особенно.

Как и Рашид Юнеев, перед поступлением в столичный теологический вуз Ариф Тухаев получил вполне светское образование, окончив факультет международных отношений одного из университетов Махачкалы.

— Я останусь в Москве и буду работать по роду своей деятельности, — делится планами Ариф. — В Духовном управлении можно быть не только имамом. Главное — приносить пользу обществу.

ПРОСТОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Диплом государственного образца открывает перед своим обладателем большие возможности. Сегодня выпускник Исламского института, получив глубокие академические знания, может распорядиться ими по-разному. Совсем не обязательно становиться имамом, если душа не лежит к проповеди. К тому же студенткам пока этот путь заказан. В истории России была лишь одна женщина, занимавшая пост кади (шариатского судьи. — «ВМ») — легендарная Мухлиса Буби, татарская просветительница, жившая в Поволжье еще до революции 1917 года.

— После окончания института мне бы хотелось стать переводчиком или преподавателем арабского языка, — рассказывает студентка второго курса Гульназар Ахунова. — То, что я получаю здесь, дает мне серьезный стимул к развитию.

Корановедение, изучение языка, религиоведение — здесь я нашла все, чего недоставало в учебных заведениях родной Башкирии.

С дипломом бакалавра Гульназар без проблем сможет продолжить свое обучение в магистратуре какого-либо иного вуза. Пока стать магистром, не покидая стен Московского исламского института, не получится.

— Многие наши выпускники успешно поступили в магистратуры ведущих университетов России, — рассказывает Дамир Хайретдинов. — Другие стали имамами или их помощниками. Мы получаем много звонков из регионов. Нас благодарят за подготовку хороших кадров.

Но на этом перечень возможностей исламского бакалавра-теолога не исчерпывается. Специалисты в области ислама сегодня востребованы.

— Наши выпускники могут работать везде, где пригодятся их знания, — говорит Дамир Зинюрович. — К примеру, они справятся с ролью преподавателей «Основ исламской культуры» в школах или смогут стать хорошими наставниками для учителей, которым нужно освоить этот предмет и потом правильно преподнести его детям. Также наши выпускники могут развиться как религиоведы, эксперты в своей области. Они могут понадобиться где угодно: от сферы журналистики до Московского уголовного розыска, борющегося с этнической преступностью.

И наши выпускники могут продолжить изучение ислама в самых известных исламских университетах мира, как Аль-Азхар в Египте или высшие учебные заведения в Иране и даже Саудовской Аравии.

БЕЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ НЕ БРАТЬ

Одна из самых острых проблем современного исламского образования — поток студентов, выезжающих за пределы России на учебу в мусульманские страны. Эти процессы сегодня практически не контролируются, а это рождает причины для тревоги и волнений.

— Молодые люди приезжают в другое государство, там где-то чему-то у кого-то учатся, числясь студентами знаменитых исламских университетов, но при этом могут даже не появляться на лекциях, — комментирует ситуацию Дамир Хайретдинов. — Потом они возвращаются в Россию и заявляют о себе как о крупных богословах. Но они никто и звать их никак! Конечно, речь идет далеко не обо всех российских студентах, о единицах. Но чтобы посеять смуту, большинство не нужно. Достаточно пары-тройки человек.

К сожалению, у вернувшихся на родину недоучек с непомерными амбициями подноготная не написана на лице, а те, к кому они обращаются с проповедями, вряд ли решатся спросить у них диплом. Иногда хватает того, что человек говорит, пишет и читает на арабском языке, чтобы убедить окружаюших: он действительно просвещенный духовный лидер и учитель.

— Не дай бог доверить строительство ракеты троечнику-недоучке, — продолжает Дамир Зинюрович. — То же самое может случиться и с исламом. Обучаться за границу, если действительно есть такое желание, нужно ехать уже с базой, полученной здесь, в России. И сам поток наших студентов должен контролироваться как Духовным управлением мусульман, так и государством, ведь если из сотни прибывших в иностранный вуз обучение прошли и закончили только 2–3 человека, то это говорит о впустую потраченных средствах и наших обманутых надеждах.

Непростую ситуацию в сфере богословского образования российские преподаватели стали решать путем четких договоренностей с иностранными университетами.

— В марте 2016 года представители Совета по исламскому образованию России, куда в числе прочих входит и наш вуз, отправились в Египет на переговоры с Аль-Азхаром, одним из самых известных исламских учебных заведений в мире, — рассказывает ректор. — Мы договорились, что теперь он будет принимать наших студентов только с дипломами российских профильных учреждений и лишь по рекомендации совета. Эти студенты будут поступать не на первый, а на более высокие курсы сразу же.

Еще одна проблема — попытки студентов иностранных вузов по возвращении на родину привнести в быт зарубежную исламскую практику.

— Я сам учился в Саудовской Аравии и могу сказать, что в сути, в религиозном плане мы ничем не отличаемся, — говорит Дамир Зинюрович. — Мы изучаем те же суры и аяты Корана, те же хадисы (истории из жизни пророка Мухаммеда. — «ВМ»), тот же фикх (исламское правоведение. — «ВМ»). Но есть тонкости. Например, Саудовская Аравия — мусульманское государство, а Россия — светское. И этот статус нас полностью устраивает. Здесь неприменимы законы, которые саудиты основывают на своем понимании шариата (исламского законодательства. — «ВМ»). Да и не все арабские государства применяют эти нормы. Многие давно перешли на смешанный вариант правового регулирования. К тому же у нас с этими странами разные мазхабы, или правовые школы. В России в основном распространен ханафитский мазхаб — самый либеральный из всех, ведь он формировался в изначально немусульманской среде. Еще одно наше преимущество: мы разрабатываем как систему, так и отдельные элементы права мусульманского меньшинства. Мы приучаем наших студентов к тому, что положения шариата нужно выбирать так, чтобы они не нарушали общественного диалога, государственных законов и были своевременными и уместными. Тогда будет соблюден необходимый для нас баланс.

ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА

Не первый год в России действует программа президентской поддержки исламского образования. В ее рамках не только профильные, но и абсолютно светские вузы готовят специалистов-исламоведов.

— Эти учебные заведения также являются нашими постоянными партнерами, — рассказывает Дамир Хайретдинов. — В частности, Московский исламский институт прикреплен сразу к двум государственным вузам — Институту стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету, где мы сотрудничаем с восточным факультетом. Конечно, никто не пишет нам программ, как нужно молиться и исполнять свои религиозные обязанности.

Этим занимаемся мы сами. Но коллеги помогают решать многие методологические задачи, например как в рамках изучения курса философии запустить часы, посвященные именно исламской мысли.

Сегодня студенты института изучают порядка 40 процентов общеобразовательных предметов, входящих в государственный стандарт по дисциплине «теология». К тому же на базе вуза проводятся регулярные курсы повышения квалификации имамов при участии как преподавателей института, так и государственных деятелей. Лекции духовным лидерам мусульманских общин читают представители власти, сотрудники правоохранительных ведомств, представители других традиционных конфессий.

В ближайшем будущем руководство института надеется на открытие магистратуры в собственных стенах, а также на новое здание в непосредственной близости от Московской соборной мечети, о котором уже не раз упоминал глава Духовного управления мусульман Российской Федерации Равиль Гайнутдин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рушан Аббясов, заместитель председателя совета Муфтиев России:

- Поддержка Исламского института — одна из приоритетных задач Духовного управления мусульман Российской Федерации. Еще в 90-е, когда стало понятно, что нам необходимо готовить своих имамов и других специалистов религиозной сферы. Московский исламский институт — первая ласточка в становлении исламского образования в России. Сегодня можно сказать точно: этот вуз востребован не только среди российских студентов. К Духовному управлению обращаются из Казахстана, Кыргызстана и других стран СНГ, отправляют сюда молодежь. Последнее крупное достижение вуза — государственная аккредитация. Она позволила ему активнее участвовать в общественных процессах. Мы планируем развивать не только теологию. Особое внимание уделяется философии и истории. Что касается нового здания института, то этот вопрос не сходит с повестки дня. Мы занимаемся его технической проработкой, ведем переговоры с властями столицы о месте, на котором можно будет его построить. Все запросы с нашей стороны уже сделаны. Осталось дождаться решения, и мы верим: эта проблема разрешится положительно для всех.

СПРАВКА

В столице действуют следующие духовные учебные заведения: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московский теологический институт, Общедоступный православный университет им. Александра Меня, Российский университет Святого Иоанна Богослова, Православный лицей им. Серафима Саровского.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.