Техника Тиффани, керамика и линогравюра: чем может заинтересовать декоративно-прикладное искусство
В рамках образовательного проекта Музейного центра Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства наши юнкоры приняли участие в нескольких мастер-классах и узнали много нового о художественном строе национального декоративно-прикладного искусства.
Первая группа ребят отправилась учиться делать витраж в технике Тиффани. Вторая осваивала керамику, а остальные постигали искусство линогравюры.
Встретила юнкоров Лина Николаевна Глушкова, заместитель директора по научно-просветительской работе ВМДПиНИ:
— Музей и мы как его просветительский центр рассказываем об особом искусстве — искусстве создания предметов. Наверное, это самое близкое из искусств, потому что предметы — это то, что живет рядом с хозяином: памятные подарки, любимые вещи. Предметы, которые живут рядом с нами, незаметно влияют на нас — на наше настроение, мироощущение и даже на характер. Мы считаем, что рассказ о предметах декоративно-прикладного искусства не может быть оторванным от них самих — после встречи с подлинниками в залах музея мы предоставляем возможность нашим гостям, особенно детям, познакомиться поближе с экспонатами интерактивных залов Музейного центра, взять их в руки.
У нас три зала — так называемые зал народного искусства, дворцовый, где проходят занятия, связанные с декоративно-прикладным искусством, и чайная комната, где собрана коллекция вещей, имеющих отношение к традициям чаепития. Во всех помещениях проходят занятия.
Немаловажно, что в современном мегаполисе наш музей, расположенный в старинной усадьбе Остерманов и являющийся преемником знаменитого Кустарного музея с его великолепными образцами традиционного искусства, художественных промыслов, декоративного искусства XX века, предстает как некая зона надежности. Наши гости знают, что в музей можно прийти всей семьей, включая самых маленьких, и для каждого найдется что-то интересное.
Относительно новой ветвью деятельности центра стали мастерские по керамике, линогравюре, перегородчатой эмали и художественному стеклу. В мастерских дети и взрослые приобретают навыки работы с материалами, техниками, недоступными в домашних условиях.
Приобретенный опыт, несомненно, мотивирует к творчеству и позволяет оценить сложность и чистоту работы профессионального художника.
Как звучит стекло
Занятие по витражной технике Тиффани провела Анна Альбертовна Бутина — профессиональный художник по стеклу, член Московского союза художников, руководитель собственной студии ONLYGLASS artstudio, ведущая постоянной мастерской Музейного центра ВМДПиНИ «Витраж».
— Техника Тиффани названа так по фамилии ее автора, американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани, — рассказывает Анна. — Думаю, многие из вас видели знаменитые лампы Тиффани из цветного стекла. Он придумал собирать витраж на медную фольгу. Витражная техника Тиффани хороша тем, что позволяет делать как большие предметы — подвесные потолки, витражные перегородки, так и мелкие — например, брошки или подвески.
Процесс изготовления заключается в следующем: стекло сначала нарезается стеклорезом, затем края кусочков обтачиваются на шлифовальной машине, оборачиваются медной фольгой на клеящей основе и припаиваются друг к другу с помощью паяльника.
— При резке стекло звучит, и к этому нужно привыкнуть, — комментирует работу ребят мастер.
— Кстати, опытный специалист, даже не видя процесса, способен по звуку определить, когда что-то идет не так. Каждый вид стекла режется по-разному и, соответственно, по-разному звучит.
Торопиться не надо
Для юнкоров, отправившихся в керамическую мастерскую, мастер-класс провела Ольга Вереск, профессиональный керамист, ведущая музейной мастерской «Керамические четверги», креативный директор и совладелец компании «Клинская керамика».
Глина — древнейший материал для изготовления самых разных предметов, — начала свое занятие Ольга, попутно демонстрируя разнообразные керамические изделия. — При высокой температуре происходит формирование кристаллической решетки — и глина превращается в керамику. Чтобы получить идеально ровную чашку, придется сделать порядка 50 изделий. Я всегда советую во время работы думать о хорошем, чтобы предмет наполнился доброй энергетикой. Важно не торопиться, потому что работа с глиной — своего рода медитативное занятие.
Белым по черному
Занятие по линогравюре для ребят провела Ольга Петровна Багина, педагог, ведущий методист Музейного центра ВМДПиНИ, автор образовательных программ и мастер-классов Музейного центра, ведущая постоянной мастерской «Гравюра».
— Если о сроках возникновения других видов декоративно-прикладного искусства мы можем говорить очень приблизительно, то период появления гравюры — рубеж XIV–XV веков. Распространение гравюры началось вместе с распространением бумаги. Но, конечно, гравюры бы не возникло, если бы не было мастеров, которые делали набойные доски для печати рисунков на ткани, ювелиров, мастеров-оружейников, которые умели создавать узоры по металлу — все эти знания были использованы, и в результате возникла эта техника. Мы делаем сегодня линогравюру, то есть гравюру на линолеуме. Изображение мы будем печатать на офортном станке, он нужен, чтобы создать высокое давление. На линолеум наносится рисунок, потом по его контуру мы проходим специальным резцом — можно использовать инструмент для резьбы по дереву. Когда рисунок готов, глубокие части прорезаны, на него наносится масляная краска. После этого мы прикладываем изображение к бумаге и прокатываем сверху станком — под давлением матрица оставляет оттиск. Дома печатать изображение можно с помощью валика, утюга и даже обычной ложки.