Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Новелла. Красный мак

Общество
Новелла. Красный мак
Фото: Нина Бурдыкина, «Вечерняя Москва»

Такое ощущение, что память кто-то стирает. Недавно Тамара Сергеевна видела — ее мир теперь сузился до окошка на втором этаже типовой панельки — напротив был забор, изрисованный граффити. Множество рисунков, от каких-то котов-цветочков до черепков и непристойных надписей. Плод творчества не Бэнкси, конечно, но множества подростковых рук, вооруженных баллончиками с краской. И вот пришел рабочий в оранжевой форме, с узкими глазами и белозубой улыбкой и валиком с краской стал замазывать. Черного кота, розу в шипах, розоволосую и синеглазую девицу с вульгарной грудью и нереально огромными ресницами. Как ее — аниме, вспомнила словечко Тамара и обрадовалась. Слышала по телевизору новое словечко. Сейчас редко удается слово запомнить: в основном все только забываешь. Рецепты, имена, прочитанные когда-то книжки, целые события проваливаются в небытие. Как будто вот этот самый маляр с сахарной улыбкой валиком закрашивает память.

Вдруг вспомнила, что у нее день рождения. И комната будто наполнилась ароматом яблочного пирога. Ах, какой пирог еще до войны пекла ее бабуля на Томочкин день рождения! Какой пирог! Воздушный, с корицей, с нежной корочкой — только дотронься, лопнет — кисловатых антоновок.

Позвала Светочку: на этот раз требовательно. Имеет право требовать дня рождения. Пришла Светочка, лохматая, в халате, накинутом на пижаму. Что за мода такая сейчас — днем ходить в пижаме и постоянно валяться в постели. Светка, наверное, и кровать-то не застилает. Чтобы удобнее было ложиться при каждом выдавшемся случае.

В руках у Светочки тетрадка. Проверяет сочинения, значит. Образ Наташи Ростовой. Или этого… как его… старуху топором зарубил... Ох как раздражает забывчивость.

Нет, она, конечно, много работает, Светка. Берет дополнительные нагрузки постоянно. Учитель — сволочная профессия, я ей это говорила, еще когда она только навострилась в этот свой педагогический институт. Могла бы в МГУ! Но зато постоянный кусок хлеба. Учителя и врачи всегда нужны, отвечала Светочка.

Вот теперь уже двадцать пять лет работает училкой. Так и хочется ей показать язык, такой серьезной, раздраженной вечно! Вот, вот тебе. Училка-точилка.

— Мама, ну что ты, в самом деле, как ребенок, — устало говорит Светочка. — И плед сбросила. Холодно же, не топят еще, ты что, не чувствуешь, что холодно?

Она поднимает клетчатый плед (он валяется под креслом), пару раз встряхивает и укрывает ноги Тамаре Сергеевне.

— Чего ты меня звала? Может, хочешь полистать альбом с фотками? Или кроссворды тебе дать? Где пульт от телевизора? Куда ты его спрятала, госсссподииии….

Когда Светка наклоняется, чтобы подоткнуть плед, Тамара вдруг замечает в ее темных коротких волосах седые прядки.

— Светка-то уже старая стала! — с ужасом думает Тамара Сергеевна.

И плачет вдруг, неожиданно, навзрыд. Ей ужасно жалко Светочку, которая была совсем недавно серьезной пухлой девочкой, на локтях ямочки, две ровные темные косицы, прилежная, гаммы играла. И себя стало жалко, и бабулю довоенную, почти стертую из памяти, а сейчас вдруг выпрыгнувшую откуда-то, и яблочного пирога того, давнего, аромат которого развеялся где-то в довоенной Москве…

Точно! Пирог! День рождения. Слезный водопад прекращается.

— Светочка! Почему ты не напомнила мне про то, что у меня день рождения, — голос Тамары сердитый. — Почему, почему. Мне еще бабуля в детстве говорила: день рождения обязательно надо отмечать. А это что? Твои кроссворды — это весь праздник?

— Мама, — говорит Светочка, стараясь не раздражаться. — Ну кого ты позовешь на день рождения. И потом, он завтра. Я тебе подготовила подарок. Но отмечать… Где здесь отмечать, — Светочка разводит руками: двухкомнатная маленькая квартирка, скрипучий затертый паркет, старые немодные обои. — И главное — кого приглашать-то? Кого тебе надо приглашать? В голосе у Светочки уже появились металлические учительские нотки, их очень боится Тамара Сергеевна, такая — сердитая — Светочка совсем не похожа на ту, с косицами и щеками будто два красных яблока.

Но остановиться Тамара уже не может.

— Как это — кого? Лидочку, тетю Лиду. Сестру мою и твою, между прочим, тетю. Соседку нашу Марью Владимировну. Ну и этот пусть твой приходит… Чурбан. Стол нам подвигает.

Светка молчит. Лидочка, тетя Лида, уже три года как лежит на Востряковском кладбище. Марью Владимировну сын перевез к себе в Перово, а квартиру продал. Чурбан… Это Славик.

На самом деле его зовут по-другому, он не говорит, как. Смеется — зачем тебе, красивая? Узбек. И имя узбекское, никакой не Слава, конечно. А глаза черные, узкие, веселые. На десять лет моложе Светки, а вот говорит про нее: красивая.

Про нее никто так не говорил, никогда. Разве что папа в детстве. Пока мать его не выгнала.

Слава приходил чинить дверной звонок, стыдливо взял пятьсот рублей и спрятал во внутренний кармашек. Светка предложила чаю. Что, чая, что ли, для человека жалко? На следующий день он принес ей, лукаво улыбаясь, жидкий букетик тюльпанов.

— Во дворе нарвал, — честно признался. — Но не в нашем дворе, в соседнем.

Нет, ей, учительнице, конечно, дарили букеты куда более шикарные. Родители двоечников в надежде на то, что двоечники моментально победят во всех интеллектуальных олимпиадах и станут медалистами… Но букеты те не имели ровно никакого значения для Светочки. Те букеты казались ей неживыми, пластмассовыми. А эти тюльпаны, порочно-алые, с черными тычинками, дышали свежестью, страстью и любовью.

Они напомнили обертку конфеты «Красный мак» — в Светкином детстве такие были. Их приносил папа, не много, по одной-две, никогда — пакетами, но всегда в кармашке куртки. На конфету налипали крошки табака. Отец смеялся: «Это лисичка испачкала!» У них была такая игра: якобы лисичка передала маленькой Светочке конфетный привет через папу. Он идет домой через Ясеневский лес — и на одной секретной полянке всегда встречает лисичку, которая на пеньке оставляет для Светочки конфету.

— А другим детям оставляет?

— Нет, только для Светочки! Лисичка поэтому специально меня ждет, иногда часами ждет, в темноте, чтобы передать именно тебе эту вот чудесную конфетку.

— А почему именно мне? — спрашивала Светочка, но уже заранее знала ответ.

Такая у них с папкой была игра…

— Потому что ты — самая умная, самая красивая девочка в мире! Поэтому тебе…

Казалось, так будет всегда. Светка — самая умная и самая красивая, поэтому все конфеты — ей. Но оказалось, все не так. Сначала как-то быстро сошел с дистанции папа, лисичкин друг и главный Светочкин защитник. Он возвращался все позже после своей работы — а может, кружил по заснеженному лесу в поисках лисички? — думала, борясь со сном, Светочка.

А уже сквозь сон слышала поворот ключа в замке и нетвердые шаги, и мамин злой колючий шепот:

— Опять нажрался?

А однажды папа просто пропал. Не вернулся домой — ни сегодня, ни завтра, ни через месяц.

Только приходили по почте какие-то «элементы», как называла их мать, отворачивая красное сердитое лицо.

Светочка, конечно, спрашивала: что случилось с папой и с лисичкой, и куда вдруг пропали все его фотографии, и почему никогда никто больше не приносит ей конфеты «Красный мак» с ярким фантиком.

Но мама начинала плакать каждый раз, а на вопрос не отвечала. И Светочка перестала спрашивать. А потом пошла в школу и как-то забыла про всю эту историю. Отодвинула в архив. Избирательная детская память.

Жили с мамой — ни хорошо ни плохо. Просто жили. Один день сменял другой.

Тамара, конечно, строгая была. Целый день на работе. Вечером приходила — сапоги на высоких каблуках (венгерские, достала по большому блату). Устало садилась на пуфик в коридоре. Сидела, запрокинув голову в вязаной шапочке. Из-под шапочки выбивались крашеные золотистые кудри. На воротнике пальто таяли снежинки. Выбегала Светочка, чистенькая, розовая, помогала расстегнуть молнию на сапогах.

— Ноги намочишь! — уже сразу сердилась Тамара. И действительно — с каблуков-то натекли в коридоре грязные лужи растаявшего снега. — Не бегай в колготках, сколько тебе говорить! Тапочки! Тапочки есть! Надень тапки!

Светочка испуганно шмыгала в комнату, будто мышка в норку. У нее там уютно, в комнате. Горит теплым маленькая лампочка, в аквариуме-шарике живет пестрая рыбка. Тетрадки и учебники сложены аккуратно. Света первая ученица в классе. Ее хвалит учительница. И у нее нет друзей — только рыбка-сомик. И не надо других друзей. Они грубые, орут, завидуют. Потому что Светочка — самая красивая, самая умная. Ей папа говорил. Школу она окончит с золотой медалью. И в институт она поступит сама, без «знакомств» и блата.

Кто б сказал тогда, что не этим меряется счастье. Что будь ты хоть сто раз самая умная, самая красивая — счастье лежит где-то в другом тайнике, до которого не добраться. И что «красивой» ее за всю жизнь назовет только папа — тогда, когда лисичка передаст конфету «Красный мак», всю в табачных крошках.

Да еще — на излете женской силы, этот улыбчивый и нежный восточный парень в оранжевом жилете.

В уголках черных глаз притаились хитринки. «Зачем тебе знать, как на самом деле зовут… Слава я. Для тебя — Славик». А дома мама, строгая Тамара, практически — царица Тамара.

Которая невзлюбила Славика буквально с первой минуты. «Чурбан», «не твой уровень», «чтобы ноги его в моем доме…»

А где он — «мой уровень», горько думала Светка.

«Женский», филологический курс пединститута.

Школа — тоже мир женщинучилок. Мужиков всего два: женатый физрук и трудовикалкаш. На пятьдесят голодных, недолюбленных баб.

И работа. Всегда много работы. Ученики, тетрадки, родительские собрания. Дресс-код, будь он неладен.Курсы повышения квалификации.

Одни ушастые двоечники и хулиганы подрастали, становились вдруг, в одночасье, статными модными юношами и девушками, танцевали свой прощальный вальс и, кружась, как золотые осенние листья, подхваченные ветром, улетали в большую жизнь; на смену им приходили новые малыши с ранцами на спине и аккуратно отточенными карандашами в пеналах.

Цикличность жизни. А посередине она — Светлана Валерьевна, ее уже никто и не называет, очень давно, Светочкой. Только — иногда — мама.

Мама еще помнит ту, маленькую, с косицами и рыбкой в круглом аквариуме, с чернильными пятнами на пальцах.

А сейчас вдруг появился Слава. Для мамы — «Чурбан» и «не уровень». Мама говорит: у него на родине жена и семеро детишек. А для стареющей и грузной Светы — не чурбан, а мужчина, который принес ей трепетные тюльпаны и назвал красивой.

По вторникам и пятницам (у Светы в этот день нет дополнительных занятий) в густеющих московских сумерках он тихо скребется ей в дверь, обшитую дерматином. Звонок работает исправно: у Славика золотые руки, но если позвонить, то Тамара непременно встрепенется в своем кресле, как старая испуганная птица.

Поэтому Славик проникает в квартиру тихо, Светка открывает ему дверь, и он тут же хватает ее своими сильными руками, а она давится хохотом и чувствует себя вновь маленькой и любимой девочкой. Они проскальзывают в комнату Светы и падают на продавленный, старенький диванчик.

Потом Славик курит в форточку и говорит: — Красивая, почему окна у тебя деревянные? В такие окна зимой дует сильно, холодно!

— А ты знаешь такие конфеты — «Красный мак»? Пробовал? — спрашивает не к месту Света. Ее мысли блуждают где-то далеко…

— Нет, красивая. Конфет таких не знаю. Но у нас весной вырастают цветы — маки.

Красные. Вся степь в этих маках. Ты сама как мой степной красный мак. А из окна холодно будет, поменять окна надо!

И действительно, через пару недель приходит серьезный замерщик окон, и Тамара Сергеевна взбудоражена и как-то даже возмущена тем, что будут менять окна.

— А чем, чем тебе плохи старые? Они экологичные.

Дерево — это хороший материал, это не пластик! Ты знаешь, какие раньше делали стекла? Если их вымыть и протереть газетой, они сияют, как хрусталь. Не то что эти современные.

Замерщик окон хмурится и говорит: — Вы бы бабушку убрали. Она мне мешает работать.

И Светочка ужасно смущается за свою мать. И отвозит ее в кухню.

Ведь Тамара Сергеевна не ходит. Все время в кресле. Все время — чудовищная зависимость от пусть родных, но не своих рук. Светочкиных рук. Поменять памперс. Укрыть пледом. Дать книжку. Пульт от телевизора. Все только Светочка.

И Светочка сердится.

Такая хорошая, правильная, учительница! Она сердится на маму, строгую Тамару Сергеевну.

И сейчас тоже сердится. Ишь ты, день рождения ей захотелось отмечать.

— Чего тебе праздновать, конец жизни? — грубо говорит она.

Выходит из комнаты и громко хлопает дверью.

А Тамара Сергеевна остается одна. Плед вновь падает на пол, и теперь никак не поднять его, не укрыть старых зябких ног. А Светку она звать не будет. Принципиально не будет. Она смотрит в окно — гордая женщина. Если смотреть с улицы на второй этаж — в домах-панельках второй этаж совсем невысок, — то кажется, что это не живой человек, а портрет в раме.

Неподвижная, с резкими чертами лица, с белоснежно-седыми волосами, уложенными в старомодную «бабетту». «Портрет старухи», например. Или — поэтичнее — «Портрет графини Эн». XVI век, мастер жив, как шутят художники.

Странно, думает Тамара Сергеевна, когда мы только заезжали в этот дом, здесь был пустырь. А до этого — лес. А потом за сорок с лишним лет выросли деревья, новые деревья. Сначала они были низенькими и загораживали солнечный свет. А сейчас стали огромными. Одни стволы торчат, как в каком-нибудь тропическом лесу. А вся зелень выше. Сейчас ругаются и злятся те, кто живет выше. Теперь не хватает солнечного света им. А лес отвоевывает свое.

И еще думает: только в старости можно подумать наконец о деревьях и о том, как они растут. А Лидочке надо непременно позвонить, пригласить в гости. День рождения надо обязательно отмечать. Обязательно, так бабуля говорила, — интересно, а Лидочка помнит, как она это говорила? А Светка дура, думает, на старости лет слепит с Чурбаном подобие семьи. Но и жалко ее тоже. Как она тогда все спрашивала — где папка, почему не приходит.

Как ребенку объяснить… И даже если Светка уже старая, то какая же я?

А я их всех обманула, вдруг озаряет догадка. Я не старая. Я как раз девочка. Светка стала моя мама, сердитая, толстая, в халате и с дурацкой такой личной жизнью. А я худенькая, верткая, с кучеряшками, руками-палочками, сбитыми вечно локтями и коленками. И у меня младшая сестренка Лидка и брат Алеша. Что-то с ним случилось плохое, с Алешей. Кто-то сказал, что он умер во время войны от голода? Какая война, какой голод? Нет никакого голода. Нет войны и не было. Но может быть, войны всегда надо ждать, это тоже бабуля говорила. У нее, Тамары, Томочки, припрятан целый мешок сухарей под кроватью.

Мама-Светка приносит ей еду, борщ, котлету с пюре и обязательно щедро нарезает белый хлеб. А Томочка хитрая, она хлеб не ест, она его в мешочек складывает. Светка еще спасибо скажет, дурында неповоротливая. Седая колода. Им всем сухарей хватит. И Светке, и Лидке, и маленькому Алеше, уже полузабытому, блеклому. И даже Чурбану. Пусть ест. Не жалко…

Это была пятница — «их» день. Славик проскользнул, как обычно, тихо и незаметно, как сквозняк.

Светочка засмеялась, стала отбиваться: руки холодные, руки холодные с улицы! Грей давай, прежде чем к женщине прикасаться! Давай чаю тебе налью!

— Какой чай, мой цветочек, я любить тебя хочу! Соскучился! — шептал Слава.

В этот момент он, конечно, не врал. Действительно — хотел любить эту недоласканную, одинокую, очень жалкую большую женщину, которая для него подкрасила глаза и губы.

— Иди в душ, только тихо.

Я сейчас… сейчас, сейчас, — шептала испуганно, как девчонка. — Только к маме загляну…

— Погромче телевизор бабушке сделай, — сверкнул глазами Славик. — Чтобы не мешать ей.

А через минуту уже бежал на крик Светы.

— Мама, мама! — рыдала она, катаясь по полу.

Женщина, похожая на графиню с высокой белой прической, казалось, просто спит. Неподвижная, повернутая к окошку.

На подоконнике прыгала птичка-синичка, с любопытством заглядывая в комнату. Откуда-то вдруг в Москве снова стало много синиц. Говорят, это к снежной зиме.

— Хорошо, что окна поменяли на пластик, — уже по-хозяйски, рачительно, подумал Славик. — Тепло перезимуем.

Южный человек, он всегда мерз зимой в промозглой метельной Москве.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.