Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Анастасия Нифонтова: Из Золушки я пытаюсь превратиться в мотопринцессу

Общество
Вице-чемпионка ралли-марафона «Дакар-2017» в женском зачете Анастасия Нифонтова
Вице-чемпионка ралли-марафона «Дакар-2017» в женском зачете Анастасия Нифонтова / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

Легендарная мотогонщица, единственная россиянка, которая дважды участвовала в ралли-рейде «Дакар» и оба раза сумела прийти к финишу этой невероятно сложной гонки, Анастасия Нифонтова готовится впервые принять участие в ралли-рейде «Шелковый путь». О том, зачем ей нужно ставить перед собой такие сверхсложные задачи, а затем героически их решать, отважная москвичка рассказала корреспонденту «Вечерней Москвы».

Мотивация

— В 2017 году на «Дакаре» вы установили личный рекорд, проведя 19 часов в седле мотоцикла. Зачем вам такие мучения?

— Да, это было жестко. Тогда в Боливии размыло дорогу и нас пустили в объезд, а это еще 300 километров пути… До определенного момента четко не могла сформулировать, зачем мне нужно участвовать в таких экстремальных ралли, но в этом году на «Дакаре» поняла: мне нравится момент победы над собой. Каждый день ты преодолеваешь свою слабость, отчего испытываешь невероятное удовольствие и эмоциональный подъем. Ты понимаешь, что половина мужиков сошла с дистанции, слабость одолела их.

— А вас ни разу?

— У меня, слава богу, не было таких моментов. Я не сходила с дистанции, хотя и падала, и травмировалась, и финишировала со сломанным позвоночником. Это не супергероизм — просто я испытываю кайф от такого преодоления себя. Ну и, конечно, езда на мотоцикле доставляет мне нереальное удовольствие. Особенно мне нравится пилотировать в дюнах. Там такие «американские горки» — вверх-вниз, пейзажи красивые... Мы в таких местах бываем, куда обычный турист никогда не доберется. Плюс хорошие люди тебя окружают, цельные и настоящие. Это братство, все тебя поддерживают, переживают, поздравляют с финишем.

— Гонки — это самое главное в вашей жизни?

— Гонки от жизни отсоединить сложно. Муж мой тоже в гонках, менеджером работает. Дети не гоняют, но мелкий (сын) на мотоцикле ездит, тренируется. Родители мои переживают. Выходит, мы в гонках живем все вместе. Раньше я занималась другими делами, в школе — горными лыжами. Была в сборной Москвы, потом — в юношеской сборной России. Кандидат в мастера спорта, скрипкой еще увлекалась, в музыкальную школу ходила. Школа была английская, а потом сказали, что меня берут в физкультурный институт. Я хотела получить настоящую профессию, а спорт считала чем-то несерьезным. В Инязе отучилась, потом во ВГИК поступила, была телеоператором. Работала с камерой. Потом ребенок родился первый... Но мне с детства нравилось играть в машинки, мотоциклы, а не в куклы, и к мотоциклам я вернулась в 2013 году. Участвовала в мотокроссах. Тогда это было хобби, пока в 2014 году не приняла участие в этапе чемпионата мира. Там я поняла, что для более высоких результатов нужны спонсоры, бюджет, надо регулярно тренироваться. Сама начала изучать маркетинг, вела работу с потенциальными инвесторами, писала статьи для своего сайта, вела аккаунты в соцсетях. Сейчас спорт — это уже не хобби, а моя профессия.

Недавно на «Дакаре» Анастасия выступала в новом для себя зачете — без механика Недавно на «Дакаре» Анастасия выступала в новом для себя зачете — без механика / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

«Шелковый путь — 2019»

— Анастасия, почему вы решили принять участие в ралли-рейде «Шелковый путь» после «Дакара»?

— Любой ралли-рейд для гонщика — это история преодоления и маршрута, и себя. Важно доехать до финиша, плюс коллекционная история. «Шелковый путь» — очень значимый ралли-марафон, но раньше в нем не было мотозачета, а теперь у меня появилась возможность в нем участвовать. К тому же выступление пойдет в зачет чемпионата мира. На первом этапе ЧМ в Абу-Даби я неплохо выступила, поэтому логично, что мне нужно ехать за рейтинговыми очками и на «Шелковый путь». Спортивные цели сложно ставить, пока не увижу списка соперников. Мы все друг друга знаем, и я понимаю, кого я реально могу объехать. Понятно, что бороться с мужиками из «заводских» команд у меня не получится, а если приедут на ралли-рейд участники моего уровня, то будет спортивная борьба.

Новые проекты

— Все ждут от вас новых подвигов после героизма на «Дакаре»…

— Мне постоянно нужно придумывать новые задачи, ставить новые планки. Ведь после того, как я первой из россиянок доехала до финиша «Дакара» в 2017 году, мое очередное участие в этом ралли никого не удивит. Поэтому недавно на «Дакаре» я выступала в новом для себя зачете — без механика. До меня девушки никогда не принимали в нем участие.

— Почему не отказались от этой затеи?

— Я хотела отказаться выступать без механика. Понимала, как это будет тяжело. Неделю жила с этой мыслью, но пришла к выводу, что ничего не теряю, и решила попробовать. Тем более что никто из представителей компаний-партнеров от меня не требовал рекордов.

— Пришлось учиться чинить мотоцикл?

— Механик Сергей Морозов в Москве показывал, как колеса прикручивать, масло менять. В детстве я этим, конечно, занималась, на своем старом мотоцикле базовые вещи какие-то делала, но уже много лет у меня есть свой механик — мой муж Антон, который знает мотоцикл и помогает. А тут пришлось вспоминать, в какой последовательности гайки откручивать и все эти болты, ведь у каждой машины — своя особенность. В итоге на «Дакаре» в Перу без механиков вышли на старт 32 гонщика: 30 мужчин и две девушки. Девочка из Испании сошла с дистанции, а я стала единственной из женщин, кто в этом зачете когда-либо финишировал.

— Для ралли-общественности это стало большим событием...

— Спорт — это шоу-бизнес, спонсорам нужна медийность проекта, а зрителям важна драма. В этом году на «Дакаре» она была. Никто не думал, что доеду до финиша, потому увидели, что я не сдаюсь. Тогда всем стало интересно, и за две недели у меня в соцсетях появилось 20 тысяч новых подписчиков. Думаю, до конца лета мы с партнерами объявим о новом уникальном проекте с моим участием.  

Любой ралли-рейд для гонщика — это история преодоления и маршрута, и себя Любой ралли-рейд для гонщика — это история преодоления и маршрута, и себя / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

— Расскажите о вашем боевом товарище — мотоцикле.

— Он весит 145 килограммов, а заправленный — все 180! Он большой у меня, сейчас на более легких ездят. Мотоцикл в идеале надо менять каждый сезон.

Дорога на «Дакар»

— Как юной москвичке стать мотогонщиком и принять участие в «Дакаре»?

— Для начала нужно понять, насколько это тебе нужно и нравится ли, чтобы не тратить время впустую. Если глаза горят, тогда дерзай! Потому что это очень тяжелый вид спорта. Наслаждений и радости тут не так много. Минуты ее должны быть настолько сильными, чтобы перекрывали все сложности.  

— В каком направлении нужно сделать первый шаг к «Дакару»?

— Все просто. Приходишь в ближайшую мотошколу в Москве и начинаешь заниматься. Бесплатных групп сейчас нет, к сожалению, поэтому деньги надо будет потратить. Это потом, спустя время, можно зарабатывать на гонках. Рутины, правда, очень много. Сегодня вот тренировка у меня не заладилась, голова болит, но я понимаю, что давать интервью — часть моей работы. Поэтому, если хочешь заниматься мотогонками на серьезном уровне, нужно понять, какие траты тебе предстоят: финансовые, физические, моральные. Мотогонки на «Дакаре» — это не плавание и не шахматы.  

— Где вы нашли деньги для участия в «Дакаре»?

— Я не дочка олигарха, у нас с мужем только магазинчик, и деньги мы вкладываем в гонки. То есть это бизнес-проект такой. Сначала вложились, потом я смогла все это раскрутить до такого состояния, что получила возможность вернуть инвестиции и зарабатывать. Получится ли у другой девушки это сделать? Это как в бизнесе, где тебе никто не гарантирует прибыль. На поверхности все глянцевое, красивое — девушка на мотоцикле на обложке крутого журнала. На самом деле — очень много подводных течений и камней в моем деле, бывает, что даже начинает надоедать бороться с проблемами. Я очень эмоциональная, но паника длится недолго, быстро прихожу в себя и начинаю двигаться дальше. Даже тренировку провести полноценно бывает проблематично. У меня всегда куча дел: то презентация, то встреча с партнерами. Много работы веду по поиску бюджета для участия в ралли. Например, чтобы поехать на «Шелковый путь», мне нужно порядка 30–40 тысяч евро.

Спорт — это уже не хобби, а профессия, отметила Анастасия Спорт — это уже не хобби, а профессия, отметила Анастасия / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

Деньги

— Любой мотогонщик, имея на руках 40 тысяч евро,  может принять участие в этом ралли-рейде?

— Для организаторов таких серьезных ралли-рейдов важен уровень квалификации спортсмена. Лицензия нужна. Мотоциклисты часто разбиваются, брать ответственность на себя никто не хочет, поэтому в такую гонку пускают только опытных спортсменов, которые имеют опыт участия хотя бы в двух этапах чемпионата мира. Это не перебор в предосторожности. Потому что маршрут этапов ралли-рейда разработан с учетом определенной скорости участников состязаний. Ведь если ты выбиваешься из графика, то не высыпаешься и на второй–третий день рейда ты сходишь. Человек не может ехать в полуобморочном состоянии. Это очень опасно.

— Вернемся к деньгам…

— Сорок тысяч евро — это только за участие в ралли, не считая мотоцикла, цена которого — около 35 тысяч евро. К нему нужны запчасти, колеса, техничка. Механик нужен. За каждого участника твоей команды — отдай стартовый взнос по 3,5 тысячи евро. За транспортировку мотоцикла и деталей также надо заплатить и т.д.

— Вас как звезду автоспорта могли бы допустить бесплатно для поднятия престижа ралли-рейда…

— Для всех правила одинаковые. Хлеб же вам не продадут по более низкой цене, потому  что вы такой великий. Первые мои годы в мотоспорте — это полный минус, потом дело начинает развиваться, если ты веришь в успех и постоянно работаешь над достижением цели.

Трудности и терпение

— Что для вас было самым сложным на «Дакаре»?

— Каждый раз вас поджидают новые трудности. Когда я собиралась на первый свой «Дакар», самое сложное было вообще на него попасть. Поздно выдали лицензию. Во второй раз уже лучше подготовилась к ралли, но было морально тяжело, я понимала, что все — только в моих руках, я сама должна ремонтировать мотоцикл. Прессинг был жестокий: мой антирекорд — лишь два часа сна между этапами, все ждут от меня, что сумею доехать до финиша, а после него меня трясло от давления со стороны окружающих. Залезла в палатку, проревелась и пошла мотоцикл чинить — масло менять надо было.

— Разве железные женщины плачут?

— Еще как. Рыдаю и даже верещу от страха, когда на дистанции мотоцикл подбрасывает на кочках. Простые эмоции мне не чужды. Когда чувствуешь, что все, край, сил нет, у тебя пропадает концентрация — становится страшно, что сейчас «отключишься». В темноте особенно страшно. Сложно взять себя в руки и доехать, не упасть. Да, есть заправки по дороге между этапами, там можно поесть, но обычно график гонок составлен так, что времени на это нет — если только чай и шоколадка. Но тебя двигает вперед желание не дать слабину.

— Во время ралли «Дакар» вы много теряете в весе?

— Многие парни скидывают вес, я глобально его не теряла. С «Дакара» вернулась — штаны болтаются, а вешу столько же. Тренер говорит, что я много воды пью, жидкость накапливается, мышцы уплотняются, жира нет, поэтому если что-то и уходит, то немного. Во время ралли-рейда ты живешь в спартанских условиях: душ — на улице, вода в нем — холодная. Хорошо если жара, а бывает, что и прохладно. Приходится обходиться без душа. В общем, на «Дакаре» не до спа-процедур и маникюра. Его я перед стартом делаю, но хватает ненадолго.

Недавно на «Дакаре» Анастасия выступала в новом для себя зачете — без механика Недавно на «Дакаре» Анастасия выступала в новом для себя зачете — без механика / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

— Вы желаете своей дочери пройти хотя бы часть ваших испытаний?

— Своей дочери пожелала, чтобы она занималась тем, что ей будет приносить удовольствие. Живу тем, что люблю. Я счастливый человек. Если будешь делать то, что нравится, то обязательно добьешься больших высот, потому что будешь делать это с душой.

— После участия в двух «Дакарах» самое интересное в вашей жизни осталось позади? Вас уже сравнивают с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.

— Все самое интересное впереди. Все интересно по-своему. Мне лестно слышать, когда меня сравнивают с Терешковой, но я реально чувствую, что выдающаяся гонщица Нифонтова — она там, на глянцевом плакате, а есть просто девочка Настя. Я себя Нифонтовой не ощущаю.

— Чего категорически нельзя делать на «Дакаре»?

— Нельзя паниковать, истерить. Надо быть морально устойчивой. Это как на космическом корабле.

Москва

— Москва для вас — любимый город?

— Я, хоть и родилась в Вашингтоне, но с трех лет живу в Москве. В Теплом стане. На машине езжу по столице — любуюсь красотами.

— А на мотоцикле?

— Нет, на мотоцикле боюсь, это опасно. На дорогах Москвы, как на войне, не знаешь, откуда что прилетит. А так, конечно, Москва — любимый город. Я много где была. В Парагвае, Перу и в Африке, но возвращаешься домой, и мне так хорошо на душе, несмотря на пробки и выхлопные газы. Люблю этот бешеный ритм и без него жить не могу. Люблю Крылатское, этот зеленый спортивный район, где я с детства тренировалась на горных лыжах. Люблю свой Теплый стан. Это место силы для меня.

— Есть и нелюбимые места в Москве?

— Поездка на север столицы для меня как экспедиция за Полярный круг. Но, когда уезжаю из Москвы, скучаю очень. Вернувшись, идем к моим родителям, мама что-то вкусное готовит, семейные дни такие наступают: с детьми гуляем, дома смотрим фильмы. Старшей дочери 15 лет, она такая уже барышня, а сын в этом году пойдет в школу. В детском садике он говорил, что у него мама — чемпионка мира. Мне было приятно.

— Дома часто готовите?

— Редко. Муж готовит, так с самого начала у нас повелось. Салат могу,  конечно, приготовить.

— Где вы тренируетесь, живя в столице?

— В поселке Петрово Дальнее. Там тренер Саша Иванютин. Еще есть тренер по ОФП Игорь Ключников. Пять–шесть раз в неделю в идеале надо тренироваться. А то и два раза в день. Мотокросс — это три–четыре часа занятий. Мышечная масса мне не нужна, но много упражнений приходится делать на выносливость, тренировать ноги.

Мне постоянно нужно придумывать новые задачи, ставить новые планки Мне постоянно нужно придумывать новые задачи, ставить новые планки / Фото: Rally Zone и Marian Chytka

Золушка и Белоснежка 

— Вам больше нравится писать тексты о своих приключениях или снимать на видеокамеру?

— Кайф мне приносит и съемка, и работа с текстами. Я — человек настроения. Иногда хочется пофотографировать, иногда описать словами и рассказать людям о том, что важно для меня.

— А что важно для ваших спонсоров?

— Отчеты о том, сколько у меня подписчиков в соцсетях, количество постов и лайков.

— Настя, какая сказочная героиня вам ближе всего?

— На «Дакаре» я — Белоснежка среди мужчин, а по жизни — Золушка. Не потому что меня родители обижали,  а потому что было очень тяжело выстраивать карьеру в мотоспорте, особенно в самом начале. Из Золушки я пытаюсь превратиться в мотопринцессу.  

СПРАВКА

Анастасия Нифонтова родилась 19 января 1979 года в Вашингтоне (США).

Российская мотогонщица. Мастер спорта международного класса по мотоспорту. Чемпионка мира по кросс-кантри ралли FIM 2015 года. Двукратная вице-чемпионка мира (2014 и 2016). Вице-чемпионка ралли марафона «Дакар-2017» в женском зачете. Двукратная победительница ралли марафона Africa Eco Race. Первая россиянка, принявшая участие в ралли «Дакар» за всю историю легендарного марафона. Единственная в России девушка, входившая в тройку призеров на Международных мотоциклетных соревнованиях уровня Кубка мира и в тройку сильнейших в пяти видах мотогонок: мотокросс, эндуро, кросс-кантри ралли, супермото, шоссейно-кольцевые гонки. Имеет два высших образования. Живет в Москве. Замужем. Воспитывает двоих детей.

Читайте также: Как проходило открытие «Большой московской регаты»

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.