Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Вера Полозкова: Из меня никто не растил гения

Общество
Она — звезда Интернета, успешный блогер, автор двух поэтических сборников — «Непоэмание» и «Фотосинтез», ее можно увидеть в спектаклях Театра «Практика» и Театра им. Йозефа Бойса.

А еще она часто выступает в клубах и собирает полные залы. О стихах и жизни, театре и любви мы беседуем с поэтессой Верой Полозковой.

Вера, вы помните тот день, когда проснулись знаменитой?

Я никогда не просыпалась знаменитой и боюсь этого дня. Все произошло само собой. Я писала себе и писала. И внезапно это стало нужно какому-то количеству людей. И теперь это нельзя игнорировать, хотя я никогда не следую массовым ожиданиям. Я продолжаю играть в двух прекрасных маленьких театрах в Москве — в Театре «Практика» и в Театре Йозефа Бойса. Я собрала музыкальную группу, с которой выступаю. Сейчас у нас проходят гастроли в разных городах.

Эти выступления для меня остаются приключением, а не ремеслом. Я люблю ездить и путешествовать. А чем еще заниматься в молодости? По-моему, это правильно — собрать рок-группу и кататься с ней по стране. Пока у тебя не началась пора большого бизнеса или большой семьи, больших обязательств или больших кредитов.

 

БЛИЖЕ МАМЫ ЧЕЛОВЕКА НЕТ

У вас очень нежные отношения с вашей мамой. Она ваш первый слушатель?

Да. Она для меня не только самый близкий человек, но и друг. Мама принадлежит к послевоенному поколению.

Она родилась в 1946 году. Это человек, которому в жизни приходилось за все бороться, за каждую маленькую тряпочку, за каждую маленькую привилегию. Когда я родилась, маме было сорок лет. Она ушла в декрет и жила на пособие в 35 рублей. Мы жили в коммуналке. У нас с ней большая разница в возрасте. При этом мы смогли из нашей почти патовой ситуации, сделать не «европейскую драму», а вполне счастливую семью. Мама всегда очень любила книги. В ту пору их трудно было достать, и она могла ползарплаты отдать за Александра Грина.

С раннего детства она мне много читала стихов: от Киплинга и Плещеева до Хармса. Из меня никто не растил гения. Маме было все равно — кем я вырасту. Важно только, чтобы я была чутким, отзывчивым, хорошим человеком. Мама меня любила и говорила: «Главное, чтобы ты была счастлива». Естественно, в моем подростковом возрасте мы сильно друг другу попортили кровь.

Маму пугало, что я бросила журфак и говорила, что не пойду работать в офис, где нужно сидеть с девяти до шести. Ей трудно приходилось со мной. А еще она думала, что у меня интернет-зависимость, потому что я проводила у компьютера по 8 часов в день. Для нее этот виртуальный мир был страшным дремучим лесом, в который ее девочка уходит все дальше. Она не понимала мой язык, мой юмор. Но потом мы помирились. Она знает всех моих друзей, ходит со мной на все новые пьесы. И проявляет чудеса терпения. Мы перестали воровать друг у друга свободу, и все пришло в равновесие.

Вам нужно быть влюбленной, чтобы писать стихи?

Стихи — это всегда история про несоответствие любого порядка. Когда все в равновесии, ты можешь что-то написать, но это будет совсем про другое. А влюбленность — это тоже история про несоответствие, когда твое чувство больше, чем ответное или даже несопоставимо с ним. Или тебя задевает суровое чувство несправедливости, произошедшей в мире.

Стихи всегда растут на расколе, тексты появляются из трещин. У Леонарда Коэна есть строчка, которую я очень люблю: «Трещина во всем. Но через эту трещину — свет. Поэтому мы и видим все так хорошо». Когда ты испытываешь состояние влюбленности — все, что тебе хорошо знакомо, вдруг приобретает режущую, скрежещущую новизну. Из этого состояния просто легче писать. Потому что раньше все было освещено лампочкой в 60 ватт, а теперь — в 200 ватт. И все стало ярким и контрастным.

Поэтому стихов из этого состояния написано больше у всех.

 

О БОГЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕМ

Ваше первое детское стихотворение было про Иисуса Христа, и сейчас тема Бога часто появляется в ваших текстах. У вас сильно религиозное чувство?

Свое первое стихотворение я написала про персонажа по имени Воскрес. Я думала, что Иисус Христос Воскрес — это три имени. И у меня фигурировал герой по имени Воскрес, владелец мира, который всех спасал. Где-то это стихотворение лежит у мамы в записных книжках. Моя мама — верующий человек. Я крещена и выросла в православной традиции. Но при этом у меня много внутри связей с буддизмом.

Многие ответы на свои внутренние загадки я нашла именно в Индии. У меня видимо свой отдельный Бог. Антропоморфный и легко представимый. Так сложилось, что в моей жизни не было фигуры отца. И Бог — это собирательный образ отца. В ранних текстах у меня часто фигурирует обращение — Отче. Я по своей структуре очень религиозный человек, но не принадлежу к определенной конфессии.

Мне кажется, у каждого человека — своя религия. Каждый, на основе того, что знает из священных текстов, конструирует свой тип отношений с Богом. У меня была и своя богоборческая история. В книжке «Непоэмание» я писала, в том числе и про то, что я никак не могу с ним помириться. Понять его мотивы. У меня было ощущение страшной несправедливости циничных испытаний, которые мне посылались.

И — суровой иронии, граничащей с жестким сарказмом в мою сторону. А сейчас мне стало понятно: мы видим только маленькую часть мозаики и нам кажется, что нам не повезло. Но стоит отойти на шаг и увидеть чуть больше — мы почувствуем, что в глубине все очень справедливо. Все растет в необходимости одного в другом: добра в зле и зла в добре.

Это неотделимые вещи. Мне вдруг стало понятно, что все мои «предъявы» к Создателю достаточно смешно выглядят. И все что я могу — быть благодарной и время от времени оценивать хорошие шутки, которые Он производит. Это шутки сценарного плана — зацикливание сюжета, совпадения, переклички — когда в разных судьбах про одно и то же. Мне кажется, что Бог специально набирает штат очень разных сценаристов по стилю и толку.

Вот ты только в своей судьбе доживаешь период европейской драмы, а потом у тебя в жизни наступает суровый Альмодовар, а потом вдруг начинается вестерн.

 

СПРАВКА

Вера Полозкова родилась 5 марта 1986 года в Москве. Лауреат премий «Поэт года ЖЖ» и «Неформат». Снималась в клипе группы «Uma2rmaH» — «Дайте сигарету!»

 

СТИХИ ВЕРЫ ПОЛОЗКОВОЙ. ВЫБОР «ВМ»

или даже не бог,

а какой-нибудь его зам

поднесет тебя к близоруким

своим глазам

обнаженным камушком,

мертвым шершнем

и прольет на тебя дыхание,

как бальзам,

настоящий рижский густой

бальзам,

и поздравит тебя с прошедшим

— с чем прошедшим?

— со всем прошедшим.

покатает в горсти,

поскоблит тебя с уголка —

кудри слабого чаю

лоб сладкого молока

беззащитные выступающие

ключицы

скосишь книзу зрачки —

плывут себе облака,

далеко под тобой, покачиваясь

слегка

больше ничего с тобой

не случится —

ну привет, вот бог,

а я его генерал,

я тебя придирчиво выбирал

и прибрал со всем твоим

барахлишком

человеческий, весь

в прожилочках, минерал,

что-то ты глядишь изумленно

слишком

будто бы ни разу не умирал.

 

…Счастье не интервал —

кварта, квинта, секста,

Не зависит от места бегства,

состава теста,

Счастье — это когда запнулся

в начале текста,

А тебе подсказывают из зала:

Это про дочь подруги сказать

«одна из моих племянниц»,

Это «пойду домой», а все вдруг

нахмурились и замялись,

Приобнимешь мальчика —

а у него румянец,

Скажешь «проводи до лифта» —

а провожают аж до вокзала.

И не хочется спорить, поскольку

все уже доказала.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.