5 ключевых этапов в истории храма Христа Спасителя
Величественный златоглавый собор знаком каждому москвичу и гостю столицы. У главного православного собора столицы непростая судьба - величественную церковь, построенную во славу русского оружия, разрушили до основания в советское время - сейчас на Волхонке высится новодел, восстановленный по сохранившимся чертежам и снимкам.
"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые важные этапы в истории храма Христа Спасителя.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: ХРАМ НА ВОРОБЬЕВЫХ
По первоначальному замыслу, величественный собор во славу победы русских воинов в войне с Наполеоном должен был появиться на Воробьевых горах - чуть ближе к реке, чем располагается главное здание МГУ. В 1817 году в присутствии императора Александра I был заложен первый камень в основание храма по проекту архитектора Александра Витберга.

Место было выбрано идеально по панораме, но фатально по сути - не было учтено то, что почва в этом месте очень нестабильна, тяжелое здание она выдержать не в силах. Храм стоили целых семь лет, на проект ушли миллионы из царской казны, но за это время не удалось завершить даже нулевой цикл. Строительство заморозили. Против Витберга завели дело о растрате, обвинили в злоупотреблении доверием императора и сослали в Вятку.
ЭТАП ВТОРОЙ: ХРАМ ВО СЛАВУ РУССКОГО ВОИНСТВА
Автором второго проекта храма Христа Спасителя стал Константин Тон. Император Николай I настоял на том, чтобы собор был выполнен в старинном русском стиле - и именно проект Тона понравился царю более остальных.
26 августа (по новому стилю это 7 сентября) 1836 году на Волхонке был торжественно заложен первый кирпич в основание будущего главного храма Москвы и России - дата была выбрана неслучайно, ведь ровно 25 лет тому назад русские воины отстояли Москву в битве при деревне Бородино.

Средства на храм собирались во всех церквях, из казны было выделено более 15 млн. рублей. Грандиозное здание начали активно строить в сентябре 1839 года и завершили только спустя 44 год. Масштабы нового храма потрясали воображение - 103,5 метра от основания до креста, толщина стен более трех метров. Облицованные итальянским мрамором, шошкинским порфиром и киевским лабрадором стены внутри храма были двойными - в этом коридоре располагались 177 мраморных мемориальных плит, прославлявших участников войны 1812 года и походов 1813-14 годов. Фасад храма с четырех сторон украшали барельефы с сюжетами из Священного писания. На четыре малых купола и большой центральный ушло 176 тонн меди и 422,2 кг золота.
В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен.
ЭТАП ТРЕТИЙ: ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
13 июля 1931 года вошло в историю искусств как черный день, ведь именно тогда на заседании ЦИК СССР под председательством Калинина было принято решение о сносе храма Христа Спасителя и возведении на этом месте Дворца Советов.
Величественное здание разбирали несколько месяцев - в частности, барельефы передали на хранение в Донской монастырь. Полностью демонтировать конструкции не удалось - остатки церкви было решено взорвать. 5 декабря 1931 года прогремело два взрыва - разбирали завалы на Волхонке еще полтора года.

Амбициозный проект Дворца Советов был запущен в 1937 году. Колоссальное здание должно было взмывать ввысь на 420 метров, венчать его должна была фигура Владимира Ленина, привычным всем жестом указующего на город. Кстати, говорят, что из-за невозможности решить, в какую же сторону будет простирать свою длань Ильич, было решено поставить фигуру вождя на вращающуюся платформу. А из-за того, что здание было значительно выше всех строений в Москве и могло представлять потенциальную опасность для воздушных судов, на голове Ленина были запланированы специальные предупредительные фонари.

Так или иначе, но Дворцу Советов не суждено было появиться в столице. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и семиэтажной стороны, обращенной к Волхонке высотой до семи этажей. Крест на строительстве поставила Великая Отечественная война. В сентябре — октябре 1941 года металлические каркасы были использованы для изготовления противотанковых ежей, затем было разобрана и уже возведенная часть здания. В 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были направлены на Донбасс для строительства мостов на железной дороге, чтобы обеспечивать поставку угля в центральные регионы СССР. Когда война окончилась, от строительства Дворца Советов было решено отказаться.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: БАССЕЙН "МОСКВА"
Огромный колтован в сердце Москвы, оставшийся на месте бывшего храма и не состоявшегося Дворца Советов, пустовал восемь лет. В 1958 году здесь началось строительство самого большого в мире открытого зимнего плавательного бассейна. Проектировал это сооружение архитектор Дмитрий Чечулин.

Бассейн "Москва" открылся 16 июля 1960 года и стал одним из излюбленных мест отдыха москвичей- любителей здорового образа жизни. Здесь были предусмотрены несколько общих секторов с раздевалками, спортивный сектор с отдельным входом - здесь разместились вышка с разными уровнями высоты для ныряния, сауна и парилка. По замыслу строителей, в бассейне "Москва" нашлось место как для профессиональных спортсменов, так и для любителей. Хочешь - плавай по дорожкам, как в обычном бассейне, а хочешь - по свободной траектории в основном секторе. Справку от врача для посещения бассейна получать было не нужно - работали надежные системы дезинфекции. По сути, можно было идти плавать практически спонтанно - покупаешь в кассе у метро билет, берешь напрокат купальник или плавки, шапочку, тапочки - все6 что нужно - и идешь купаться. Особенно приятно было плавать зимой - необычно, над головой морозное небо, а не холодно - воду подогревали с помощью специальных систем.
Праздник любителей водного спорта продолжался 34 года - 15 сентября 1994 года бассейн "Москва" закрыли.
ЭТАП ПЯТЫЙ: ХРАМ ВОЗВРАЩЕННЫЙ
Идеи о том, что храм в центре Москвы необходимо вернуть на историческое место и воссоздать по сохранившимся чертежам, витали в воздухе примерно с конца 1980-х годов, активисты создали соответствующее общественное движение. Проект восстановления храма был "легализован" в 1994 году. Начиналось строительство под руководством одного из авторов проекта нового храма Алексея Денисова, а завершал его Зураб Церетели. Это он заменил мраморные композиции на стенах храма на бронзовые - такое радикальное отклонение от оригинала вызвало массу нареканий. Искусствоведы отмечают, что Церетели внес заметные изменения не только во внешний вид фасада храма, но и в его цветовую гамму - старый храм Тона был "теплым", а современный получился "холодным".

Новый храм Христа Спасителя получился двухуровневым - нижний, Спасо-Преображенский храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II 6 августа 1996 года.
Полностью работы над комплексом завершились к концу 1999 года - 31 декабря был открыт верхний храм, а в ночь с 6 на 7 января 2000 года здесь была отслужена первая торжественная рождественская литургия. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение восстановленного храма Христа Спасителя.