Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...». 800 лет учительского стажа Колюкиных-Новиковых

Сюжет: 

День знаний-2014
Общество
Столица, как выяснила «Вечерняя Москва», по-прежнему богата учительскими династиями. Накануне Дня знаний в одной из школ мы обнаружили, что большинство педагогов в ней «династийные», а их общий стаж работы в школе просто не поддается подсчету. И вот они — в который раз — встречают детей у порога школы. Кого-то в первый, как вчерашних дошколят, что еще год назад рисовали «Как я провел лето». Раздают еще пахнущие краской учебники. Открывают классный журнал. «Здравствуйте, дети, меня зовут...»

1 сентября школы зазвенели детскими голосами: наступил новый учебный год. В Центре образования № 2006 в Северном Бутове учеников встречают учителя из 30 династий! 

Альпийская горка, карликовые березы, розарий — это не элитная дача, а двор государственной школы. Во многие клумбы воткнуты изображения сов. Та же эмблема — на стене здания. Внутри в оформлении школы тоже эти символы мудрости. Директор образовательного центра № 2006 Вера Илюхина, которая строила эту школу и руководит ею уже 11 лет, коллекционирует сов и сделала эту птицу общим символом. Так что теперь «мудрых пернатых» собирает уже вся школа.

Птичка за птичкой — словно по стрелкам — нахожу кабинет директора.

— ...А сколько лет вашему сыну будет 1 сентября? Вы где проживаете? — только что закончился педсовет, и Вера Алексеевна отвечает на звонки. — Вы относитесь к школе № 1356. Записать вас могу. Но очень много учеников. ...Конечно, будет место — я вас возьму.

Глядя на школу, я не удивляюсь, что столько желающих в нее попасть. В типовом здании уместились и зимний сад, и телестудия, и костюмерная. А трем музеям впору соревноваться с краеведческим.

В этой школе устраивают настоящие выпускные балы, к которым дети целый год разучивают танцы — полонез, пазефир и еще 20 других старинных. Да, атмосфера тут какая-то удивительно теплая. Может, дело в том, что тут — сразу три десятка учительских династий?

Журнал и указка — по наследству

— Конечно, не было специального замысла, чтобы брать педагогов из династий, — объясняет Вера Алексеевна. — Так сложилось. Кто-то может сказать про клановость... Но опыт показывает, что дети, которые выросли в семье увлеченных родителей и пришли в профессию, выбрали ее сознательно.

Кстати, сама Вера Алексеевна тоже из педагогической династии. Ее бабушка и мама были учителями начальных классов, эту же специализацию выбрала и юная Вера. Символично, что день рождения директор отмечает 1 сентября.

— У моей семьи 300 лет общего педагогического стажа. Больше всех у Колюкиных-Новиковых — 800 лет. Давайте, я вас познакомлю, — предлагает Вера Алексеевна.

«ДОМАШНЯЯ» ШКОЛА

— Я учитель в третьем поколении, супруга — во втором, а наша дочка — уже в четвертом, получается, — говорит Петр Новиков, глава династии.

Мы сидим в кабинете охраны труда (небольшом, но самом тихом, нас здесь никто не найдет и не побеспокоит). Рядом с Петром Дмитриевичем, учителем физики, его супруга Татьяна Генриховна, завуч начальной школы, и их дочь Анна, учитель английского, — трое похожих и одновременно непохожих друг на друга людей. Я слышу их речь, вглядываюсь в черты лиц и буквально ощущаю это общее: удивительно живые глаза, интеллигентность, открытость...

— У меня отец был строителем — и я хотел стать строителем. Сосед — врачом, и я думал стать врачом. Друзья говорили, что я поступил в педагогический только потому, что он был ближе всего к дому... — смеется Петр Дмитриевич.

— А если серьезно, то династии Колюкиных (это девичья фамилия моей матери) на следующий год будет уже 130 лет. Основал династию мой дед Петр Карпович Колюкин, вот он, на этой старой фотографии, с коровой, — показывает Петр Дмитриевич. — Он работал в Вырьевской школе Гжатского уезда Смоленской губернии. Учил крестьянских детей.

Что удивительно, все восемь детей Петра Карповича — трое сыновей и пять дочерей — пошли по стопам отца.

— Валентина, одна из дочерей Петра Карповича, — моя мать, — продолжает Петр Дмитриевич. — Если сложить всех педагогов, кто есть в роду Колюкиных-Новиковых, то ими можно целую школу укомплектовать, причем и завучами, и учителями.

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

Они жили в Ставропольском крае и на Байконуре, родили двоих детей — Анну и Валентину — и всегда были связаны со школой. Петр Дмитриевич 22 года заведовал отделом народного образования и преподавал физику. А Татьяна Генриховна учила музыке и мировой художественной культуре.

— Кстати, музыка нас с мужем и познакомила, — рассказывает Татьяна Генриховна. — Я тогда руководила вокально-музыкальным ансамблем. А Петр Дмитриевич был секретарем комсомольской организации. И он должен был нас курировать. Знакомство было очень официальным. Потом он стал нас чаще курировать, чаще приходить. Однажды предложил выступить для ветеранов на 7 ноября. Но только чтобы с патриотическими песнями! А мы-то в основном «битлов» пели и другие модные западно-европейские хиты. И я поставила условие: мы будем выступать, если вы будете вести. Петр Дмитриевич согласился. Даже стихотворение, помню, разучил и читал...

Так и сошлись физики и лирики.

ПАХМУТОВСКИЕ «ПЕТУХИ»

— В семье педагогов передается из поколения в поколение определенный опыт мыслей, чувств, опыт разговора, — уверена Татьяна Генриховна. — Даже воспитание в семье учителей чуточку другое.

Петр Дмитриевич с женой согласен:

— Мы никогда не учили детей говорить ням-ням, баба, деда — сразу правильные русские слова произносили — «бабушка», «дедушка»... Не пришлось переучивать, как с иностранного языка.

— Как настоящие педагоги, мы готовились даже к походам на концерты. Однажды мы собирались на вечер Александры Пахмутовой. Девочкам тогда 7 и 8 лет было. Прочитали биографию, музыку послушали. А девочки тайно от нас подготовили вопрос. Вычитали в энциклопедии, что первое произведение Пахмутова написала в пять лет. И называлось оно «Петухи поют». И когда Пахмутова предложила задавать вопросы, девочки спросили: «Расскажите о своем творчестве в период создания произведения «Петухи поют». Пахмутова даже спустя много лет, во время нашей второй встречи, помнила этот вопрос и наших девочек.

Тот случай чуть не поменял профессию Татьяны Генриховны.

— Я тогда решилась показать свои произведения Пахмутовой. Девчонки подпели... Она сказала, чтобы мы приезжали к ней в Москву. Мы даже приехали, а ее не оказалось в городе... А потом жизнь закрутилась... И уже не до того было.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

— Деньги никогда не были главным, — рассказывает Петр Дмитриевич. — Я работал в районо (районный отдел народного образования. — «ВМ»), 170 рублей получал, когда в школах уже зарплаты подняли и учителям платили по 300–400 рублей. Нам всегда важней было моральное удовлетворение от того, что ты делаешь.

И удовлетворение было.

В 1985 году Новиковых отправили поднимать систему образования в Андроповском районе Ставропольского края. А к 2002 году они разработали новую форму организации профильного обучения. Если в сельской школе учатся всего 18 учеников, то как сделать, чтобы каждый развивал те способности, которые у него есть? Как открыть разные специализации для такого количества учащихся? Нельзя же посадить заниматься двух человек? Решение, как и все гениальное, было простым. Если для 15 сельских школ сделать «ресурсный центр» и туда несколько раз в неделю привозить учеников, то соберутся уже 270 человек. А для такого числа слушателей можно открыть разные специализации.

— В то время колхозы еще возили на автобусах... — машет рукой Петр Дмитриевич. — Когда мы эту систему ввели, наши ребята начали поступать в ведущие вузы страны. С этой программой меня пригласили на конференцию в столицу.

А потом позвонили и сказали: вашу методику выбрала Чечня. Там как раз восстанавливали школы после войны. И мы целый год ездили читать лекции в Чечню...

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА

Они говорят, что в их доме все шкафы, полки, стеллажи заставлены книгами. И что всегда выписывали множество газет. А самый читающий человек в их семье — бабушка. В свои 83 года она еще и по скайпу разговаривает... Татьяна Генриховна ее в пример приводит, когда кто-то из педагогов жалуется, что не может меняться, не может освоить тот или иной гаджет.

— А дети, которых вы учите, поменялись? — интересуюсь.

— Внутри дети остаются теми же, но время другое, оно сложилось. Дети живут относительно этой сжатой пружины. Живут как реактивные, — считает Татьяна Генриховна. — Учителю сейчас очень сложно перестроиться. Видели, как меняется техника? Год назад еще была другая. Дети эмоционально и интеллектуально быстро взрослеют, а физически остаются теми же. Мне это напоминает поезд, который идет, а перед ним подкладывают рельсы. Учитель должен быть соразмерен ребенку. И должен успевать меняться быстрее него.

— А своих собственных детей — учили? — спрашиваю.

— Я вела у дочек мировую художественную культуру.

— А я специально не преподавал в их классах, чтобы не было никаких разговоров, — добавляет Петр Дмитриевич. — Физике я их и дома научу!

Две дочери Новиковых, Анна и Валентина, окончили институт иностранных языков. И если младшая ищет себя в музыке, то Анна работает в этой же школе уже пять лет.

— Я несколько лет преподавала в вузе и не хотела никогда в школе работать, — уверяет меня Анна. — Студентам лекции читать — одно, а детям, мне казалось, — совсем не мое. Однажды зашла к маме в школу. Вижу, ребята из музыкального ансамбля репетируют и дело у них не идет. А я сама без музыки жить не могу, играю на разных инструментах. Я им показала на ударных, на гитаре. И пошло дело.

Директор школы, Вера Алексеевна, об этом узнала. И попросила Анну Новикову зайти поговорить. В итоге уговорила попробовать. Вера Алексеевна даже инструменты для ансамбля приобрела.

— Этим меня и заманила. Думала, ненадолго сменю профессию, а уже пять лет работаю. Но я Вере Алексеевне «отплатила», — смеется Аня. — Я случайно узнала, что она играет на баяне. И предложила директору выступить на концерте. «Некогда мне», — сказала Вера Алексеевна. Но я ее уговорила, как она меня когда-то. Репетировали по ночам, другого времени не было. В заключение школьного вечера мы объявили, что сейчас у нас будет сюрприз. И директор на удивление всем исполнила соло на баяне.

Кстати, младшая дочь Новиковых тоже уже связана с этой школой. Она придумала песню, которую ученики и учителя считают своим гимном.

...Петр Дмитриевич пытается включить эту песню, но вместо нее находит другую. Очень нежную. Написанную ко дню рождения любимого отца. Отвернувшись к окну, Петр Дмитриевич тайком смахивает слезу. Вот тебе и физика.

СПРАВКА

Если сложить стаж всех педагогов, которые работают в образовательном центре № 2006, то получится более 2412 лет. Они ведут английский, математику, химию, русский, литературу, биологию, музыку и другие предметы. Многие учителя начальных классов — из профессиональных династий. И даже логопед, руководитель ансамбля флейтистов и психолог — тоже из семей, несколько поколений которых работают в школе. Поэтому неслучайно среди педагогов есть и заслуженные учителя, и кандидаты наук, и обладатели Гранта Москвы, и почетные работники образования. А сама школа дважды становилась победителем конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» и вошла в тридцатку лучших в России.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.