Педальная мечта

Общество
Хобби москвича Романа Левицкого многим покажется необычным: этот человек собирает и реставрирует различные модели педальных машинок советских времен. Тех самых, на которых катались или мечтали прокатиться еще наши дедушки.

Недавно коллекционер представил экспонаты своей игрушечной коллекции на выставке.

— Больше всех привлекал внимание, конечно же, педальный «Москвич», который знают все, кто рос в Советском Союзе, — рассказывает Роман. — С огромным интересом рассматривали посетители и редкую советскую игрушку — миникарт «Мика». Желающих сфотографировать ее была уйма! Мини-карт — весьма забавная игрушка, этакий постамент на колесах, оборудованный неким подобием руля. Запросто можно принять за тренажер, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что на игрушке можно прокатиться. Педали мини-карта крепятся прямо к рулю, и, чтобы привести транспорт в движение, крутить их придется руками. Легкий способ накачать мышцы еще в детстве!

Дома у Романа мини-автопарк из детских автомобилей: у стены стоит пара «Москвичей», педальный мотороллер «Крошка», есть и другие машины. А началось все с покупки педальной машины для дочки, а потом пошло-поехало.

— У самого в детстве такого транспорта не было, — признается Роман Левицкий. — А очень хотелось. В то время иметь педальный «Москвич» было круто! Все во дворе тебе завидовали, просили покататься. Но стоил он дорого, а родители мои жили небогато. Когда у меня дочка родилась, твердо решил: ну раз уж у меня такой игрушки не было, пусть хоть у нее будет!

Роман поехал за своим первым «Москвичом» (других марок педальных машинок он тогда просто не знал) в Тверскую область.

— Не повезло. Оказалось, у «Москвичонка» весь кузов внутри прогнил, пришлось его разобрать на запчасти. Однако эта неудача лишь подогрела во мне интерес к машинкам, — признается коллекционер. — Я стал изучать историю педальных игрушек, узнавал все больше интересного о различных моделях...

Педальная мечтаРоман Левицкий и небольшая часть его личной коллекции педальных машинок / Фото: Из архива

Следующий «Москвич», тоже купленный для дочки, был прямо-таки в идеальном состоянии: рыжий красавец, сверкает начищенным до блеска металлом. Дочка на нем еще не гоняет: маловата. Но ничего, звездного часа автомобилю осталось ждать недолго.

— А вот эту ласточку я фактически вытащил из-под пресса, — Роман подводит меня еще к одному экспонату коллекции. — Выкупил ее из металлоприемки, куда машинку сдали за 60 рублей. Люди даже не потрудились узнать, какую ценность представляет игрушка, и решили избавиться от нее, дабы место не занимала. В общем, была ей уготована участь стать обычной консервной банкой.

Кстати, любопытный факт: детские машины зачастую сделаны из того же металла, что и «взрослые» автомобили. А изготовлены большинство детских «Москвичат» были на несуществующем ныне АЗЛК — автомобильном заводе имени Ленинского комсомола, с конвейеров которого на российские дороги выходили настоящие «Москвичи».

В добрые руки

Педальная мечта Различные модификации педальных «Москвичей». Их, если хорошенько попотеть, можно было разогнать аж до 10 км/ч / Фото: Из архива

Что же происходит с игрушками из советского прошлого, когда они попадают к Роману? Покупает он их часто, но у него дома не насчитаешь и десятка. Где же остальные? После реставрации они отправляются либо в музеи, либо находят себе новых владельцев среди искателей советской старины. В музее Кирова уже красуются пять машин, которые Роман отреставрировал, вернув им достойный вид.

— Машину «Муравей», которая похожа на джип, мне продали просто в идеальном состоянии, да еще и с инструкцией. Это большая редкость, потому что у «Муравья» полно пластиковых деталей, которые быстро ломаются. Мне повезло: хозяин берег игрушку и согласился мне ее отдать только после того, как я пообещал, что не разберу историю на металлолом.

Коллекционер идет до конца

Коллекционировать педальные машинки, эти маленькие символы эпохи, меч- ты советского детства, конечно, дело интересное, но коллекционер признается, что поиск этих машинок, их покупка, закупка деталей и реставрация — процесс трудоемкий и недешевый.

— Стоимость определяется не только маркой игрушечного авто, но и его состоянием, — объясняет коллекционер. — «Москвичи» были самыми массовыми детскими педальными автомобилями, так что купить сегодня игрушку можно по вполне разумной цене. Более редкие машины, как правило, стоят дороже.

Педальная мечта Скоростной карт «Кросс» с цепной трансмиссией / Фото: Из архива

Роман объясняет: коллекционирование и реставрацию машинок следует рассматривать исключительно как хобби — бизнеса на этом не построишь, богатства не наживешь.

— Это дело надо не просто любить, им гореть надо. Ну, любой коллекционер, которому понятно стремление заполучить какую-нибудь редкую вещь, меня отлично поймет, — смеется Роман. — Например, я долгое время гонялся за педальным «Уралом»: это большая роскошь для советских детей, внешне авто похоже на знаменитый ГАЗ-20 «Победа».

Уцелевшие экземпляры, по словам Романа, порой приходится покупать даже за границей, но коллекционера это не останавливает.

— Хотя риск есть. Если среди российских собирателей этих игрушек у меня связи налажены и я знаю, что, отправив деньги тому или иному человеку, точно получу товар, то иностранные собиратели для меня, как говорится, коты в мешке. Но, как известно, кто не рискует...

В своей коллекции Роман Левицкий еще мечтает увидеть «Газ А» и «ЗИМ», только вот найти эти две модели практически нереально: они выпущены аж в 1930-х годах.

Богатство на чердаке

О машинах, которые уже есть в его коллекции, Роман Левицкий может с придыханием говорить часами.

— Одних лишь «Москвичей» было несколько моделей. Первая серия «Москвича» — кабриолет с плавными формами — самая редкая, вторую и третью найти проще.

У второй серии машин кузов иной формы, сиденье обито мягким материалом и кожей. Отличительным признаком машинок третьей серии является пластиковое сиденье. Любопытно, что многие педальные игрушки имеют аналоги среди реальных транспортных средств. Взять, к примеру, педальный мотороллер «Крошка» — ну вылитая «Вятка»!

Дух времени

Педальная мечта Автопарк Романа Левицкого на выставке «Арт-мобиль» / Фото: Из архива

— Эти машины — часть истории советского детства, — считает Роман. — К сожалению, не все это понимают.

И если когда-то этих игрушек было пруд пруди, то после 1990-х педальные авто стали массово отправляться на помойки или сдаваться на металлолом. А ведь есть музеи, в которых машинка могла бы стать частью экспозиции, рассказывающей молодому поколению о детстве их дедушек и бабушек. Есть, в конце концов, коллекционеры, в чьих руках игрушка обрела бы вторую жизнь.

Традиция не утеряна

Впрочем, не только музейные работники да одержимые своим хобби коллекционеры интересуются этими игрушками из нашего прошлого — Роман это знает совершенно точно. Как и он в свое время, многие люди покупают детские педальные автомобили вовсе не для того чтобы поностальгировать по давно ушедшим временам, а чтобы посадить ребенка «за руль» советской чудо-техники.

— Ведь сейчас, если найти новую педальную машинку, это будет полностью пластиковая игрушка, от нее за версту будет нести поточным производством, — говорит Роман.

То ли дело — сесть за руль настоящего железного коня, на котором до тебя, возможно, ездили твои дед или бабушка.

Лошадки и цена качества

Далеко не все машинки, которые удается спасти из-под пресса, снова возродятся. Часть из них восстановлению просто не подлежит, либо на это придется потратить колоссальные средства. Но и у них есть своя — почетная — миссия. В мастерской Романа ржавые разбитые машины разбираются на запчасти.

У некоторых убитых в хлам машинок находятся детали, которые помогают полностью укомплектовать другой педальный автомобиль. И не только. Коллекционеры нередко собирают еще и карты в виде педальных лошадок, и прочие причудливые транспортные средства для детей типа миникарта «Мики», о котором мы уже упоминали.

Немного истории

Педальная мечта Педальный «Урал» Челябинского кузнечнопрессового завода — мечта всех мальчишек СССР / Фото: Из архива

Педальные машинки в СССР выпускали еще до начала войны. В 1930-х годах Горьковский автомобильный завод изготовлял для ребятишек кабриолеты с кузовами, выполненными полностью из дерева. Совсем маленькими партиями и не на продажу. Продавать машины стали в 1950-х годах. С 1957 по 1964 год Челябинский кузнечно-прессовый завод выпустил около 70 тысяч педальных металлических «Уралов». Но приобрести их простому гражданину было сложновато.

В 1960 году на АЗЛК выпустили первый детский «Москвич», вот он и поступил в массовую продажу. Кстати, он как две капли воды смахивал на итальянский автомобиль Giordani. В 1973-м его внешний вид стал более «нашенским»: детский автомобильчик уже был похож на «Москвич» серии 408/412. Весил он около 10 килограммов, разгонялся до 10 километров в час, а стоил целых 25 рублей. По тем временам — весьма солидная сумма. Тем не менее расхватывали игрушки как горячие пирожки.

Впрочем, конкуренты у «Москвича» тоже были: трехколесные «Ракета» и «Стрела», педальная «Нива» ленинградского завода, больше похожая на правительственную «Чайку», были дети Оренбургского завода — «Орь» и «Оренбуржец». Несмотря на то что заводы выпускали автомобили для детей как игрушки, подход к их производству был очень серьезным, словно к настоящим автомобилям.

Именно поэтому многие из них и уцелели по сей день: прочный металл, качественные механизмы, надежные детали и крепления, так что советский ребенок с ранних лет сидел за рулем «железного коня», сделанного по всем правилам и канонам автомобилестроения.

Google newsYandex newsYandex dzen