Как стать кузнецом сегодня
Переступая порог ангара, в котором трудится Анатолий, я будто бы отправляюсь на несколько веков назад: кругом лежат рыцарские доспехи и макеты оружия, а у стены расположились кованые ворота с причудливыми украшениями. Впрочем, тех, кто знает кузнеца лично, это вовсе не удивляет: всем его друзьям и знакомым известно, что мастера привела в ремесло именно любовь к родной истории.
— В детстве я читал очень много исторической литературы, былин и фэнтези, — вспоминает Потебня. — Со временем появилось желание самому уподобиться литературным героям и научиться сражаться на мечах. Но для этого нужны были единомышленники, чтобы было с кем тренироваться, и доспехи, без которых фехтование могло кончиться травмой.
Товарищей по интересам Анатолий нашел сравнительно быстро, а вот со снаряжением возникли проблемы: кузнецы, к которым он обращался за помощью, или не понимали задач, или не имели достаточной квалификации для выполнения такой сложной работы, как изготовление средневековых доспехов. Те же, у кого были понимание и необходимые навыки, за свою работу просили такие большие деньги, которые Анатолий заплатить никак не мог.
— После череды неудачных попыток я подумал: коли уж не выходит найти мастера, который сможет принять мой заказ, пора становиться таким самому, — рассказал кузнец. — Конечно, начинать было непросто: я понимал, чего хочу, но не знал, как это сделать. Никаких навыков металлообработки у меня на тот момент, естественно, не было, да и с инструментами и рабочим местом поначалу возникли проблемы.
Освоить азы кузнечного ремесла Анатолию помогли книги: он старательно изучал тематическую литературу, в том числе труды историков, искал книги о кузнецах древности.

Кроме того, с будущим мастером делились опытом товарищи по историческому клубу, помогая исправлять допущенные ошибки и не допускать новых.
— Через несколько месяцев у меня получилось первое изделие — шедевр, как говорили мастера Средневековья, — не без гордости сообщил Потебня. — И после этого успеха дело пошло быстрее.
Сейчас Анатолий, ставший искусным кузнецом, кует не только рыцарские доспехи, но и театральный реквизит.
— Мне очень нравится, когда приходят нестандартные заказы, — делится он. — Кузнец — это не только ремесленник, но и в значительной мере творец, а творчество должно иметь возможность самовыразиться.
В завершение нашей беседы Потебня предлагает экскурсию по его владениям. Обходя мастерскую, замечаю, что привычный глазу кузнечный горн соседствует с электрической печью и газовой горелкой, а ручные кувалды опираются на основание современного гидравлического молота.
— Сейчас кузнецу намного легче заниматься своим ремеслом, ведь прогресс не стоит на месте, — объясняет Анатолий, заметив направление моего взгляда. — Мускульные усилия уступили место технике, приспособления стали совершеннее. Но я стараюсь по возможности использовать исторические методы, как это делали наши предки.
По словам кузнеца, в его ремесле самое сложное — найти баланс между историческим соответствием и прочностью.
— Доспехи, в которых выступают участники полноконтактных боев, я выполняю современными инструментами — так они получаются прочнее. Тем более что от их прочности зависит здоровье бойца, — поясняет Потебня. — А вот когда тружусь над снаряжением участников фестивалей живой истории, я отдыхаю душой, погружаясь при их изготовлении в образ средневекового кузнеца. Здесь я работаю вручную, как когда то наши предки.
СПРАВКА
Кстати, доспехи, изготовленные Анатолием Потебней, носят в том числе участники фестиваля «Времена и эпохи». Требования у них очень строгие: бьют здесь, особенно в массовых полноконтактных боях, с нешуточной силой, и доспехи должны защищать тело даже от самого мощного удара.