У первого поезда метро было всего два вагона
14 октября 1934 года первый испытательный поезд, который состоял всего из двух вагонов, совершил пробную поездку от станции метро «Сокольники» до «Комсомольской». С тех пор прошло уже 84 года. О том, что изменилось за это время, «ВМ» рассказал москвовед Юрий Егоров.
Первый испытательный поезд вышел на маршрут в 1934 году, а уже 15 мая 1935 года Московский метрополитен открылся для пассажиров.
— Вагоны поездов проектировались на нескольких заводах, основной — это Мытищинский машиностроительный. Помогал и завод «Динамо», который выпускал электрическое оборудование. Сегодня, к сожалению, этот завод исчез, а на его месте появился бизнес-квартал, — говорит москвовед.
В те годы перед специалистами стояла довольно сложная задача: вагоны поездов нужно было спроектировать так, чтобы они умещались в тоннели метро. Но выход нашелся: инженеры завода «Динамо» спроектировали электрическое оборудование под обычный товарный вагон поезда.
— Когда журналисты пришли осматривать новую технику, они опешили, увидев обыкновенный товарный вагон, — смеется Юрий Егоров. — У испытательного поезда, который прокатывали осенью 1934 года на Сокольнической линии метро, был тип вагонов «А».
Поезд, вышедший на маршрут 84 года назад, состоял из моторного и прицепного электровагонов. Поэтому москвовед называет его «односекционным». Затем начали появляться «двухсекционные» и «трехсекционные» вагоны.
— Эти вагоны, собственно, открыли движение в 1935 году, — поясняет Егоров. — Вскоре появились вагоны типа «Б». Внешне они мало отличались друг от друга, однако вагоны нового типа были совершеннее. К сожалению, посмотреть на вагоны «Б» москвичам уже не удастся — от них остались лишь кузова, которые хранятся в районе станции «Решетниковская» Октябрьской железной дороги. Зато от вагонов типа «А» сохранились одна двухвагонная секция и моторный вагон. Иногда на Сокольнической линии можно встретить ретропоезд, стилизованный под самый первый состав. В конце 1930-х годов, перед Великой Отечественной войной, на Мытищинском заводе началась разработка вагонов типа «Г».
— Все вагоны были моторные, а кабины управления были оснащены двигателями. Кроме того, появилось электрическое торможение для остановки поезда. В конце 1930-х создали первый состав, но из-за Великой Отечественной войны работу над поездом приостановили, — продолжает москвовед.
Во второй половине 1940-х вагоны типа «Г» начали ездить в столичном метро. У этого состава была иная планировка салона, не характерная для поездов метро.
— Сиденья в них были расположены так же, как и в автобусе. В1939 году специалисты сочли такую планировку салона неудачной и неудобной, а потому от нее тут же отказались, вернувшись к традиционному расположению сидений, — добавляет Юрий Егоров.
Вагоны «Г» использовали до начала 1960-х. Некоторое время после войны в метро работали немецкие вагоны, получившие общую серию «В», но с разными индексами: «В1», «В2», «В3» и «В4». Они отличались друг от друга и внешне, и по оборудованию.
— Достаточно быстро возникли проблемы с запчастями для этих поездов, и в 1960-х их прекратили эксплуатировать. Сохранился лишь кузов от вагона «В4» в депо «Красная Пресня», да и то как раритет,— говорит Егоров. Вскоре появилось «семейство» электровагонов М5 и УМ5. Их производили до начала 1960-х, а в 1963 году в метро стали ездить вагоны серии «Е».
— Эта серия считается одной из наиболее удачных. Такие вагоны работают не только в Москве, но и в других городах. Пожалуй, каждый москвич при слове «ежик» сразу поймет, что речь идет именно о вагонах этого типа, — утверждает москвовед.
По его словам, вагоны типа «Е» исправно работали до 2010-х годов. Последнюю модификацию можно встретить на Таганско-Краснопресненской линии метро, однако оборудование и компоновка салона этих вагонов сегодня выглядят иначе.
В 1970–1980-е годы началась разработка вагонов нового поколения типа «И».
— Это последнее буквенное обозначение. С этими вагонами специалисты возились очень долго и потерпели неудачу, поскольку они были чересчур «футуристичными» для того времени — с алюминиевыми кузовами и пневморессорами было слишком трудно работать, — сказал Егоров.
В конце 1970-х появились те самые «номерные» вагоны — 81-717 и 81-714, с белыми полосами, которые до сих пор курсируют в Московском метрополитене.
В 1990-е к вагонам «И» попытались вернуться вновь, дав им новое имя — вагоны «Яуза». В 2001 году специалисты подобрали нужное оборудование и выпустили на маршруты.
— Эти вагоны послужили основой новейшему составу «Москва», — подытожил краевед.