Слово мастера боится: забытые названия профессий
Названия некоторых ремесел запечатлелись на карте столицы. На территории современного района Якиманка в XVI веке селились кадаши, то есть бондари (корень — как в слове «кадка»). Местность стала Кадашевской слободой. Сегодня об этом напоминает название Кадашевской набережной. А в другой части Москвы в XVII веке поселились хамовники — ткачи, изготовлявшие хам, белое льняное полотно. На территории нынешних Большого и Малого Гнездниковского переулков в то же время жили гнездники, то есть литейщики.
История ремесел отразилась и в других именах собственных. Например, фамилия «Пустовалов» не имеет отношения к «пустоте». Она образована от искаженного слова «полстовал»: так называли мастера, который валял из шерсти «полсти» — войлочные покрывала для саней. Какие ремесла с диковинными названиями процветали в окрестностях Москвы лет эдак 150 назад?
Басонщик (позументщик) — ткач, делавший тесьму, бахрому, обычно богато украшенные золотыми нитями. Для производства узенькой ленточки требовалось довольно объемное оборудование.
Атмосферу басонной мастерской изобразил Николай Некрасов в романе «Три страны света», написанном в соавторстве с Авдотьей Панаевой (1848): «Станки, упиравшиеся в потолок, загромождали мастерскую; только узенькие проходы оставлены между ними; сети из шелку, проволоки и веревок протянуты в разных направлениях; все дрожит и шипит; с грохотом вертятся колеса, стучат педали <…> Карлуша <…> не подозревал, что из всего этого стука и треска выйдет какой-нибудь тоненький снурок (так это слово писалось в XIX веке. — «ВМ») или бахрома для дамского платья». В Московской губернии басонщиков было много в Дмитровском уезде (ныне — Дмитровский район).
Грохотоплетчик — изготовитель больших решет с проволочным днищем (грохотов). Встречались в Клинском уезде.
Камушник — делал из цветного стекла камушки — материал для бус, пуговиц, запонок, четок. Ремесло зародилось в Дмитровском уезде в 1830-е годы. В начале ХХ века местные мастера открыли новую золотую жилу — производство елочных украшений.
Канительщик — изготовитель очень тонкой витой проволоки, обычно золотой или серебряной. Она использовалась для вышивания, а также для украшения новогодних елок — выполняла роль современного «дождика». Делать ее было трудно: сперва вытягивали тончайшую металлическую нить, затем накручивали ее спиралью на другую проволоку. Неудивительно, что слово «канитель» уже в XIX веке получило разговорное значение «нудное, хлопотное дело». Центром канительного промысла были села Борисово, Братеево и Зябликово Царицынской волости — ныне это территория Южного округа Москвы.
Одевальщица — мастерица, шившая для кукол одежду или все тело (если голова у куклы была твердая, а все остальное — тряпичное). Дешевых деревянных куколок одевали «на клею» — лоскутки, изображавшие кофту и юбку, просто приклеивали к телу, раздевать и одевать такую игрушку было невозможно. Промысел был исключительно женским и процветал в Сергиевом Посаде и окрестностях — это был центр игрушечного производства Московской губернии.