Посланник рая. Семье Удаянги Виратунги в Москве нравится Екатерининский парк
Мы расскажем о частной жизни людей, представляющих свои государства в нашей стране. В какие театры и музеи они ходят, в каких магазинах и что покупают их жены, где учатся их дети? Узнав, что нравится иностранным дипломатам у нас, а что вызывает недоумение, наверное, мы больше узнаем и о себе самих. Первый гость «ВМ» — посол Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка господин Удаянга Виратунга.
Шри-Ланка — это чудо-остров, где круглый год лето, а живущие там люди красивы и доброжелательны. Так же, как члены семьи посла этой солнечной страны господина Удаянги Виратунги, в резиденции которого побывали корреспонденты «Вечерней Москвы».
Закаленный перестройкой
Он сам выбрал страну, в которой хотел получить образование.
— В 1970-е авторитет Советского Союза у нас был очень высок, — рассказывает ланкийский посол. — Наши страны связывали очень добрые отношения, развивалось сотрудничество во многих областях. Издавались переведенные на сингальский и тамильский языки книги русских писателей, был популярен журнал «Советский Союз», в кинотеатрах и по телевидению показывали ваши замечательные фильмы о войне. У меня был выбор: Англия, тогда еще существовавшая ГДР, Китай или СССР. Выбрал Советский Союз.
Попав в 1985 году в Москву, Удаянга Виратунга сразу полюбил этот город. Но тогда прожил в нем всего несколько дней: его распределили учиться в Киев на инженера-механика легкой промышленности.
— Мать русских городов — Киев прекрасен! — улыбается Виратунга, который сегодня по совместительству представляет Шри-Ланку также и на Украине, в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и Узбекистане.
— Даже в каждой семье случаются размолвки, — дипломатично высказывается посол о происходящих сейчас в Киеве событиях. — Все будет хорошо. После трудных лет, которые пережили Россия, Украина и все страны, вышедшие из СССР, ваши народы теперь способны справиться с любыми неприятностями: все самое плохое осталось позади.
Виратунга знает, о чем говорит. Наши перестройки-перестрелки он пережил вместе с нами.
— Конечно, порой проблематично было купить килограмм риса, но сейчас эти трудные годы я вспоминаю с удовольствием. И, вы не поверите, мне нравятся московские пробки на дорогах. Да, тяжело добираться! Я вот недавно на прием в посольство Казахстана, оно от нашего в километре находится, не смог доехать на автомобиле.
Но, с другой стороны, пробки говорят о том, что у москвичей теперь стало много машин. Значит, вы живете значительно лучше, чем прежде.
«Хохлы»
После окончания учебы Удаянга Виратунга остался на Украине и занялся чайным и туристическим бизнесом. В Киеве он встретил Уму.
— Все началось с пункта проката, — улыбается посол. — Мой друг, он постарше меня, окончил учебу и вернулся на родину. Через какое-то время он позвонил мне и попросил оказать услугу. В Киев ехала учиться его младшая сестра.
Мне было доверено помочь ей обустроиться. Иностранные студенты часто пользовались пунктами проката, мы с Умой пошли выбирать для нее телевизор и холодильник… В 2003 году в семье Удаянги и Умы Виратунги родилась дочь Ситара, в 2004-м — сын Диен.
— Мы их дома зовем «хохлами» — смеется Ума. — Наши дети родились в Киеве. Да и папа у них теперь тот еще украинец! Когда приезжаем на Цейлон в отпуск, он терпит не больше недели, а потом просит приготовить ему борщ. А в Москве раз в месяц обязательно ходит обедать в украинскую корчму.
Дети посла учатся в школе при посольстве Индии. Ситара и Диен знают родной сингальский, английский, индийский, французский и русский языки.
Демонстрируя знания, Ситара бойко напевает песенку про травушку-муравушку и люли-люли.
— Вы бы видели ее в русском сарафане и кокошнике, просто красавица! — гордится мама.
Ситара увлекается танцами.
Еще девочка занимается в секциях художественной гимнастики и фигурного катания в расположенном неподалеку от посольства спорткомплексе «Олимпийский».
— Поэтому у нас и любимый магазин находится за МКАД, — говорит Ума. — Там есть каток, и, пока я делаю покупки, дочь катается на коньках.
Оценивать уровень московских цен Ума не берется, тактично отмечая, что из вещей обычно покупает мужу, детям и себе необходимое для зимы: шубы, шапки, варежки.
Зато ей нравится московский метрополитен: чисто, светло и можно быстро добраться в любой конец огромного мегаполиса. Жена посла ездит по Москве без сопровождения.
— Зачем мне помощники или охранники? — удивляется она. — Я говорю по-русски, если не знаю чего-то, мне всегда подскажут москвичи.
Девятилетний Диен в будущем хочет стать химиком, а пока полностью погружен в айпад.
— Он у нас большой хитрец, — шутливо всплескивает руками Удаянга Виратунга. — Когда сын попросил купить айпад, мы с ним договорились, что это произойдет только в случае получения им отличных оценок в школе.
Три месяца мы с женой сильно радовались: Диен держал слово крепко. Я купил ему гаджет. И сын сразу… успокоился. Не знаем, что делать… Правда, теперь Диен просит айфон. Ну что, сынок, скоро опять станешь отличником?
Большой, «Менты» и «Маша и Медведь»
Театральные пристрастия у супругов Виратунга не меняются с 2006 года: Большой театр.
Российское телевидение Ума смотрит редко, а господин посол любит наши полицейские боевики с погонями и перестрелками. Вне конкуренции «Менты». Дети пересмотрели все серии «Ну, погоди!», а сейчас в восторге от «Маши и Медведя».
— Маша очень веселая, а Медведь очень добрый, и им вместе хорошо, и все звери их любят, — рассказывает Ситара.
Жизнь посла, представляющего свою страну сразу в семи государствах, это постоянные разъезды. Но когда господин Виратунга находится в Москве, то старается свободное время посвятить семье.
— Мы очень любим Екатерининский парк, там очень приятно гулять с детьми, — говорит Ума Виратунга.
Дела, дела
За семь лет на посту в России господин Удаянга Виратунга организовал пять официальных визитов президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксы в Москву. По дипломатическим меркам это много, ведь на телеэкранах показывают только торжественные моменты подписания межгосударственных соглашений, а их долгая и трудоемкая подготовка остается за кадром.
— Я не боюсь работы, мне нравится то, что я делаю, — говорит ланкийский посол. — Ведь я вижу наглядные результаты своего труда.
Среди них — большой рывок в военно-техническом сотрудничестве, первенство Шри-Ланки в экспорте в Россию чая, бурное развитие туризма.
Если в 2006 году из России на сказочный Цейлон вылетели отдыхать 3000 человек, то в 2012-м — 28 000, а в 2013-м уже 35 000. Все больше в российских вузах студентов-ланкийцев, сейчас обучаются 600 человек.
Чай и самовар
Господин посол показывает резиденцию. Она, как и посольство, располагается в старом московском особняке на улице Щепкина.
— Мне рассказывали, что этот дом построил богатый сахарозаводчик для своей любовницы, — рассказывает господин Виратунга. — Видимо, это была красивая женщина и это была большая любовь — дом прекрасный! Теперь в одном из залов дворца, где проходят посольские приемы, стоит чайный домик.
В нем представлены десятки лучших сортов цейлонского чая и расписанный яркими красками самовар.
— Пользуетесь?
— Нет, он очень долго «заводится», — улыбается супруга ланкийского посланника Ума Виратунга. — Для красоты поставили, но и со смыслом: русский самовар и цейлонский чай — хорошая пара!
СПРАВКА
Удаянга Виратунга — Чрезвычайный и Полномочный посол Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации, племянник президента страны Махинды Раджапаксы.
Родился 22 марта 1964 года на юге Шри-Ланки. С 1985 по 1991 учился в Киеве. После окончания учебы занимался бизнесом в области туризма и чая.
С 2006 года — посол в Москве (аккредитован также в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Узбекистане и на Украине).
Женат, в семье растут двое детей.
В ТЕМУ
Арабские мореплаватели и торговцы называли остров Цейлон Серендипом. Название произошло от слова «серендипити», которое означает «способность неожиданно удивлять». Под этим же именем остров вошел в легенды о Синдбаде-мореходе.
ФАКТЫ
История
Древнейшие жители острова Цейлон относились к смешанной австралоидно-негроидной расе. Около VI века до н.э. из Северной Индии на остров прибыли сингальцы.
В III в. до н.э. на Цейлон проникает буддизм. В III–XIII веках н.э. на острове существовали крупные сингальские королевства.
В 1506 году остров Цейлон открыл португальский мореплаватель Лоуренсу ди Алмейда, и в течение XVI века португальцы оккупировали побережье острова. В XVII веке португальцев сменили голландцы, но внутренние районы острова сумели сохранить независимость. В 1796 году голландские владения были завоеваны англичанами. В 1802 году Цейлон был объявлен колонией Британской империи. Последнее сингальское королевство со столицей в Канди было ликвидировано англичанами в 1815 году.
В 1948 году страна получила независимость, но осталась доминионом Великобритании.
В 1972 году островное государство перестало быть доминионом и обрело имя Шри-Ланка.
Политика
Шри-Ланка — демократическая социалистическая республика, управляемая президентом, избираемым сроком на 6 лет. Президент назначает премьер-министра, который формирует кабинет.
Законодательным органом является Национальная государственная ассамблея.
Это однопалатный парламент, где работают 225 депутатов, избираемых также сроком на 6 лет.
Сингальцы, тамилы и бюргеры
Шри-Ланка — многонациональное государство, где вместе живут люди разных культур и религий. 75 процентов из них — это сингальцы, которые в основном исповедуют буддизм. 16 процентов — тамилы, исповедующие индуизм. 7 процентов — арабы и малайцы, исповедующие ислам. Также на острове Цейлон проживают так называемые бюргеры (дети от смешанных браков ланкийцев с европейцами), исповедующие христианство.
Автор материала:
Александр Хохлов, нелегкая судьба журналиста однажды занесла нашего корреспондента на Цейлон. Как же оттуда не хотелось уезжать...