Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Многовековая история водной магистрали столицы

Общество
Москва-река с древности была транспортной магистралью. Но судоходство по ней всегда было трудным из-за больших сезонных перепадов уровня реки, ее извилистости и множества мелей вплоть до середины XX века.

Потребовалось несколько столетий, миллионы рублей, лучшие гидротехнические решения, чтобы превратить Москву-реку в полноценный водный путь, а Москву — в порт пяти морей.

Происходило это так. Как только Москва начала становиться крупным экономическим и политическим центром, Москва-река стала играть всю большую роль для жизни города. Довольно долгий период по реке передвигались только на плоскодонных челнах. Непостоянный «характер» реки заставлял наших предков сооружать также систему волоков — из-за мелей, держать суда веревками с берега — из-за бурности течения, по многочисленным извилинам проходить путь, вдвое больший, чем по суше. Ну и, наконец, в те далекие времена Москва-река имела выход только в Каспийское море, а достичь остальных четырех — Белого, Балтийского, Черного и Азовского — было лишь долгосрочной перспективой.

Все эти особенности наши предки пытались компенсировать различными гидросооружениями, о которых мы расскажем ниже. Интересно, что река выше и ниже Москвы была разной по судоходности. Выше города она была мелководной и, как свидетельствуют исторические документы, годилась только для сплава леса. А вот ниже столицы Москва-река была полноводной.

Одно из первых гидротехнических сооружений на Москве-реке, направленных на изменение ее судоходности, появилось в 1836–1837 годах. Была построена Бабьегородская плотина. Ее сооружение повысило уровень воды в реке и сделало возможным судоходство в черте Москвы даже в засушливое лето.

И если раньше в середине лета в центре города можно было переходить реку вброд, теперь, как восторженно писал Николай Загоскин, историк русского права, «увидел вместо тощей речонки многоводную реку — ни одной песчаной косы, ни одной отмели — ну точно как весной!» Но эта мера, а также ряд других сооружений не сделали Москву-реку полноценной водной трассой.

Кончался XIX век, а вторая столица Российской империи Москва все так же имела мелководную реку, по которой в город доставлялась масса грузов: хлеб, металлы, зерно и многое другое. Железные дороги в то время только начинали развиваться и заменить водную артерию не могли. Поэтому грандиозным событием стало превращение реки Москвы-реки в шлюзованный водный путь.

В 1873 году появилось «Товарищество Москворецкого туэрного пароходства». Туерное, или как его еще называют, цепное, пароходство организовывало передвижение судов особым способом. На дно реки укладывалась цепь, которая крепилась ко дну кораблей. Лебедка тянула цепь, судно передвигалось. Для того чтобы обеспечить цепное пароходство, в конце XIX века были построены шесть плотин со шлюзами. Но просуществовало туерное пароходство недолго — из-за большой извилистости реки и дешевизны конной тяги.

В 1930-х годах русло Москвы спрямляли в рамках плана обводнения города Москвы. Повышенная извилистость реки была компенсирована Нагатинским, Хорошевским, Карамышевским спрямлениями.

Но столица   нуждалась в особом сооружении, которое принципиально открыло бы путь к морям. Строительство Канала Москва–Волга было предрешено еще Петром I. Канал мог бы открыть столице прямой водный путь в пять морей — Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское, Черное. Но только в 1932 году приступили к созданию главной водной артерии страны.

В 1952 году открылось судоходство по каналу Волга–Дон. С началом судоходства по нему Москва и стала портом пяти морей.

ГИДРОСООРУЖЕНИЯ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ СУДОХОДСТВА

Многовековая история водной магистрали столицы Фото: «Вечерняя Москва»

ФАКТЫ

■ По мнению большинства исследователей и историков, Москва получила свое название от реки.

■ Москва-река — левый приток Волги, по величине средняя река.

■ Длина по старому руслу чуть более 500 километров.

■ Площадь бассейна 17 600 км².

■ Река начинается на склоне Смоленско-Московской возвышенности и впадает в Оку на территории Коломны.

■ Ширина реки внутри города меняется от 120 до 200 м, от самой узкой части возле Кремля до самой широкой вблизи «Лужников».

■ Принято считать, что скорость течения реки 0,5 м/с, но практически скорость течения полностью зависит от гидроузлов.

■ Питание Москвы-реки преимущественно снеговое (61%), грунтовое (27%) и дожде вое (12%).

■ Через Москву-реку перекинуто более 50 мостов, из них более 20 — в границах города Москвы.

■ В черте города берега укреплены железобетонными стенками и блоками, облицованы гранитом.

■ Бассейн реки Москвы заселился еще в каменном веке, ученые нашли неолитические стоянки в Коломенском, Щукине, Серебряном Бору.

■ В советское время по Москве-реке проходила транспортная линия Москва — Горький, или «Московская кругосветка».

■ Река замерзает в ноябре-декабре, вскрывается в конце марта-апреля.

■ В черте города Москвы на реке имеется несколько пляжей. Наиболее известны пляжи в Строгине, Серебряном Бору, Троице-Лыкове, Рублеве.

■ Купальный сезон на Москве-реке открывается традиционно 1 июня, заканчивается в среднем в середине августа. Температура воды в среднем 22 градуса.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.