Где торговали «вечные французы», а раньше — жили кузнецы
Принцип «жить ближе к работе» был актуален еще в допетровской Руси: в конце XV века Иван III поселил слободу кузнецов и конюхов у Пушечного двора — государственной мануфактуры с плавильными печами, кузницами и литейными амбарами. Тогда весь район за рекой Неглинной стал называться кузнецким — как и мост через Неглинную, которому современная улица обязана своим названием. Мастера своего дела оставались там вплоть до середины XVIII века, когда в 1737 году Кузнецкий мост дотла сгорел в результате пожара.
С той поры улица кардинально изменилась как внешне, так и по сути: вместо домов мастеров-кузнецов ее заполнили модные лавки. Этот факт, кстати, спас Кузнецкий мост от следующего пожара — по словам историка Петра Сытина, в 1812 году Кузнецкий мост охранялся как своего рода «французская колония» в Москве, поэтому огонь его не тронул.
После того как город был отстроен заново, улица стала настоящим «царством мод». Старик Павел Фамусов в комедии «Горе от ума» не зря восклицает: «Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы», а также поминает «вечных французов» — в середине XIX века почти все лавки и кондитерские там были французскими. Подобная слава сохранилась по сей день — и уже современные франты приходят на пешеходный Кузнецкий, чтобы весело провести время.
КСТАТИ
В 1893 году по левой стороне улицы архитектором Загорским было построено трехэтажное здание магазина «Кузнецкий пассаж», декорированное двумя арочными окнами и фигурками амуров. Сегодня там размещен бизнес-центр.