Автора «Алисы» изумили купола. Взгляд иностранцев на столицу показали в Музее Москвы
Кроме экономических, эксперты охватят вопросы развития городской инфраструктуры / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Автора «Алисы» изумили купола. Взгляд иностранцев на столицу показали в Музее Москвы

Общество
30 июня в Музее Москвы открылась выставка «Москва глазами иностранцев», посвященная 870-летию столицы. На ней представлены картины приглашенных иностранных художников, написанные в XVIII–XIX веках, а также воспоминания заморских путешественников.

На экспозиции представлены вещи, которые путешественники особо отмечали в своих дневниках. Например, одежда, бывшая тогда в моде.

— Уникальна представленная на выставке «Панорама Москвы» Питера Пикарда, созданная в 1707–1708 годах, — показывает на работу Владимир Кузнецов. — Несколько ее частей сейчас на реставрации.

Всех путешественников впечатляла самобытность города, который иностранцы считали исконно русским, в отличие от вдохновленного Европой Петербурга. Поэтому на выставке представлены костюмы старообрядцев XVIII века. Яркие, нарядные, украшенные золотой вышивкой — настоящая диковинка для привыкшего к камзолам европейца.

Нас же заинтересовали впечатления от Москвы, которые оставляли на бумаге иностранцы. Выяснилось, что путешествие в российскую столицу было единственным выездом автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла за пределы родной Англии. Случилось это в 1867 году. И Москве удалось удивить Кэрролла не меньше, чем его знаменитые книги удивляют своих читателей.

«Мы бродили по этому городу часов пять или шесть, — записал он в тетрадях. — Городу белых и зеленых кровель, конических башен. Городу золоченых куполов, в которых отражаются картины городской жизни. Городу церквей, которые снаружи похожи на кактусы с разноцветными отростками, а внутри все увешаны иконами и лампадами и до самого потолка расписаны красочными фресками. И, наконец, городу, где мостовые изрезаны ухабами, словно вспаханное поле».

Поездкой в российскую столицу буквально грезил французский поэт Теофиль Готье, который написал в своем дневнике перед визитом в Москву: «... Этот город занимал мое воображение. Я часто в экстазе стоял на набережной Вольтера в Париже перед витриной торговца гравюрами, где выставлялись большие панорамы Москвы. Эти луковичные колокольни, купола с крестами, разноцветные дома, мужчины с окладистыми бородами... Женщины с повойниками на головах в коротких кофтах, перехваченных под мышками, представлялись мне существами из лунного мира».

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse