Семь деталей портрета нашего современника
Можно сколько угодно размышлять о высокой культуре и вкусе россиян — наших современников, но запросы, оставляемые пользователями сети, достаточно объективная штука и говорят скорее об обратном. По тому, что ищут люди на просторах интернета, вполне можно создать некий портрет среды. Понятно, с оговорками, все же сеть – питательная среда не для всех. Но тем не менее…
Если проанализировать, какие события уходящего года вызвали у россиян наибольший интерес, как это сделал Яндекс, то окажется, что люди у на, по-прежнем, сострадательны и чутки к чужому горю, но при этом в большинстве своем предпочитают развлекательный, легкий контент. Это не значит, что мы стали пусты и невесомы, как пузыри, однако в списке предпочтений нет ни глубоких, серьезных фильмов, ни фамилий вроде Достоевского или Толстого, то есть «волн интересов» к классикам, как и всего другого, что хотя бы отдаленно напоминало стремление к «высоким высотам». Так, например, уже не отмазаться от очевидного: людей бурно интересует личная жизнь звезд и развлекательный контент; именно по этой причине настоящий ажиотаж вызвали телешоу «Замуж за Бузову» и «Холостяк» с Егором Кридом. Чужие страсти и необременительность картинки побили все рекорды посещаемости.
Еще один пик интереса выпал на спортивные мероприятия. Понятное дело, это прошедший в России чемпионат мира по футболу — повод для гордости без всякого преувеличения, в результате чего родилось и искренне восхищение и увлечение футбольными звездами — «золотоногим» Акинфеевым и брутальным Дзюбой. Это понятно, как и пользовавшиеся интересом Игры в Пхенчхане, начинавшиеся со скандала, сопровождавшиеся скандалами и разочарованиями и не без скандала завершившиеся, если вспомнить о постфактумных расставаниях спортсменок с тренерами и всем таком.
Надо понимать, что в нашем неоднородном обществе все же явно зарождаются проростки гражданственности, и над их чахлыми еще всходами периодически витают мощные патриотические бури. Мы то клянем родину почем зря, то плачем от гордости на стадионах и у телеэкранов и бурно возмущаемся нападками ВАДА на наших спортсменов, но все эти эмоции неровны и несколько истеричны. И поэтому взлетевший вверх на волне патриотизма фильм «Движение вверх», на котором рыдали целыми залами, с такой легкостью потеснили «Мстители: Война бесконечности» и «Дэдпул-2». Впрочем, сам факт попадания этих трех столь разных картин в топ пристрастий говорит очень о многом.
Ну а еще мы явно склонны «попадать под тренд». И становиться его рабами. Сформированный где-то и кем-то, тренд — что паразит: попав в подходящую питательную среду, он укрепляет плоть и живет какое-то время, иногда приобретая глобальные масштабы, но затем почти неизбежно сдувается до размеров молекулы. Потом можно удивляться, отчего нас так «перло», но ответа все равно не найти — в этом и кроется главная «фишка» тренда. Но если с хитом года, которым, судя по «волнам интереса», стала композиция «Плакала» (Каzka), отличающаяся красивой, с этнической притягательной загадочностью, то, без обид, «CYGO — Panda E» — типичная однодневка. Тем не менее на нее, что называется, «ходили», да еще как. «Ходить» на композицию, кстати, можно и не только потому, что она нравится, но и для «образования». Быть в тренде — значит, знать, о чем речь, не знать — стыдно, невозможно, немыслимо. Естественно, в десятку музыкальных предпочтений россиян попал и Филипп Киркоров — сначала с синим цветом настроения, потом с Колей Басковым и «Ибицей». Это успех, Филипп!
Вне трендов были, правда, искренние переживания. «Зимняя вишня» проняла всех, слишком уж масштабной была трагедия, заставившая плакать даже мужчин. Точно так же, массово и искренне, прощались в этом году и с ушедшими, особенно с тремя знаковыми фигурами нашего искусства: с Иосифом Кобзоном (ушла эпоха!), Олегом Табаковым (прощай, актер-легенда!) и Николаем Караченцовым (всеобщая наша любовь). А параллельно со всем этим кто побогаче — разбирались в смартфонах компаний Apple, а кто победнее — ловили новинки у Huawei.
Можно ли составить из этой нарезки портрет, фоторобот среднестатистического обывателя, активно пользующегося сетью? С определенной долей допустимости, наверное, да.
Итак.
* Он не хочет, чтобы его «грузили». Ничем. Именно поэтому в списке его приоритетов — развлекательный контент.
* Он любит посплетничать и быть в курсе чужих жизней, поэтому наблюдает, не устроят ли свою личную жизнь Оля Бузова и Егор Крид.
* Интерес к Ольге Бузовой вынесем в отдельную строку. Ее можно любить, можно не любить, но она — тренд о двух руках, двух ногах и говорящей и иногда даже поющей голове. Не интересоваться трендом нельзя.
* Он человечен и отзывчив, что бы о нем ни говорили, — реагирует на трагедии. Однако если эта трагедия не затрагивает его лично, может позволить себе оставлять любые комментарии, не думая особенно об их последствиях.
* Он любит понтоваться. Именно этим объясняются поиски технических новинок. Гаджет — это мерило самоценности не только в глазах окружающих, но и в собственных.
* Он любит подробности. Узнав новость, будь то сплетни о звездах или «молнии» о трагедиях, жаждет деталей.
* Он предпочитает вечерний прайм с набором неглубоких, не оставляющих в душе следа программ, что, правда, не означает, что данный типаж туп или морально уродлив. Он скорее устал — от серых дней и однотипности существования — и заполняет вечер тем, что проще прожевать.
Плох ли этот среднестатистический типаж? Нет. Но и хвастаться ему особо нечем. Он реагирует на те события, которые ему предлагают или которые раскручивают. И глубочайшее сочувствие и сопереживание к трагедии «Зимней вишни» — это одна правда про этого «среднестатистического» человека, а любовь к шоу «Замуж за Бузову» — другая. Но мы таковы, каковы есть, и уникальны в своей неоднородности.