Как сельский священник стал Патриархом всея Руси
Будущий Патриарх Василий Иванович Белавин родился 19 января 1865 года в семье сельского священника в с. Клин, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Его деды и прадеды служили в сельской церкви со времен Ивана Грозного. Детство и юношество он провел в русской деревне. Как же случилось, что сын и внук сельских священников Белавиных из Псковской глубинки, затерянной в лесах и болотах, без высокого покровительства и протекций стал Первосвященником?
Добрый отличник
После окончания церковно-приходской школы в 13 лет он поступил в Псковскую семинарию. Среди учеников он выделялся успехами в учебе и отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком, но высокий, белокурый семинарист Белавин, напротив, всегда старался помочь друзьям в учебе, был спокоен и доброжелателен.
В возрасте 18 лет Василий поступил в Петербургскую духовную академию, единственный из всего рода он получил богословскую степень и вернулся в 23 года преподавать в Псковскую семинарию. За три года этого труда его полюбили не только ученики, но и псковитяне. Педагогическая карьера складывалась удачно, но Василий избрал другой путь и в 1891 году стал монахом.
Тихон – значит скромный
Учитывая его постоянную скромность, при постриге ему дали имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского и перевели в Холмскую семинарию ректором (г. Люблин). Пришлось покинуть любимую сердцу псковщину. За 7 лет ректорской службы архимандрит Тихон, несмотря на свойственную ему мягкость и добродушие, четко организовал учебно-воспитательный процесс.
В 1898 году Тихон (Белавин) стал епископом Холмской епархии. При наречении он говорил: «Мне не ведома трудность епископского служения, в юношестве я думал, что это почет, власть, сила. Ныне разумею, что епископство прежде всего труд и подвиг. Легко ли быть «всем для всех»? Легко ли быть образцом для верных в слове, в любви, в вере? Легко ли одному запрещать, другого обличать? Легко ли нести ответственность за себя, за паству и за пастырей?».
Священника не хотели отпускать
Ответ подсказала сама жизнь. На Холмщине (сейчас это Польша), как и в Пскове, он всюду был желанным гостем. Милый и обаятельный 33-летний епископ был очень популярен и среди духовенства и среди народа. Но спустя некоторое время его отправили служить в Америку. Когда пришел указ о его переводе, плакали все горожане. Город собрался на вокзал провожать любимого пастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, а многие и просто легли на полотно железной дороги. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ.
Почти 9 лет, на фоне усиливающейся славянской иммиграции в Америку, епископ старался помочь православным и надеялся, что свойственные православным людям порывы к небесному, смирение, покаяние и терпение перейдут и к американском народу. С этой целью он создал Духовную семинарию в Миннеаполисе и готовил пастырей из числа американских граждан, возводил новые храмы. Кроме того, Тихон перевел на английский язык много богослужебной литературы. По-прежнему он был прост как в обществе, так и в административных делах.
Он не боялся губернаторов
В 1907 г. Тихона призвали служить в Ярославскую епархию. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия.
Во время служения в Ярославской епархии, Тихон (Белавин) постоянно объезжал приходы, когда верхом на лошади, когда на лодке, и иногда и пешком. За 7 лет он неоднократно побывал во всех, даже самых отдаленных приходах. При объездах лично знакомился с настоятелем, расспрашивал о всех проблемах, включая бытовые и семейные.
В вопросах церковной свободы он всегда вставал на сторону священнослужителя, и именно поэтому возник конфликт с ярославским губернатором, который добился перевода Тихона в Литву.
Во дни торжеств и бед народных
В декабре 1914 года святитель был переведен в Виленскую кафедру. И позже, где бы ни служил славный сын земли Псковско в Вильне — на Литовской кафедре, в Москве — он находил общий язык с крестьянами и ремесленниками, с рабочими и купцами, с интеллигенцией и дворянами знатных родов.
Архиерей избегал пышных встреч, чинопочитания, старался побывать в самых дальних приютах, в селах и деревнях. Он ходил по домам, посещал больных, раздавал детям иконы и крестики. Во время германской войны молитвой и пастырским словом подкреплял дух воинов на боевых позициях, под обстрелом, — за что был награжден орденом. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
«Избрания сего я не искал»
Государственный переворот весны 1917 года застал Тихона в Москве. Настала пора перемен и реформ для Православной Российской Церкви. 200 с лишним лет не созывались на Руси Соборы. 28 августа 1917 года состоялось открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Через 2 месяца, когда в Москве разворачивалась борьба большевиков за власть, Собор принял решение о восстановлении в России патриаршества. Жребием был выбран Патриарх – митрополит Московский Тихон (Белавин). Узнав об этом, Тихон сказал: «Эта весть явилась для меня тем свитком, на котором было написано: плач, стон и горе… А настоящую тяжелую годину нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по избранию Божию». О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов погибнуть в любой момент. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он.
Интронизация Патриарха была назначена на 21 ноября в Успенском Соборе. Кремль уже был захвачен большевиками. Октябрьский штурм был беспощаден… Дыры на куполе Успенского Собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Веяние духа большевистской злобы и разрушения – вот, что увидели люди, выходя из Успенского Собора.
Несметные толпы народа при приближении Патриарха Тихона опускались на колени. Красноармейцы снимали шапки, а большевистская стража косо посматривала, но роптать побаивалась. Работа Собора тем временем продолжалась. Зная, что подготовлен декрет большевиков о смертной казни для «врагов народа», все ясно понимали, что это коснется и священников. Поэтому в сжатые сроки была проведена реформа церкви, работа церкви теперь строилась по типу двухпалатного парламентa.
«Помогите стране, помогавшей всем другим!..»
Обстановка в стране стремительно менялась. В начале 1918 года Церковь была отделена от государства и школы от Церкви. Были закрыты все духовные заведения, 26 монастырей и 94 храма, убито 300 священнослужителей. А 16 февраля 1916 г. власти постановили вскрыть мощи святых. Процесс вскрытия по всей стране сопровождался сопротивлением верущих, и как результат, аресты и расстрелы духовенства и мирян. К началу 1921 года ликвидировали больше 600 монастырей. Летом разразился небывалый голод, следствие Гражданской войны и продовольственной политики большевиков. Голод захватил многие районы России. К началу 22 года голодало более 30 млн. человек (треть из них погибла).
Попытки общественности помочь голодающим привели к разгону большевиками Всероссийского Комитета Помощи голодающим. В преступление членам голкома вменяли не только их стремление помочь голодающим, но и обращение к патриарху Тихону, а также напечатание ими обращения Патриарха: «...Помогите! Помогите стране, помогавшей всем другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода...».
Под предлогом помощи голодающим власти пытались разгромить Церковь. Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Дзержинский обосновал этот арест так: «арест и следствие над патриархом Тихоном есть результат политики, ведущейся ВЧК и Наркомюстом по отношению к духовенству, заключающейся в дискредитации духовенства и лишении их возможности устраивать богослужения». Ленин, в свою очередь, отправил секретную доктрину для Политбюро: «Теперь, когда на дорогах в голодных областях валяются трупы и люди едят людей, мы обеспечим себе необходимые для нас позиции на десятилетия. Поэтому постановляю: произвести изъятия церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией». Ленин призывал расстрелять как можно больше духовенства и буржуазии, чтобы «на несколько десятков лет не о каком сопротивлении они не смели думать». По этому делу были расстреляны более 8 тысяч защитников веры.
В борьбе с «Живой церковью»
А тем временем находящегося под арестом Тихона власти хотели морально сломить и скомпрометировать Патриарха в глазах верующих. Эта цель частично была достигнута. Патриарх пошел на ряд уступок (в частности, о введении нового календаря). Благодаря компромиссу он получил свободу. Впоследствии он говорил, что если бы знал подлинное положение дел, никогда бы не пошел на компромисс с властью.
Выпущенный на свободу Патриарх твердо встал на защиту Церкви. Патриарх понял, что его намеренно дезинформировали в застенках ГПУ. За время ареста Патриарха Троцкий и Дзержинский инициировали создание новой «Живой церкви», с целью создать осведомительную цепь. А Патриарху внушили, что обновленцы захватили все приходы и Верховную власть в церкви. Поэтому, выйдя на свободу, Патриарх Тихон написал Послание, в котором резко подверг критике обновленцев, раскрыв их подлинную сущность. И с этого момента его борьба с большевиками не прекращалась.
Он прямо обличал гонения на Церковь, выступал против террора и жестокости, против отдельных безумцев, которых он отлучил от церкви, в надежде разбудить их совесть. Власти следили за Патриархом, пытались его убить. Несмотря на гонения, Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, оставаясь спокойным, внимательным и доступным, и люди со всей страны шли к нему нескончаемым потоком. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням.
Умер Патриарх Тихон 7 апреля 1925 года, его последними словами было обращение к православным с призывом покрывать зло добром. Своей жизнью он показал пример христианского монашеского служения людям и Родине. В 1989 году Тихон (Белавин) был причислен к лику Святых. Поклониться его мощам можно в Донском монастыре. Другие дни поминовения: 13 февраля, 9 октября, 18 октября, 18 ноября.