Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Москва простилась с Александром Пороховщиковым

Сюжет: 

Александр Пороховщиков
Общество
Москва простилась с Александром Пороховщиковым
Родные и близкие на церемонии прощания с народным артистом России Александром Пороховщиковым в Московском театре имени А.С.Пушкина / Фото: РИА «Новости»
Букеты цветов полностью заполнили театральную сцену, которой актер отдал последние тридцать лет своей жизни. Когда гроб с телом Александра Пороховщикова выносили из театра, раздались аплодисменты и крики «Браво!». Так поклонники прощались с большим артистом…

Всем, кто хотел проводить Александра Шалвовича в последний путь, была предоставлена такая возможность: возле театра их ждали автобусы, следовавшие на кладбище села Рождествено, где похоронена мать актера и где еще при жизни он просил похоронить себя.

В одном из интервью, рассказывая о своей работе в театре и кино последних лет, Александр Пороховщиков заметил, что нельзя постоянно жить в ожидании Станиславского – так вся жизнь актерская может пройти. Истина эта пришла к артисту лишь на исходе советской эпохи, когда он стал режиссером и сценаристом собственных фильмов и выпустил картину «Цензуру к памяти не допускаю», снискавшую множество наград. А десятилетия до этого он, пусть и не ждал, но искал своего Станиславского, и временами ему казалось, что находил… 

Александру Пороховщикову повезло создать свои самые яркие работы с крупнейшими режиссерами второй половины XX века. Театральные зрители никогда не забудут его Белогубова в «Доходном месте» Марка Захарова и Клавдия в «Гамлете» Юрия Любимова, а в памяти многих любителей кино он останется чекистом Кунгуровым из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. Три мастера, с каждым из которых Александр Пороховщиков мог связать свою дальнейшую актерскую судьбу. Но не сложилось. А ведь сами работы впечатляли.

Уже первая роль – Белогубова – стала сенсацией в театральном мире Москвы, хотя могла оказаться и последним аккордом несостоявшейся актерской биографии. Дело в том, что в процессе мучительной репетиционной работы в «Доходном месте», когда актера «кидали» от Жадова к Белогубову, Пороховщиков поклялся, что если роль не получится, он навсегда уйдет из профессии. Но, судя по тому, что его загадочный молодой чиновник аккумулировал на себе пристальное внимание огромного зала театра Сатиры, а Жадов Андрея Миронова казался маленьким мальчиком рядом с той мрачной силой, которая таилась в герое Пороховщикова, – роль удалась. Настолько, что актеру приходилось порой через окна гримерки выбираться из театра, чтобы не попасться на глаза толпам поклонников, заполонивших все пространство перед театральным подъездом. 

Не удалось другое – остаться рядом с обретенным режиссером. Тогда у Захарова даже в проекте не было Ленкома, а в театре Сатиры, где служил режиссер, ему, похоже, не оставалось места. Плучек говорил, что у него просто нет ролей для подобной актерской индивидуальности, хотя и называл артиста, как и Андрея Миронова, своим вторым сыном. Пороховщиков быть вторым Мироновым не хотел – ему нужно было найти первого себя, и он ушел из Сатиры. В никуда.

Спустя десять лет ситуация повторится – на этот раз актер не захочет быть вторым Высоцким, в дубли к которому его настойчиво будет ставить Юрий Любимов, пригласивший Пороховщикова в легендарную Таганку.

И снова, казалось бы, встреча с великим режиссером, счастье работы с ним. Роль, которой вновь позавидует любой молодой артист – на этот раз шекспировский Клавдий. Но снова маленькая ложечка дегтя – мог бы быть Гамлет (как прежде мог быть Жадов), но играть предстоит его антипода. Была в этом мнимом короле в трактовке Пороховщикова некая перекличка с его Белогубовым – за позой хозяина положения, удачливого «дельца» нет-нет да и проступала удушающая ненависть к недоступной ему духовной свободе главного героя.

Но режиссерские концепции Любимову были куда важнее самых ярких и точных актерских проявлений. Поэтому в работе с ним Пороховщикову не хватало того, чем в избытке одаривал его Захаров и что чуть позднее найдет он у Михалкова, – правды актерского  существования. Пороховщиков, вообще, часто сопоставлял Захарова и Михалкова. Для него это были те режиссеры, которые, как немногие, могли творить в своих спектаклях и фильмах особую атмосферу, питающую актеров, а не опустошающую их. Оттого-то, возможно, настолько сильной и получилась работа в фильме «Свой среди чужих…», что актер здесь вновь – на непродолжительное время – обрел своего режиссера. Обрел, чтобы подарить зрителям одну из лучших своих киноработ.

К сожалению, больше Александр Пороховщиков на съемочной площадке с Никитой Михалковым не встречался. Не пересеклись больше и его театральные пути с Марком Захаровым. От Юрия Любимова он ушел сам. Порохвощиков был крайне своеобразным актером – это отмечали многие. И, очевидно, именно эта своеобразность, некоторая неровность и незаурядность наполнила препятствиями его творческий путь, который никогда не шел прямо, а лишь сплошными зигзами: только появится «свой» режиссер и, кажется, наладится прямая дорожка, как вдруг (по той или иной причине) все обрывается и надо возвращаться назад. Куда-то очень близко к исходной точке – и от нее все начинается сначала.

Три режиссера, каждый из которых мог претендовать на роль «персонального Станиславского» в актерской судьбе Пороховщикова, остались в его прошлом. Можно было, конечно, ждать дальше, но артист выбрал другой путь – сам для себя стал Станиславским, воспитывающим и взращивающим актера Пороховщикова. И на этом пути фильмом «Цензуру к памяти не допускаю» он достиг еще одной вершины.

А сегодня, когда актера не стало, он, возможно, уже встретился с настоящим Станиславским. Тем самым, которому прадед Александра Пороховщикова некогда сильно помог, создав знаменитый ресторан «Славянский базар», без которого мир мог так и не узнать имени Константина Сергеевича Станиславского.

 

Каким запомнился Александр Пороховщиков его коллегам:

Валерий Золотухин, работал вместе с Александром Пороховщиковым в Театре на Таганке с 1971 по 1981 год:

– Памяти Александра Пороховщикова:

Ушел из жизни красивый, мужественный и доблестный человек. Даже в такой зависимой профессии, как актерское ремесло, он олицетворял собой достоинство, гордость и независимость духа, опираясь в своих решениях только на собственное мнение, совесть и справедливость. Подчас Александр казался жестким и резким, но за всем этим была мужская сила и мудрость. И еще: у Саши был образный, тонкий и своеобразный юмор. О том, что он был прекрасный русский актер, дворянин по крови и воспитанию, говорить не приходится. Царство небесное тебе, Раб Божий Александр…

Никита Михалков, режиссер, у которого Александр Пороховщиков сыграл свою лучшую роль в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»:

– Великого таланта актер, по силе воздействия на зрителя тяжело его с кем-либо сравнить. Человек в непростым характером и непростой судьбой. Не всегда он был угоден людям, творческие люди – сложные. Он ни под кого не прогибался, и если его уважали – уважали заслуженно.

 

Читайте также:

«Пороховщиков так и не узнал о смерти жены…»

В ночь на воскресенье, 15 апреля, в отделении реанимации центра неврологии НИИ РАН на 74-м году жизни скончался Александр Пороховщиков… (читайте далее)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.