Писатель Вадим Бурлак: Не бойтесь мистики!
– Предки не знали слов «тектонические плиты» или «разломы», но они чувствовали эти зоны. И внимательно наблюдали за природой. Если, например, в определенном месте животные нервничают, ведут себя странно, это очень влияло на решение о том, можно ли здесь строить дом, храм, копать колодец. Кстати, изучая великие катастрофы, я пришёл к выводу, что «тайна» гибели многих городов в их .. неверном расположении. «Бабушкины сказки», скажете вы? Отнюдь. И статистика это подтверждает.
– А Москва-столица как, по Вашим сведениям, расположена? Удачно?
– Первоначально место для основания города было выбрано верно. Место замечательное – обилие вод, и воды хорошие, чистые. А вот потом… Москва начала разрастаться, начался хаос.. Понятно, что со временем люди были вынуждены использовать для строительства каждый квадратный метр... Известный факт, что Москва, как и любой древний город, не только на золоте и серебре стоит. Весь центр, куда ни копни – это бывшее захоронение. Где-то на глубине двух метров, а где-то на десяти, но обязательно... И если мистики в этом случае будут говорить про растревоженный дух покойников, материалисты - про бактерии и испарения, но и те и другие согласны в главном: на кладбище желательно вообще ничего не строить.
– Вы сказали, Москва стоит, кроме прочего, на злате-серебре… Разве не всё подземелье ещё раскопали?
– Ну что вы! До «всего» ещё копать и копать! Москва подземная не менее величественна Москвы… наземной. На Руси говорили: «Отец кладов – богатство, а мать – бедствие». Самый богатый год на клады – 1812. Москвичи покидали город. Что можно вывезти в спешке? Драгоценности, деньги… А иконы? Книги? Столовое серебро? Орудовали воровские банды мародёров. Одна только банда Хромого Никишки обогатилась более чем на сто сорок пудов серебра! Награбленное тоже от греха подальше прятали в землю! Таким образом московская земля укрыла множество богатств. А не найдено ещё и половины! Китай-город, Сокольники.. Считается, что в Сокольниках до сих пор покоится не найденное скифское Колесо Судьбы. В трудные времена Колесо должно подняться и повести нас к счастью. Будем ждать!
– А Вы сами когда-нибудь находили клад?
– Нет, я клады не находил, да и не искал. Меня интересует история знаменитых кладов. Но, если бы случайно нашёл, не думаю, что прошёл бы мимо. Хотя… По статистике 85 процентов случайно найденных кладов утаивается, это при этом, что 80 процентов счастливчиков, сумевших отыскать что-то стоящее, заканчивают плохо – есть такое поверье.
– Как рождаются легенды?
– Люди редко придумывают. Вот, например, «леший». Человек видит: ночью движется куст. Ветра нет, а куст движется! Тут же воображение заработало... Много историй шутники вообще придумывали для забавы – с ними нелегкая во все времена жизнь казалась веселей, интересней. Я вот тоже вспоминаю свое пионерское детство – каждый вечер после отбоя мы рассказывали друг другу страшилки. Стоило только вожатым уйти – такое начиналось! Наперебой пугали друг друга, на ходу истории придумывали. Между прочим, это вот и есть народное творчество. Ну а искренне верить в «лешего» или нет – это воля каждого.
– В юности Вы очень стремились публиковать свои очерки в журнале «Вокруг света». Почему? Вы изначально видели себя собирателем легенд и открывателем таинственного?
– Нет, конечно. Тема, которая всегда меня интересовала, – это глобальная проблема выживания. Кроме архивов и музеев очень много знаний черпаю из живого общения. Кстати, до 91-го года слово «мистика» на страницах газет и журналов было практически под запретом. Хотя я всегда говорю: не бойтесь мистики! Мистика – это просто вера человека в то, что пока еще не нашло своего объяснения. Может быть, то, что мы сегодня называем мистикой, завтра станет реальной, научно обоснованной теорией… Я, понятно, не верю в пляшущие скелеты, но на свете очень много загадок. Вот в это я верю. В загадки, которые мы пока просто не можем объяснить.