«Феминтинку я сама себе послала»: социолог объяснил феномен «валентинок для девочек»
В преддверии Дня всех влюбленных активистки проекта «Росгендернадзор» выпустили свой вариант валентинок, назвав их «феминтинки». Карточки украшены акварельными картинками и небольшими стихотворными высказываниями.«Вечерняя Москва» решила узнать у представительниц феминистического движения и социологов, почему девушкам необходимы особые открытки.
«У меня холодный разум и в груди кусочек льда. Мне не кажется ни разу, что в свиданиях есть нужда»
По словам одной из участниц проекта Любови Чернышевой, идея «валентинок для девочек» является попыткой разрушить стереотипные представления о любви.
— Пускай ваши дружеские и партнерские отношения строятся не на традиционных ожиданиях, стереотипах и романтизации, а на доверии, любви к себе, уважении друг к другу и безопасности, — написала она в социальной сети «ВКонтакте».
По мнению писательницы и феминистки Марии Арбатовой, «феминтинки» не имеют никакого отношения к женскому движению.
— Я сама активная участница женского движения и могу с уверенностью сказать, что тем, кто стоит на баррикадах этого течения, некогда заниматься подобными вещами. Скорее всего, это маркетинговый ход, который использован для того, чтобы разнообразить праздник, — отметила она в беседе с «Вечерней Москвой».
Арбатова подчеркнула, что 14 февраля неоднозначно воспринимается «не только нашим обществом, но и людьми в других странах».
— К примеру, в Индии в этот день можно встретить агрессивно настроенных женщин, которые ходят и разносят киоски и магазины с тематическими символами любви. На мой взгляд, это акция торговых объектов, чтобы быстрее реализовать свою продукцию, — заметила Арбатова.
«Феминтинку я сама себе послала, сердцу сразу так спокойно стало. В капитализме эмоциональном любовь к себе полезна и нормальна»
Журналистка и феминистка Белла Рапопорт, напротив, заявила, что появление «феминтинок» не носит коммерциализированный характер, а свидетельствует о более толерантном отношении общества к проявлению любви.
— Тот факт, что у нас появилась возможность дарить не только валентинки, но теперь и «феминтинки», значит, что в обществе происходят некие сдвиги на путь просвещения и понимания того, что любовь не имеет границ и не имеет пола, — рассказала Рапопорт «ВМ».
Она также уточнила, что подобные символы феминистической направленности указывают на то, что общество становится более эмансипированным.
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Михаил Черныш согласился с Рапопорт, но уточнил, что далеко не все в России готовы поддерживать попытки феминисток сделать День всех влюбленных полиаморным праздником.
— Такое течение поддержит, прежде всего, молодежь, но ни как не люди более старшего поколения. Поймите, сам этот праздник чужд для россиян, что уж говорить о новых ветках его развития. Но проявлять любовь каждый имеет право по-своему. Почему именно «феминтинки», а не валентинки? Этой малой группе социального меньшинства нужно сделать акцент на символе, который олицетворяет именно их движение, — сказал эксперт.
При этом концепция, по мнению Черныша, может включать в себя разные типы любви.
Читайте также: «Жены готовы умереть за меня»: фрилав-коммуна на Кавказе и другие истории полиаморной любви