Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Алексей Левыкин: Обновленный памятник Минину и Пожарскому презентуют к концу 2022 года

Общество
Алексей Левыкин: Обновленный памятник Минину и Пожарскому презентуют к концу 2022 года
Алексей Левыкин признался, что знает случаи, когда школьники перечисляли свои карманные деньги на реставрацию памятника Минину и Пожарскому / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Этой весной начнется реставрация памятника Минину и Пожарскому. Государственный исторический музей, в ведении которого находится монумент с 2016 года, уже собрал больше трети нужной для этого суммы через народные пожертвования. Директор музея Алексей Левыкин рассказал «Вечерней Москве», в какой день поступило больше всего денег, когда начнутся работы и как правительство Москвы помогает в спасении одного из главных символов столицы.

— Алексей Константинович, когда в последний раз реставрировали памятник Минину и Пожарскому?

— Сорок лет назад, в связи с подготовкой к Олимпиаде 1980 года. В дальнейшем его только обследовали.

— На сайте музея написано, что на нынешнюю реставрацию требуется 46 миллионов рублей. Но совсем недавно вы назвали другую цифру — 58 миллионов. Почему стоимость выросла?

— Объявляя сбор средств в августе 2018 года, мы отталкивались от суммы, которая была обозначена в раннем проекте. Нам нужно было остановиться на какой-то цифре. Но мы предупреждали, что она может быть изменена. Основные обследования проходили в 2018 году. Но в первой половине 2019 года мы еще раз устанавливали леса и еще раз осматривали то, что было необходимо. Сейчас проект уже включает в себя весь комплекс работ, потому что мы теперь прекрасно знаем, что будем делать, где будем делать и в каком порядке.

— И самый любопытный из этих вопросов — «где». Памятник ведь не будут куда-то передвигать?

— Нет. Проект включает в себя создание специального павильона на площадке Покровского собора. В нем разместится памятник и будут проходить основные реставрационные работы.

— Сейчас в моде «открытая реставрация». В Музее «Бородинская битва», например, все желающие могут наблюдать, как восстанавливают одноименную панораму. А вы не хотите устроить из ремонтных работ эдакое шоу? Все-таки они будут проводиться на самом бойком месте Москвы...

— Нет, конструкция будет довольно закрытая. Строить павильон, в который предусматривается доступ посетителей, значит, увеличивать стоимость реставрации. Кроме того, работы и так будут проходить на глазах тех, кто пришел в Покровский собор. Думаю, что проблем с контролем общества над проведением реставрации не будет.

— И когда начнутся работы?

— Мы могли бы стартовать еще в прошлом году, но решили, что лучше начать это после всех праздничных церемоний, связанных с юбилеем Победы. Чтобы не сковывать ни себя, ни других посетителей Красной площади и Покровского собора.

— Но ведь там и летом проходят разные мероприятия, например в июне будет книжный фестиваль «Красная площадь»...

— Этот фестиваль не связан с площадкой Покровского собора, так что он нам не помешает, и мы ему — тоже.

— Кто станет исполнителем работ?

— Он будет выбран по результатам конкурса, который только предстоит объявить.

— За без малого 18 месяцев вы собрали через пожертвования более 16 миллионов рублей (на момент подписания номера — 16 828 116 рублей — прим. «ВМ»). То есть 36 процентов названной вами суммы в 56 миллионов. Это хороший результат?

— Это был первый для нашего музея подобный опыт сбора средств. И мы считаем его достаточно удачным. Хотя, может, и обществу, и бизнесу стоило бы действовать поактивнее, когда речь идет об уникальном национальном памятнике. В свое время (с января 1809 по осень 1811 года — прим. «ВМ»), когда монумент только проектировался, путем «всенародной подписки» была собрана вся необходимая сумма.

— Список жертвователей на сайте музея впечатляет: там и крупные банки, и кафедра одного из московских вузов... Но особенно меня удивило, что там много школьников из регионов: из Владимира, Сочи, Тамбовской, Курской областей... Зачем им помогать благополучным москвичам реставрировать памятник?

— Нормальные русские люди, россияне. (Улыбается.) Да, я знаю случаи, когда школьники перечисляли нам свои карманные деньги. Знаю, что в некоторых случаях решения о взносе на реставрацию принимались на митингах в честь празднования Дня защитника Отечества. Приятно было видеть такое взаимодействие с жителями страны, даже с теми, кто, может, никогда не бывал ни на Красной площади, ни в нашем музее. Кстати, сбор средств у нас продолжается.

— Этот памятник, хоть и федеральное имущество, — прежде всего один из символов столицы. А как вам помогают городские власти?

— Правительство Москвы помогло нам всем, чем только могло. Мы неоднократно обращались за определенной проектной документацией, за поддержкой нашей позиции, за согласованием на проведение работ. И мы совершенно удовлетворены нашим взаимодействием. Правительство Москвы предоставило нам очень инте ресные материалы, связанные с первыми обследованиями этого памятника, что очень ускорило нашу работу. Мы действовали в тесном контакте с Департаментом культуры. В некоторых случаях такое «соработничество», как мы привыкли говорить, даже полезнее, чем финансовая помощь.

— Когда планируется презентовать обновленный памятник?

— К концу 2022 года. В этом году, кстати, будет отмечаться и 150-летие Исторического музея.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского кремля, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета:

— Памятник Минину и Пожарскому находится сейчас в аварийном состоянии. Многие проблемы объясняются особенностями его создания. Он делался по революционной для своего времени (август 1816 года — прим. «ВМ») технологии: это была первая в мире скульптура, которую не собрали по частям, а отлили сразу целиком. Но из полости скульптуры не были до конца удалены формовочный материал и формовочный каркас. Их фрагменты до сих пор остаются в отдаленных уголках статуй — например, в руках и ногах фигур. Нужны сложные расчеты, чтобы решить, где этот «балласт» надо удалять, а где это может повредить памятнику. Обнаружились в нем и многочисленные сквозные отверстия — «литьевые каверны». Вторая крупная причина проблем с этой скульптурой — в 1931 году ее переносили от Верхних торговых рядов на нынешнее место. Ее собрали тогда по достаточно упрощенной схеме. Памятник предстоит укрепить, отреставрировать постамент и отмостку, восстановить утраченные элементы (детали шлема, буквы памятной надписи). И обязательно сохранить покрывающую его патину.

Читайте также: Михаил Голубков: Чтение перестало быть престижным занятием

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.