Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Что должны читать дети

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Что должны читать дети
По мнению Бориса Кузнецова, у нас очень серьезно разрушена вся система рекомендательного сервиса и информационный обмен по детской книге / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Что читает подрастающее поколение, как вырастить хорошего детского писателя рассказал «Вечерней Москве» Борис Кузнецов, издатель и председатель жюри премии «Новая книга».

— Детских книг у нас издается очень много, но сориентироваться в этом море родителям и маленьким читателям довольно сложно. Почему это происходит? Это недостаток информации, отсутствие поддержки и единой системы детской индустрии? И если это так, то что нужно делать?

— У нас очень серьезно разрушена вся система рекомендательного сервиса и информационный обмен по детской книге. И ситуация гораздо хуже, чем во взрослой литературе. Там есть система навигации, которая состоит хотя бы из литературных премий, знаковых литературных критиков, ставших точками притяжения. В детской литературе, увы, такого не происходит.

И это при том, что все говорят: детская литература — драйвер развития книги, детская книга прирастает и будет только развиваться. Но никакой навигации нет. Родитель остается один на один с книжной полкой, а в багаже у него только собственное детство, школьная программа и аннотация на четвертой странице обложки. И все.

Что бы ни говорили, и как бы на меня ни обижались устроители, нет сейчас в России литературной премии, которая бы с достаточной уверенностью могла показать — за прошедший год у нас те или иные изданные книги были самыми лучшими. Во взрослой литературе есть «Большая книга», а в детской — фактически ничего. Хотя о том, что такая премия нужна, говорят много лет. Были поручения президента и премьер-министра.

Но ведь есть и другая проблема. Наличие премий не дает победителям шанс завтра стать известными на всю страну. Единицы молодых и не очень писателей, побеждающих в конкурсах на лучшую детскую книгу, остаются никому не известными.

Премия — это не просто наградку повесить. Место премий в системе коммуникаций очень важно. Это не просто определить, кто первый, а кто второй. Это совершенно понятная и прозрачная система навигации для читателей. Победители «взрослой» премии после церемонии награждения утраивают свои тиражи, что правильно и объяснимо. В детской литературе даже близко ничего подобного нет, при всем уважении к премии «Книгуру», которая выполняет свои функции, но не вышла на тот рекомендательный уровень, на котором работает «Большая книга».

Профессиональные книжные блогеры тоже не могут выйти на уровень всеобщего доверия читателей. А других способов коммуникации с родителями нет. Нет тех, кому безоговорочно поверит любая мама. Нет рекомендательной критики, поскольку нет координатора. И дело не в государстве, на которое все валят.

Есть много мелких сервисов, но нет единой системы — понятной и очевидной. Чаще работает сарафанное радио.

— В школах есть списки рекомендованной литературы. Это не ориентир?

— Эти списки, по моему мнению, большая беда детской литературы. Современные родители, у которых советского анамнеза уже не так много, пытаются экспериментировать и делать что-то с детьми. Они покупают новые книги, интересуются новыми авторами, предлагают читать еще не опробованное. Это происходит до 6–7 лет. А дальше начинается школа, и даже самые ответственные родители передают все полномочия учителям. И начинается другая реальность, школа передает свои списки внеклассного чтения. Они и школьная программа, как это ни жестко звучит, являются сегодня основным тормозом развития детского чтения у нас в стране. Их адресат в прошлом.

Современным детям предлагается уникальная читательская подборка, которая весьма успешно формирует отвращение к чтению. Это грубо, но факт: обстоятельная пейзажная лирика детям до 10 лет противопоказана, по моему глубокому убеждению. Длинный запил с описаниями природы вырубает 90 процентов детей. За последние десятилетия поменялся язык современной детской литературы. Он стал лаконичней, эмоциональней и образней. Нынешние дети гораздо быстрее, чем мы, им нужен быстрый сюжет и динамика. Да, они менее усидчивы, но они быстрее воспринимают информацию, в чем тоже есть свои плюсы и минусы. Они другие, и включать их в литературу и чтение нужно, подстраиваясь под особенности их восприятия.

Что должны читать дети Советский детский писатель Корней Чуковский с юными читателями / Фото: Лев Носов/РИА Новости

— Если вернуться к спискам, в них есть хоть немного современной литературы?

— Единого списка не существует, но есть школьная программа, которая меняется, и в ней есть вариативная часть. Энтузиасты-преподаватели имеют небольшие окошки возможностей для того, чтобы дать детям немного современной литературы. Но ядро списков не меняется на 90 процентов уже много лет. А то, что привносится энтузиастами, не возьмется из ниоткуда. Кто-то должен рассказать, что такие книги существуют. А преподаватели не успевают и не видят новые книги. И получается замкнутый круг.

— Методисты этим не занимаются?

— Из того, что я вижу, методисты чаще выполняют контрольно-надзирательные функции в отношении педагогов, находящихся в информационной литературной изоляции. А печатные издания очень мало говорят о детской книге, телевидение молчит, не считая регулярной одной книги в телеобзоре Егора Серова.

Детская литература предоставлена сама себе и развивается хаотично и странно. И когда мы разрабатывали программу по поддержке детского и семейного чтения, одним из самых важных шагов обозначили создание инфраструктуры рекомендательных сервисов на базе Российской книжной палаты или Российской государственной детской библиотеки.

Можно создать доступную и понятную читателям каталогизацию, ведь книги в любом случае описываются по умолчанию. Эту информацию нужно сделать доступной для библиотек и магазинов, а в идеале — для потребителей.

И, конечно, виноваты издатели, которые очень много обманывали читателей и подсовывали откровенную халтуру. Хочется, чтобы и государство заинтересовалось детской книгой. Разговор не о помощи деньгами. Нужна доступность книги. Для читателей необходимо сохранить возможность увидеть и купить книгу в исчезающей книжной рознице. Но это только начало большого разговора и диалога, если мы хотим, чтобы наши дети читали и развивались.

КСТАТИ

В 2018 году вышло 116 915 наименований книг и брошюр общим тиражом 432 336 000 экземпляров. Изданий для детей и юношества из них — 14 556 наименований тиражом 101 042 000 экземпляров. По данным Российской книжной палаты, в 2019 году в России было выпущено 115 171 наименований книг и брошюр тиражом 435 136 900 экземпляров. Подсчет доли детской литературы еще не озвучен, но сильно он не изменится. При относительно небольшом росте общего числа изданий для детей и юношества (с 11 296 в 2008 году до 14 556 в 2018 году) произошло заметное сокращение совокупного тиража — с 149 800 000 экземпляров в 2008 году до 101 042 000 экземпляров в 2018 году (или в 1,5 раза). В список издаваемых авторов стабильно входят: Корней Чуковский, Ирина Гурина, Николай Носов, Эдуард Успенский.

Дайте ребятам крылья

Екатерина Рощина, обозреватель:

— Из самой читающей нации мы довольно быстро превратились в народ, почти не читающий. Во всяком случае — бумажные книги. Им, бедным бумажным изданиям, давно и уверенно предрекают скорую гибель. Но, вопреки прогнозам, детская литература издается и продается сегодня хорошо! И даже демонстрирует, вопреки всем кризисам, устойчивый рост.

Сегодняшние отделы детских изданий в книжных магазинах — такая радость для библиофила! Каких только книжек не увидишь. Это и старая добрая классика, и книжки для самых маленьких, и переводные новинки. Снизился только поток «книжек-игрушек», столь популярных еще несколько лет назад. Очень дорогие они получаются в производстве, а достаточным спросом не пользуются.

Но вообще на современной детской книжке не экономят ни издатели, ни покупатели. Родители вдруг поняли, как это важно — привить ребенку любовь к чтению. И покупают, почти не глядя на цену, — лишь бы качество было достойное. Достойное качество для детской книги это обязательно хорошая бумага и красивые авторские иллюстрации. Художники детской книги, с которыми сталкиваюсь по работе, вкалывают, не разгибая спины.

Ездят в зарубежные поездки — на выставки других художников-книжников, обмениваются опытом. Детские писатели по мере сил тоже «продвигают» свое творчество. Появляются новые имена и форматы — Аня Старобинец и ее «Зверский детектив», современный Даррелл Станислав Востоков, фантаст Наталья Евдокимова… Или наш бывший коллега Борис Войцеховский, пишущий чудесные и необычные детские стихи.

Ничуть не упала в престиже Андерсеновская премия, учрежденная в 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (ее вручают в день рождения Г. Х. Андерсена, 2 апреля, раз в два года). Ее называют «Малой Нобелевской премией» и вручают ныне здравствующим детским писателям и художникам. В прошлые годы ее получали Татьяна Маврина, Виктор Чижиков, Сергей Михалков, Агния Барто, Ирина Токмакова, Анатолий Алексин… А в 2018 году получил художник Игорь Олейников. Эта престижная награда — свидетельство того, что детская книга в нашей стране очень и очень востребована. Кстати, государство охотно поддерживает всякие детские проекты, в том числе — книгоиздательские. Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети по-прежнему считали книгу пусть не лучшим, но подарком. Ну или хотя бы не наказанием.

Ведь фраза Йеллы Лепман, известной немецкой детской писательницы: «Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья», — удивительно правильная и актуальная по сей день.

Читайте также: Кирилл Гребенщиков: Мой дед до войны работал в «Вечерке»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.