- Выключить коронавирус

Поваляйте дурака: почему современные дети не умеют играть самостоятельно и что делать родителям

Сергей Собянин рассказал, когда будут приняты новые решения по снятию ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 6 июня

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Победившие смерть: как долгожители боролись с коронавирусом и выжили

Эксперт объяснил, почему нужно переходить на кнопочные телефоны

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Диетолог назвала самый опасный суп для сердечников и гипертоников

«Сто русских с битами в Бруклине»: американцы рассказали о реакции на погромы в США

Один звонок может спасти чью-то жизнь

Штраф или воспитание: что заставит пешеходов отказаться от смартфонов

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Назван уровень летальности для нормализации ситуации с COVID-19

Поваляйте дурака: почему современные дети не умеют играть самостоятельно и что делать родителям

«Детская». Фриц фон Уде, 1889

ФОТО: Wikipedia/Общественное достояние

Малыши скучают, даже когда все взрослые дома: развлечь дошкольника — дело непростое. Психологи утверждают: у нас подрастает поколение детей, не умеющих играть самостоятельно. В чем проблема, разбиралась «Вечерка». 

Фантазия, как утверждают эксперты, одно из обязательных условий любой игры. А она-то как раз отказывает. И у родителей, забивших детскую комнату всевозможными игрушками, и у малышей, не знающих, за что схватиться: то ли управляющей машинкой в стенку потыкать, то ли разбросать «умные» кубики по полу. По наблюдениям психологов, ребенок лет трех успевает перетряхнуть и раскидать огромный ящик с игрушками всего за пару минут. А потом, так и не выбрав из изобилия что-нибудь одно, встать посреди всего этого богатства и заныть: «Ма-ам! Мне скучно!» Знакомая картина, правда? Сейчас, когда даже гулять с малышом на улице не рекомендуется из-за ситуации с коронавирусом, вопрос: «Что с детьми делать?» — встает во главу угла.

Кто в доме хозяин

Кризис детской игры, о которой еще совсем недавно робко предупреждали эксперты, в условиях самоизоляции становится серьезной проблемой. И стенаний родителей на эту тему в интернете появляется все больше и больше.

«Дочке Алине четыре годика, ходит в сад, и вроде там не было проблем, а сейчас сели дома, тут-то все и началось, — читаю на одном из порталов ну прямо крик души молодой мамы. — Хоть чем-то ее занять только мультики помогают. Иначе начинается ор, чтобы я с ней играла. Что делать?!»

Невестка моя, кстати, когда прочла этот пост, лишь тяжко вздохнула.

— Внук ваш тоже в доме всех себе подчинил, — мрачно сообщила она. — Его постоянно развлекать приходится. Пока я ему читаю, еще сидит, слушает. А сам играть не хочет. Один не сидит. Если я готовлю обед, хозяйничает рядом: все кастрюли вытащил на пол, веником пару раз помахал и опять стал ныть. Папу подключили. Что вы думаете? Они стали беситься так, что соседи начали стучать по батарее. Но Максим с папой признает только вот такую шумную возню. Залезет к нему на шею и с восторгом сообщает: «Мой папа — конь!» Разве это нормальные игры?

«Бестолковые! Ребенка занять не могут!» — самоуверенно подумала я и отправилась на помощь, благо живем мы недалеко. Чего сложного-то? Помню же, как дети мои часами собирали конструкторы всякие, самозабвенно возили по полу машинки, паровозики, озвучивали оловянных солдатиков, устраивая на подоконнике грандиозные битвы. Могли сами себя занять! Да, иногда отвлекались, просили почитать. Читала. А потом просто говорила: «Иди — поиграй…»

Трехлетний Макс тут же взял бабушку в оборот. В течение часа мы по очереди катаемся на лошадке-качалке, убираем игрушки, рисуем кораблик. Но стоит шагнуть в сторону кухни, где вкусно запахло сваренным кофе… Куда там! На меня тут же обиделись, пластмассовые детальки превращаются в руины, символизирующие крах эксперимента. Клуб страдающих родителей пополняется моей персоной, робко умоляющей внука не блажить, как иерихонская труба. Вот и я оказалась в плену у маленького тирана, жаждущего ежесекундного внимания взрослых.

Убрать лишнее

Мамам малышей сейчас ведь тоже скучно. Погулять не выйдешь, с соседками не посоветуешься. Где искать подсказку, как решить проблему? В интернете, конечно. А там уже и диагноз всем дошколятам поставили! Множество материалов, без авторской подписи и ссылок хоть на каких-нибудь специалистов угрожающе предупреждают: мол, если ваше чадо не умеет играть, причиной тому синдром рассеянного внимания, который сегодня диагностируется примерно у каждого десятого ребенка в возрасте от четырех до девяти лет.

— Большинство ученых сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор, — заламывает руки невестка, зачитывая «приговор» с монитора, и гневно смотрит на меня с сыном. — Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют проявление синдрома рассеянного внимания.

То, что проблема есть, не спорю. Но вот насчет генетики… На нее, конечно, свалить легко и просто. Но на самом деле в большинстве случаев причины совсем в другом.

Одна из них, как ни парадоксально, — заваленная игрушками комната. Вы, когда в магазин приходите за чем-то очень простым и видите кучу вариантов, сразу можете сделать выбор? Вот и у малыша попросту глаза разбегаются, и его капризы — не что иное, как крик о помощи человека, который… потерялся. Ведь, как утверждают психологи, маленькие дети не могут концентрировать внимание более чем на трех — максимум пяти предметах одновременно.

— Если в поле зрения ребенка попадает множество интересных предметов, происходит перенапряжение нервной системы, с которым малыш не может справиться, — объясняет детский психолог Светлана Татаринцева. — И приучать ребенка к самостоятельным играм стоит с разбора коробки с игрушками. Уверена: либо половина будет не подходить ему по возрасту, либо для игр в них предусмотрено участие взрослых.

Ассортимент тоже имеет значение. Согласно социологическим опросам, большинство взрослых при покупке подарка детям до пяти лет не обращают внимания на рекомендации возрастного соответствия.

— Многие предпочитают купить «на вырост», полагая, что их ребенок достаточно развит, чтобы играть в игрушки не по годам. — говорит психолог. — Но нельзя забывать о безопасности. И уж если вы дали двух-, трехлетнему ребенку конструктор, состоящий из мелких деталей, не оставляйте его наедине с ними! При этом эксперты отмечают: малыши становятся важнейшей группой потребителей. Не случайно рынок игрушек сегодня — один из самых крупных и доходных. Особенно в больших городах, где родители, чрезмерно занятые работой, часто идут на поводу детского «купи!» просто из чувства вины.

— Ни одна игрушка не сможет заменить ребенку общения с мамой и папой, — утверждает эксперт. — А чтобы ребенок научился играть в ту или иную игрушку, начал фантазировать, примерять к ней разные модели, ему нужно время. А вы уже суете ему в руки очередную коробку. Старая тут же летит в сторону, а новая в перспективе, так и не освоенная, полетит туда же.

Не будь занудой

Научить маленького ребенка играть — задача непростая. И, нравится взрослым или нет, без их участия ребенок эти навыки не приобретет.

— Наши дети получают слишком много впечатлений за день, особенно когда дома вся семья в сборе, — комментирует кандидат педагогических наук Елена Некрасова. — Каждый считает своим долгом уделить ему внимание. Наивно полагать, что, когда все разбредутся по своим делам, малыш тоже будет готов к уединению. С детьми надо играть. Как раз для того, чтобы научить их это делать. Ведь, именно играя, ребенок познает мир.

Малыш, взявший в руки погремушку, начинает ее облизывать, нюхать, то есть изучать. Став старше, он делает первые открытия: машинку, оказывается, можно катать, а в барабан — стучать. Таким образом дети осваивают функции предметов. А уже годам к трем малыши примеряют на себя различные роли: то он — врач, исцеляющий зверюшек, а девочка, которая укладывает куклу спать, представляет себя мамой. Недаром же говорят, что все мы родом из детства.

— Именно в игре дети взрослеют, — продолжает педагог. — И родители должны им в этом помочь. А вот здесь часто происходит затык. Одни часами играют в то, что выбирают сами, лишая ребенка инициативы. Другие, наоборот, самоустраняются, сажая детей смотреть мультфильмы. Здесь вообще нет игры. Внимание ребенка вы ими занимаете, а его развитие в это время стоит на месте. То, что мультфильмы в большом количестве, а уж тем более компьютерные прибамбасы — зло, это понятно. Но ими-то как раз отвлечь ребенка проще всего, чем подавляющее большинство родителей и пользуются. По статистике первые игры на гаджетах современные малыши начинают осваивать уже с двух-трех лет.

Между тем специалисты настаивают: уж лучше дать ребенку поскучать, чем занять его электронной игрой. А датский семейный психолог Еспер Юль сделал и вовсе смелое заявление: скука детям полезна! Просто потому, что она стимулирует развитие творческих способностей. Причем, как показывают исследования, куда быстрее, чем принудительное занятие развивающими играми.

— Есть разница между уроками и играми, — объясняет педагог. — Многие излишне ответственные родители начинают перегружать малышей всякими разными «развивалками». Одни хотят, чтобы дочка уже в два года все буквы знала, другие по новомодным методикам рвутся к раннему развитию во всех его проявлениях: мол, пусть и поет, и рисует, и лепит… Все это в меру хорошо, и для двух-, трехлетнего малыша подобных занятий вполне достаточно пары часов в день. Дальше дети устают, им становится скучно. Ребенок ведь играет не потому, что это полезно, а потому, что весело. Так что не надо рассчитывать, что он будет дома самостоятельно заниматься устным счетом или самозабвенно рисовать дерево, «как в детском саду». А вот поскакать на папе верхом — это радость и счастье! И если родитель может вот так впасть в детство, если хотите, — это прекрасно! Рядом с маленьким ребенком нельзя быть занудами.

Уметь включаться в игру, по мнению экспертов — одно из главных правил, которому стоит научиться. Правда, при этом шумные игры лучше организовать в первой половине дня, а заодно приготовиться, что беспорядок и шум в доме вам обеспечен. Постройте шалаш из одеял и подушек или отправьтесь на поиски сокровищ. А вдруг они на антресолях, которые вы давно мечтали разобрать?

— Сейчас для всех не очень спокойное время, — говорит семейный психолог Людмила Федотова. — И если уж говорить о детской скуке… Дорогие взрослые, посмотрите на себя со стороны: не слишком ли вы серьезны? Мы очень часто именно заигрываемся в роли авторитетных родителей. И при этом хотим, чтобы чадо не ныло и не тосковало! Расслабьтесь! Отпустите себя хоть на некоторое время и дайте себе и детям просто получить удовольствие друг от друга. Дурачась, вы разряжаете психику — и свою, и ребенка. Когда взрослые начинают шалить, как дети, то к ним приходит забытое ощущение восторга, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии, добавляет энергии и жизненных сил. А сегодня это остро необходимо всем.

Примечательно, что возглавить шалости чаще всего лучше удается молодым отцам. Все дело опять-таки в психологии: мужчины реже проявляют эмоции, нежели женщины. А в игре с детьми у них есть возможность их выплеснуть, ощутить эйфорию и тем самым компенсировать внутренний напряг.

…Тихо сбегаем с невесткой пить кофе на кухни, сдав малыша на попечение его папы. Пару минут мы, конечно, вздрагивали, слыша возню, вопли и хохот наших мальчишек. А потом привыкли. Им же не скучно, а это — самое главное.

ПРИТЧА

Один мудрец часто дарил детям из своего села хрупкие игрушки. Конечно, во время игр они часто ломались. А мудрец давал малышам в руки еще более хрупкие предметы. Но как бы они ни старались играть осторожно, игрушки снова ломались.

— Зачем ты это делаешь? — спросили мудреца родители. — Дети расстраиваются, плачут.

А мудрец ответил:

— Когда ваши дети вырастут, кто-то подарит им свое сердце. Хорошо, если с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережно.

ДОКАЗАНО

Играть с простой игрушкой сложнее, чем с электронной. Плюшевого мишку или куклу Машу нужно наделить чувствами, выдумать сюжет, событие, в котором они будут участвовать. А с какой-нибудь радиоуправляемой машинкой ничего этого делать не нужно: просто нажимаешь на кнопку, и она сама едет, жужжит, а то и разговаривает. При этом доказано: чем раньше ребенок начинает пользоваться гаджетами или электронной игрушкой, тем быстрее у него формируется зависимость. Отсюда и истерики, депрессии, возникающие у детей, у которых отняли телефон, планшет или говорящую собачку.

Читайте также: Бес вселился: как родителям не сойти с ума на самоизоляции с любимыми чадами

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

100431 +3073 (за сутки)

Выздоровели

193061 +1992 (за сутки)

Выявлено

2864 +58 (за сутки)

Умерли

Михаил Бударагин

Пушкин забыт. И что с того

Алиса Янина

Беда за Полярным кругом

Виктория Федотова

У беспорядков детское лицо

Анатолий Горняк

Зачем вы, девушки, узбеков любите?

Екатерина Рощина

Бедный, бедный Йосик

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Молитесь об усопших

Леонид Ольшанский, адвокат

Не платите за воздух

Цветочный микс и съедобная клумба

Аттестат без ЕГЭ

Умные технологии. Как электронные сервисы меняют жизнь людей

Эксперты рассуждают, нужно ли подросткам следить за питанием