Старенькая, да удаленькая! «Копейка» ВАЗ-2101 отмечает юбилей
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВ шесть лет Сашке Абрамову привалило счастье — с гаечным ключом и отверткой залезть под капот отцовских «жигулей». С тех пор мальчик «заболел» автомобилями этой марки.
Пять лет назад Александр реализовал свою давнишнюю мечту: купил ВАЗ-2101, первый народный советский автомобиль 1972 года выпуска.
— В том же году, когда машина сошла с конвейера, ее приобрел первый и единственный (до меня) владелец. Так что мне повезло! — уверяет Александр. — Представляете, за всю свою немалую жизнь она проехала всего-то 54 тысячи километров. Ездили на ней и на дачу, и на море, но сохранилась машина в своем первозданном виде, даже обивку кресел менять на «копейке» не пришлось.
К слову, прозвище «копейка» истинным ценителям первой модели «жигулей», к которым относится Абрамов, режет не только слух, но и сердце. Мало кто помнит, но появилось это обидное «копейка» вовсе не одновременно с рождением автомобиля, а в 90-е годы, когда эти машины стремительно потеряли в цене и стали распродаваться буквально за копейки. А изначально счастливые владельцы автомобиля называли его ласково «единичкой»...
Вот и первой машиной студента Абрамова тоже стал ВАЗ-2101 белого цвета. Подарил ее Саше его дядя. Тогда Александр еще не задумывался над тем, с каким уникальным «организмом» он встретился. Это сейчас он знает про эту машину все.
— Многие до сих пор уверены, что «жигули» — это копия «фиата». Это не так. Прежде чем стать «единичкой», 124-й «фиат» претерпел свыше 800 усовершенствований, — утверждает автолюбитель.
Советские инженеры добились значительных улучшений машины, вспомнив и о наших непростых дорогах, и о климате, даже некоторые особенности менталитета наших граждан учли. Салон, приборная панель, торпеда были изменены в корне. Мотор и подвеска тоже не остались прежними. Дверные ручки, решетку радиатора, фары тоже переделали.
Но самым большим достоинством машины, пожалуй, являлось то, что ее можно было починить с минимальным набором инструментов буквально в чистом поле. В советские годы активно развивался автотуризм.
— С «единичкой», я знаю, проблем практически не возникало. И конечно, люди старшего поколения помнят, что в советские годы наблюдался дефицит автомастерских, — говорит мой собеседник.
Записываться на ремонт приходилось настолько загодя, что большинство автолюбителей, уже приобретая машины, были настроены на ремонт своими силами. Отец Саши Абрамова, Евгений Александрович, смог купить свои «жигули», вернувшись с афганской войны в начале 80-х. Он тоже не особенно надеялся на сервисные службы.
— Если же говорить о технических достижениях автомобиля ВАЗ-2101 с учетом современных реалий, могу отметить способность «единички» держаться уверенно в общем потоке. 110–120 километров в час она выдерживает спокойно, — говорит Александр.
Конечно, ремнями безопасности «единички-копеечки» не обеспечены: ими отечественные автомобили не оборудовались до 1976 года. Тем не менее, как отмечает Александр, члены клуба «Лада-хистори», ценители и поклонники модельного ряда ВАЗ, уже неоднократно демонстрировали возможности «жигулей».
— На «единичке» они поучаствовали в турне по Европе. Восемь тысяч километров прошли без поломок, без ремонтов, легко, — рассказывает Александр Абрамов. — А вы не забывайте, что возраст каждой из участниц — полвека!
Но вот зачем современному автолюбителю «преданье старины глубокой», когда сегодня выбор машины ограничивается только твоими финансовыми возможностями? На этот вопрос Абрамов отвечает так:
— Знаете, я еще в отцовских «жигулях» первой модели до моря доезжал, и не один раз. И вот, представьте, ностальгия последние годы замучила. Так захотелось опять увидеть родной руль, перенестись в детство.
Сложности обслуживания и ремонта машины его не пугают: запаса деталей благодаря «приобретенному» качеству советских людей запасаться всем впрок у сограждан до сих пор сохранилось немало.
Так что, вполне возможно, кто-то из детей Александра — 5-летний Серафим или 8-летняя Саша — когда-нибудь сядет за руль отцовской вишневой «копеечки». А почему нет? Она не подведет.
СДЕЛАНО В СССР
Копейка рубль сберегла
За время производства, с 1970 по 1988 год, Волжский автозавод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101. Спросом машина пользовалась огромным как в СССР, так и за рубежом. В 1970-м машина стоила 5620 рублей. Толщина кузовного металла составляла 0,8 мм (у «Волги» и «Москвича» — 1 мм), что делало авто отлично управляемым.
Читайте также: Остановите, Никите надо выйти