Правда ли, что цены на женские товары завышены
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАДепартамент Нью-Йорка по делам потребителей провел исследование рынка и выяснил, что детские товары для девочек стоят дороже, чем для мальчиков. Аналогичная ситуация с товарами для взрослых людей. «Вечерка» разбиралась, как различаются цены на «мужское» и «женское» в столице.
Американский опыт
Специалисты из США выяснили, что розовый самокат может стоить вдвое больше, чем такой же, но голубого или серого цветов. Это касается одежды, обуви и белья: футболки, брючки и другие вещи для девочек обойдутся, как правило, дороже.
Тот же набор для мальчиков дешевле примерно на 13 процентов.
— Исследование провели американцы, — говорит «Вечерке» президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. — И его результаты могут быть актуальны именно для США. В России я чаще встречаю обратную ситуацию: за товары для мальчишек приходится заплатить больше.
Одежда для взрослых
Американские эксперты выяснили, что женское нижнее белье дороже мужского на 29 процентов, рубашки — на 15, джинсы — на 10, свитера — на 6, а носки — на 3 процента.
— Тут тенденция сохраняется. В нашей стране мужские товары могут быть дороже. Это более узкий сегмент рынка, и производителям нужно «отбивать» издержки, — сказал Игорь Березин.
Фиолетовые ручки
В 2012 году на прилавках магазинов появились необычные шариковые ручки. В описании товара было сказано: «Специально для удобства женщин». Корпус модели был выполнен в розовом и фиолетовом цветах. Эксперимент с треском провалился. Потребители не приняли продукт, а в интернет-магазинах, где продавались такие ручки, пользователи оставили сотни язвительных откликов.
— Это просто неудачный эксперимент. Маркетологи ведь не могут управлять потребителями, они лишь предлагают свои идеи, — отметил Игорь Березин.
Духи, шампуни, кремы
Специалисты утверждают: шампуни, гели для душа, средства для умывания, которые выпускают для женщин, аналогичны по составу мужским. Но стоят они почему-то по-разному.
— В последнее время мужчины стали больше ухаживать за собой. И люди, которые следят за рынком косметики, подтверждают, что товары для представителей сильной половины человечества порой дороже, чем для дам. Так что я не думаю, что понятие «розовый налог» вообще применимо к России, — заключил Игорь Березин.
Что такое «розовый налог»
«Розовый налог», или Pink Tax, — это наценка, которую вводят на женские товары, аналогичные мужским. Исследования показывают: женщины готовы платить больше. Порой они намеренно выбирают более дорогую продукцию. Объясняется это в том числе психологическими факторами. То, что преподносится как «сделанное специально для женщин», воспринимается как что-то классом выше.
Многие представительницы прекрасного пола в России, как говорят социологи, по-прежнему слишком нуждаются в оценивании мужским взглядом. Такая зависимость и заставляет их тратить намного больше на предметы гигиены, косметику и уход.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Авимский, маркетолог:
— Действительно, товары для дам иногда дороже. Но это связано с тем, что женский мир сложнее мужского. Например, стоимость нижнего белья для женщин будет выше, потому что для его изготовления требуется более дорогая ткань. Да и шить его не так просто, как классическое мужское.
Бурную реакцию отставить
Некоторых людей могут смутить гендерные маркетинговые приемы. Юрист Сталина Гуревич рассказала «Вечерке», почему они возникают и можно ли намекнуть производителю, что стоит изменить концепцию.
Обилие товаров, на которых написано «специально для женщин», — вовсе не гендерный вопрос, утверждает эксперт.
— Я не стала бы заострять внимание на принадлежности к какому-либо полу. Конечно, кроме таких очевидных примеров, как, например, одежда. Она, безусловно, бывает женская и мужская. Но, если честно, я не замечала, что базовые вещи, такие как футболки, джинсы или кроссовки, женщинам обходятся дороже, чем мужчинам, — отметила Сталина Гуревич.
Она добавила, что разница в цене может быть обусловлена лишь тем, что некоторые предметы женского гардероба более сложны в изготовлении.
— Если вы увидите две одинаковые футболки, но при этом ценник на одной из них окажется выше только потому, что она предназначена для женщин, это ущемление прав. Но если сравнивать простую мужскую футболку из хлопка с шелковой блузой со стразами и оборками, более высокая цена за женский предмет одежды вполне оправдана, — уточнила Сталина Гуревич.
Что касается других товаров, которые не требуют обязательного разделения по гендерному признаку, юрист уверена, что надпись «специально для женщин» — это просто-напросто рекламный ход.
— Такой незамысловатый способ привлечь потребителей достаточно распространен. Причем в большинстве случаев подобные товары практически не отличаются друг от друга по основным характеристикам. Например, в косметике разница обычно только в отдушках, — прокомментировала Сталина Гуревич.
В женских используются мягкие, цветочные, фруктовые ароматы, а в мужских — более резкие, морские, хвойные, древесные. Юрист подчеркнула, что люди, которые не хотят делить товары в зависимости от половой принадлежности покупателя, вряд ли смогут наказать производителя за излишнюю гендерную идентификацию.
— Дело в том, что так называемый розовый налог — это не юридический термин. На законодательном уровне такое понятие никак не закреплено, — пояснила эксперт.
Но можно намекнуть изготовителю, что подобная маркетинговая стратегия не очень хороша, обратившись в компанию. Но это не обяжет фирмы прекратить выпуск товаров отдельно для мужчин и женщин. Факт Многие производители утверждают, что у женщин более низкий pH кожи, поэтому им нужен соответствующий уход. Притом насчет кислотности кожи мужчин до сих пор нет однозначного вывода. Этот фактор больше зависит от возраста, чем от пола.
Читайте также: Некому работать: как сексуальная революция разрушила экономику