Какое наказание грозит открывшему аварийный люк самолета пассажиру рейса Москва — Анталья
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПассажир рейса Москва — Анталья авиакомпании «Россия», открывший аварийный люк самолета из-за духоты, не сможет избежать наказания за свой поступок. Ему придется заплатить крупный штраф в несколько сотен тысяч рублей. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказали эксперты.
Как писала «ВМ», на борту рейса было крайне жарко: кондиционер не работал. Из-за духоты один из пассажиров открыл боковую дверь — произошел выпуск аварийного трапа. Виновника происшествия высадили. Из-за случившегося пришлось заменить самолет, что отсрочило вылет еще на четыре часа. По версии «России», к моменту происшествия задержка не превышала 20 минут. Авиакомпания намерена взыскать с пассажира понесенные убытки.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов рассказал, что видеозапись из аэропорта, которая зафиксировала время открытия аварийного выхода, опровергает пребывание пассажиров в душном самолете в течение якобы нескольких часов.
— Видно, что самолет должен был вылететь в 02:20, а дверь открылась в 02:50. Следовательно, посадка задержалась на минуты, люди находились в самолете 10–15 минут, и в итоге дверь была открыта. Подобные действия, конечно, недопустимы, — сказал эксперт.
Он напомнил, что открывание аварийных выходов возможно только в экстренных ситуациях, когда самолет подает соответствующие сигналы. Да и действия по открыванию должны предпринимать бортпроводники, а не пассажиры.
— Пассажир в этом случае понесет наказание, выплатит все неустойки за задержку рейса авиакомпании. Они могут составлять несколько сотен тысяч рублей, — сказал Зотов.
Также он добавил, что если на борту рейса действительно были условия, которые угрожали жизни пассажиров, то путешественники могут подать к авиакомпании коллективный иск. Главное, чтобы были доказательства: фото- или видеофиксация, заявления пассажиров.
— Пассажиры могут потребовать компенсацию. Но в законе нет компенсации за неработающие кондиционеры, — рассказал эксперт.
Как отметил Зотов, у авиакомпании «Россия» проблема с кондиционированием салона уже не первая. В этом году было несколько подобных историй. Так, 26 июня пассажиры рейса Москва — Симферополь порядка пяти часов просидели в салоне самолета с неработающими кондиционерами, на улице в это время температура воздуха была выше 30 градусов. Общероссийское объединение пассажиров направило в транспортную прокуратуру обращение с просьбой разобраться в данной ситуации.
Как рассказала член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, если пассажир открыл дверь запасного выхода в самолете из-за жары, то он, конечно, нарушил правила при перелете и нанес ущерб имуществу. Поэтому, безусловно, к нему по Гражданскому кодексу и воздушному законодательству будет применена административная ответственность: ущерб возместить обяжут.
Так, авиакомпания «Россия» потребует взыскать с мужчины затраты на задержку рейса, замену воздушного судна на резервное и замену аварийного трапа на второй левой двери.
— При подаче авиакомпанией иска о возмещении ущерба пассажир вправе подать встречный иск в связи с нарушением перевозчиком своих обязанностей. Встречным иском является самостоятельное материально-правовое требование, которое ответчик предъявляет к истцу в рамках уже рассматривающегося судом гражданского дела, возбужденного по первоначальному иску, для совместного рассмотрения, — заключила Мухамедшина.