Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Ее величество Кукла: театр имени Образцова празднует юбилей

Общество
актёр Венчислав Хотяновский , он управляет куклой (персонаж - Кум Тыква).
актёр Венчислав Хотяновский , он управляет куклой (персонаж - Кум Тыква). / Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

16 сентября, в четверг, Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова отмечает 90-летие. Накануне праздничной даты корреспондент «Вечерней Москвы» побывала за кулисами и узнала, как талант, труд и вдохновение режиссеров и артистов создают магию на сцене.

На основной сцене театра, за ширмой, именуемой грядкой, репетируют спектакль «Чиполлино» из постоянного репертуара. Подняв кукол над головой, актеры двигаются с ними так, будто исполняют сложный танец. Иногда коррективы в процесс вносит режиссер, внучка основателя театра Екатерина Образцова. Ее не видно, но слышно.

— Венчислав, смотрите: когда вы выходите, есть ощущение, что поет груша. Вы прячетесь за дом, а должны уже быть видны, — говорит режиссер Венчиславу Хотяновскому, исполняющему роль Тыквы.

Еще дубль. Кум Тыква запевает трогательную песню. Любуюсь тем, как актер, невидимый зрителю, отыгрывает своего персонажа. Будто он и сам живет ролью, и вдыхает душу в того, кто порхает над «грядкой» перед залом. Отправляюсь за ширму. Зал темен и почти пуст. В первом ряду — Екатерина Образцова.

— В театре моего деда называли Хозяином, — вспоминает она. — И он действительно им был. Ему все было интересно! Никогда не видела Сергея Владимировича скучающим — он всегда был занят делом.

Помимо «Чиполлино», заслуженная артистка России работает над спектаклем «Я — Сергей Образцов». Премьера намечена на конец года.

За кулисами встречаю интересную фигуру — Слона из «Маугли». Работники театра показывают: если дернуть за ниточку — поднимется хобот.

Хочу попробовать! Подбираясь к слону, встаю на какую-то подставку. Вдруг она катится куда-то с грохотом! Спрыгиваю. Из угла на меня укоризненно смотрит Джинн.

В музее театра бережно хранят кукол-работяг, отработавших не один сезон. По выражению руководителя музея Марины Назаровой, здесь храм кукол. В музее их 247, всего в театре — около 5000. Третья по величине коллекция в Европе!

Марина Назарова показывает мне «самого старого ребенка в мире» — Тяпу, Дон Жуана с чертами лица Михаила Боярского, Конферансье Апломбова и других известных на весь мир кукол-знаменитостей. А затем ведет в свое любимое место в театре — хранилище. На стене у двери висят в ряд Волк, Лиса, Кот... И Фея Ночи, красавица в синем платье, похоже, не слишком довольная таким соседством. Этих кукол, вероятно, заберут в мастерские, где постоянно кипит работа по их созданию и ремонту. Другие экспонаты хранят в специальных шкафах — упакованными в полупрозрачный материал. К каждой прилагается описание — имя, год, название спектакля.

Ее величество Кукла: театр имени Образцова празднует юбилей Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

Марина Назарова кукол называет ласково: «деточки». Да и каждый сотрудник театра относится к ним с теплотой. У всех есть свои любимцы.

— Знаете, чем отличается театральная кукла от любой другой игрушки, авторской куклы? — спрашивает меня заведующая литературной частью театра Нина Монова. — У нее очень выразительное лицо. Часто можно наблюдать: чуть повернулась кукла, изменился ракурс — и у нее поменялась эмоция. Например, Леди Макбет начала 1930-х годов. Ее лицо асимметрично: одна его сторона властная, поворачиваясь ею к зрителю, персонаж предстает перед ним во всем блеске, как королева. А другая — трагическая, искаженная болью, злобой... Это тонкая работа художника.

В репертуаре театра и по сей день присутствуют спектакли основателя театра — их называют Золотым фондом. Помимо этого, режиссеры, актеры, а также все представители цеха театра неустанно трудятся над созданием новых постановок, экспериментируют, ищут, как Сергей Образцов в свое время.

Главный режиссер театра Борис Константинов сейчас работает над спектаклем «Белая уточка» по русской народной сказке. Также в новом сезоне он представит премьеру — постановку «Питер Пэн». Главной ее темой станет нежелание ребенка взрослеть.

Актеров кукольного театра не узнают на улицах, если они параллельно с основным занятием не снимаются в кино, не ведут известные ток-шоу...

Борис Константинов не видит в этом большой беды.

— Общаясь с моими друзьями-кукольниками, я понимаю, они не очень этого хотят, — замечает главный режиссер. — Однажды ступив в мир театра, они скрылись за ширму и делают все, чтобы видимой была кукла. Но все мы прекрасно понимаем — без актера это просто инструмент. Душу кукле как раз дает актер, человек — с его сердцем, внутренним миром, с его любовью к профессии.

Борис Константинов уверен: исторически кукольный театр всегда был чем-то гораздо большим, чем развлечение. Он может говорить о тонких философских вещах, быть способом познания мира.

Сегодня в Театре имени Образцова стартует XI Международный фестиваль театров кукол. В этом году тема «Образцовфеста» — юбилей в кругу друзей.

До 22 сентября москвичи смогут посетить спектакли кукольников со всей России и из восьми стран мира, они приглашены разделить со столичным театром его праздник.

ИСТОРИЯ

Главный центральный театр кукол открыли 16 сентября 1931 года. Возглавил его Сергей Образцов. 5 ноября 1931 года был сыгран первый спектакль театра — «Цирк на сцене».

Сначала у учреждения не было своего помещения, спектакли были выездными. В 1936 году театр разместился в здании на углу улицы Горького и Оружейного переулка. В годы Великой Отечественной войны актеры-кукольники выступали на фронте для наших солдат.

В 1970-м театр переместился в здание на Садовой-Самотечной улице. Строилось оно изначально для Оперно-драматического театра имени Станиславского. Для нужд Главного центрального театра кукол его перестроили по идеям Образцова.

Звание академического театр получил 14 сентября 1981 года. А имя Сергея Образцова ему присвоили в 1992 году, после смерти великого режиссера. В 2006 году рядом с театром установили памятник его основателю.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.