Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Мы стараемся помочь людям снова научиться улыбаться

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Мы стараемся помочь людям снова научиться улыбаться
Директор музея «Арт-Донбасс» Екатерина Калиниченко показывает работу одного из призеров конкурса детского рисунка по произведениям Корнея Чуковского / Фото: Кирилл Васильев / Вечерняя Москва

Музей «Арт-Донбасс» с начала спецоперации не закрылся ни на день. Спецкор «Вечерней Москвы» посетил оплот непокоренного искусства и побеседовал с его директором Екатериной Калиниченко.

Изображения раненых, разрушенных домов, лиц, отражающих изломанные судьбы, — этого ждешь от музея осажденного города и готовишься держать нервы в узде, переступая его порог. И не находишь. Ни одной батальной сцены, ни пятна камуфляжа — лишь фото горных пейзажей. Спокойствием веет и от директора музея Екатерины Калиниченко.

— Екатерина Николаевна, на музее как-то отразилась спецоперация, военные действия? Старался, но не нашел в экспозиции ни намека на хаос «за бортом». Полное спокойствие.

— Мы открыли эту фотовыставку 18 февраля. В этот день объявили массовую эвакуацию. Музей работал без посетителей все это время. У нас готово много выставок, но их почти некому показывать. Наши художники, конечно, не могли не заметить войны. Все по-разному относятся к происходящему. У кого-то это отношение выходит наружу, у других глубоко в душе сидит.

Вы не первый, кто приезжает и хочет увидеть отражение войны в творчестве. Но никто ни разу не спросил: хочет ли художник это через себя пропускать? Жить и писать в таких условиях очень сложно.

— Но вы ведь работаете...

— Да, мы не останавливаемся. И мы, и авторы. У нас представлены работы Союза фотохудожников. Его председатель сейчас воюет. Но все равно звонит, спрашивает: как наши выставки? Переживает, справимся ли мы с объемом работы. У нас же выставки запланированы не только в республике, но и в России. Заключено более 20 соглашений с музеями.

В Санкт-Петербурге — со Всероссийским музеем Пушкина, Российским этнографическим музеем, Музеем-институтом Рерихов. Работаем с Оренбургским музеем изобразительных искусств, Ульяновским музеем Гончарова.

Вернулись уже из Брянской области, заключили соглашение с литературным Музеем Тютчева в Овстуге, Музеем дятьковского хрусталя. Проще спросить, где мы не были. Мы очень активно работаем.

Все эти восемь лет наша задача была показать, что мы не сидим и не ждем, пока нам принесут что-то готовое, скажут: «Вот вам каравай». Мы ездили на фестивали, форумы, общались и обменивались информацией, чтобы не замкнуться в себе, это очень важно. Работаем для людей, которые восемь лет в этом живут, чтобы они приходили и испытывали положительные эмоции… Они не улыбаются, в этом наша беда.

— Совсем не улыбаются?

— Радоваться, к сожалению, пока нечему. То, что вы не можете это принять на веру, улыбаетесь сами, — это очень хорошо. Я очень редко улыбаюсь сейчас, потому что у меня родители на неосвобожденной территории, живут в подвале. Как радоваться мне? И это коснулось всех. Поэтому, когда к нам приходят посетители, они хотят видеть не боль и разруху, а красоту.

— Но ведь совсем от войны не уйти...

— Да, и она тоже была. Была выставка Ирины Лашкевич «Посмотри в глаза Донбассу», с детьми из Горловки, Енакиева, отовсюду. Герои — детвора от двух–трех лет, черно-белые снимки. А смотришь в их глаза — это лица стариков! Выставка у нас была еще в 2018 году, сейчас ее везде показывают, а тогда она и не нужна была никому. Но люди приходили сюда и рыдали.

В Музее Великой Отечественной войны есть раздел, посвященный становлению республики. Среди его экспонатов — обломки «Градов», «Ураганов». Того, чем по нам стреляют. У меня в кабинете лежат железяки от снарядов, которые попали в здание. У многих художников дети поуходили на фронт — их тоже пишут. Все это — боль. Поэтому мы стараемся искать красоту в первую очередь.

— Где ее находите? Что чаще всего пишут, что привлекает художников?

— Город, природа, изменения. У нас ведь появились новые достопримечательности.

— Есть у художников Донбасса свой стиль?

— На конкурсах детского рисунка он очень заметен. Я, когда оцениваю работы, не смотрю, кто автор. Возраст — да, но откуда этот ребенок, я заранее не знаю. И вот выбираю какие-то работы, потом смотрю авторов — а это рисунок из Донецка, из Енакиева и так далее. У нас особая школа будто, с более прописанными деталями, эмоциями, яркой раскраской. Не знаю, чем это точно объяснить. Наверное, когда находишься дома и не выходишь очень долго, начинаешь обращать внимание на каждую точку. Ценишь каждый лучик солнца, сидя в подвале, подолгу рассматриваешь, как кто-то засыпает. И потому работы очень яркие, очень красочные. Я бы даже сказала, солнечные.

— А что детей вообще интересует, что они пишут? Сказочные сюжеты или что-то еще?

— Да, сказки рисуют, мы проводим даже конкурсы — к 140-летию Чуковского, например. Но не только сказки. Мы с 2016 года настроились, что дети наши должны читать классику, слушать музыку, развиваться по всем направлениям. Наша задача — не просто чтобы ребенок нашел книжку какую-то и срисовал иллюстрацию. Мы стараемся еще проверить на плагиат. Мы ведь тоже выросли все на этих сказках-мультиках. Нам интересно, какой дети видят образ.

Не один раз так было, что мы на награждении спрашиваем: ты про героя своего читал? Читал. А что? И ребенок пересказывает, учится говорить и объяснять, что его заинтересовало, что он раскрыл. Рисовали собачку по Тургеневу — ну это без слез смотреть нельзя! Муму — это просто потрясающе! Целую серию можно делать и по чеховской Каштанке. Дети очень трепетно относятся и к своим животным, и к книге вообще. Читают, специально готовят выступления. Для них очень важно раскрытие их творчества.

— Для детей с освобожденных территорий будете что-то проводить?

— Конечно. В последние пять лет с нами сотрудничала только одна студия из села Павловка Волновахского района. Преподаватель на свой страх и риск привозил работы детей, когда можно было. Потом принимали работы в электронном виде. Искали возможность передать дипломы. Хотя это риск — диплом ведь с печатью, на ней герб Донецкой Народной Республики. А для детей это важно было. Все наладится. Будем проводить мероприятия на всех освобожденных территориях. Там очень много школ, талантливые ученики и педагоги.

ДОСЬЕ

Екатерина Николаевна Калиниченко — член Ассоциации искусствоведов России, с октября 2014 года — директор художественного музея «Арт-Донбасс». Награждена медалью «М. В. Ломоносов. За заслуги», нагрудным «Знаком Почета» III степени. Активно продвигает творческую молодежь Донбасса, участвует в международных и всероссийских научно-практических конференциях. Автор и куратор творческих проектов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.