Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Фабрика фейков: как блогеров используют в информационных войнах

Общество
Фабрика фейков: как блогеров используют в информационных войнах
Фото: depositphotos

Черный список блогеров, действующих против интересов России, может появиться в ближайшее время. Как же используют блогеров в информационных войнах?

В общем смысле блогер — это любой, кто делится в интернете уникальной информацией: текстами, фото, видео. Но ведь все то же самое делаем и мы, обычные пользователи соцсетей: переписываемся со знакомыми и друзьями, с той или иной регулярностью делаем записи на своей страничке, выкладываем фотки и ролики. Так чем же мы отличаемся от тех, кого именуют блогерами?

— Блогер — это автор уникального контента, который отражает позицию и компетенции автора, как профессиональные, так и человеческие. Блогеров также называют лидерами общественного мнения, или инфлюэнсерами, от английского influence — «влияние». Инфлюэнсерам доверяет большое количество людей. Отличие блогера от обычного человека, который завел себе страничку в социальной сети, в том, что пользователь выставляет свои фотографии, высказывает мысли на разные темы, которые его взволновали. У блогера четко выраженная специфика, определенная тема своей страницы, — такое определение дает президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек.

По ее словам, качественный контент (от английского content — «содержание») невозможно создавать без хорошего знания темы: и если автор профессионал в своей области, то и его блог становится своего рода образовательной платформой, на которой подписчики могут найти полезную информацию по конкретной теме.

Но это в идеале. На деле блогер от обычного пользователя отличается аудиторией, а точнее, количеством подписчиков — это и есть наиглавнейший показатель. Если на вашу страничку подписано меньше, скажем, 1000 человек (цифра условная, но тем не менее), вряд ли вас можно причислить к блогерам. Если больше, то поздравляем, вы — блогер. Причем не важно, что именно публикует человек — кулинарные рецепты, способы выращивания кактусов или высказывается относительно политической и экономической ситуации в стране и мире.

При этом блогинг отнюдь не равен журналистике. В чем же разница?

— Журналист — это профессия. Он подчиняется редакции, формату своего издания, у каждого издания своя направленность, он связан цензурой, а блогеры не связаны ничем, — поясняет Ольга Берек. — Журналист обязан проверять информацию и указывать источник. Инфлюэнсер не обязан. Это люди, которые высказывают свое мнение в рамках своей собственной жизни, они ничем не связаны и никому не должны. Лидеры мнений могут работать на основной работе и параллельно вести блог, могут заниматься только блогингом. Им доверяют больше, потому что их никто не контролирует и подписчики и аудитория воспринимают их как равных, как «одного из нас». Инфлюэнсер — это человек, который живет такой же жизнью, как все, сталкивается с теми же проблемами, но когда блогер освещает ту или иную точку зрения, его считают независимым, так как в блогосфере не существует никаких регулирующих органов, кроме правил той сети, в которой находится блог. Здесь имеются и минусы, ведь есть авторы, которые набрали свой капитал на непроверенной информации и скандалах.

Фабрика фейков: как блогеров используют в информационных войнах Фото: Unsplash

Однако в условиях информационной войны, которую западные и прозападные СМИ целенаправленно ведут против России, блогеры с их многими тысячами (а то и миллионами) читателей и зрителей становятся важным ресурсом.

— Информационная война — это максимальное проникновение в массы определенной информации. Блогеры имеют огромную силу и влияние на ту аудиторию, с которой они взаимодействуют постоянно, общаются с теми, кто на них подписан, — говорит Берек. — Блогеры — это люди из народа, которым доверяют миллионы, поэтому на них и обрушилась самая первая и жестокая волна в момент начала спецоперации со стороны недружественных стран и других блогеров, имеющих противоположную точку зрения. На российских блогеров посыпались угрозы и требования вывести людей на демонстрации против спецоперации. Большинство российских блогеров отказались от этого. Тогда они столкнулись с угрозами удаления аккаунтов. На тех, кто поддерживал Россию в своих аккаунтах, посыпались жалобы. Мы долго доказывали, что мы не нарушали никаких правил в социальной сети, и говорили, что мы всегда будем за свою страну, мы русские люди и никогда не будем против своей Родины, против своей земли.

Самым напряженным моментом стало начало спецоперации на Украине. 40 процентов пользователей перестали вести аккаунты в заблокированной соцсети и закрыли их.

— Когда началась спецоперация, я на следующий день создала штаб блогеров, чтобы понимать, как нам действовать в текущей ситуации. Начались серьезные кибератаки со стороны недружественных пользователей, которые жестоко отнеслись к лидерам мнений. Наша команда помогала людям в те моменты, когда они получали негатив и блокировку аккаунтов российских инфлюэнсеров, которые выступили в поддержку собственной страны. Агрессивно настроенные пользователи жаловались в сообщества, в которых было более миллиона человек, и начинали травлю, и, конечно, в такой ситуации не смог устоять ни один аккаунт, — рассказывает Ольга Берек.

Цифровой мир нуждается во внутренних регуляторах. Так была создана Ассоциация блогеров и агентств, которая ввела новую систему неюридического воздействия на недобросовестных авторов и рекламодателей. Наличие в черном списке будет означать потерю большого числа потенциальных клиентов.

В стоп-листы попадут и рекламодатели, которые нарушают права авторов цифрового контента. Национальная ассоциация блогеров и Общественная коллегия по жалобам на прессу подписали соглашение о взаимодействии в области развития этического саморегулирования в блогерской среде. Любой пользователь или блогер может подать жалобу на блогера и получить экспертную оценку его контента. А блогер может подать жалобу на блокировку своего аккаунта и получить оценку правомерности этого решения.

— У блогеров и их аудитории появился еще один защитник. Как президент ассоциации я радуюсь такой возможности, мы шли к ней несколько лет, — отмечает Ольга Берек. — Сейчас 60 процентов интернет-пользователей в России считают, что блогеры потеряли независимость и находятся под воздействием рекламодателей или государства.

Фабрика фейков: как блогеров используют в информационных войнах Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

По словам президента Ассоциации блогеров и агентств Татьяны Ивановой, механизм занесения блогера в черный список работает по системе желтых и красных карточек, которая принята в футболе.

— Если агентство доказывает, что блогер некорректно себя повел, то он получает сначала одно предупреждение в виде желтой карточки, потом — еще одну и еще одну. Наличие трех желтых карточек означает, что автор контента получает красную карточку, и члены ассоциации перестают с этим человеком работать, — поясняет она.

Как отмечает Ольга Берек, когда в независимый контент верит лишь треть аудитории, это подрывает кредит доверия к блогерам.

— Пора вынести вопрос этичности контента в публичную сферу. 80 процентов считают, что и обычные пользователи позволяют себе слишком много. 3 процента россиян думают, что отвечать за свои слова в сети должны только блогеры с большой аудиторией и никто больше, — говорит она.

В августе выйдет «Этико-правовое пособие для блогеров». Чтобы помочь ориентироваться в законодательстве, ограничивающем контент, в правилах публикации рекламы, в эмоциональной окраске текстов.

— Недостоверную и непроверенную информацию часто используют недобросовестные блогеры для привлечения внимания к своей персоне, чтобы получить быструю популярность, хайп. Мы боремся против таких вещей и объясняем, что к своей аудитории нужно относиться с уважением, — говорит Ольга Берек, бизнес-блогер и президент Национальной ассоциации блогеров.

Проблема распространения в соцсетях непроверенной, недобросовестной и откровенно лживой информации стоит сегодня особенно остро. В июле аналитики информационного портала lapsha.media опубликовали результаты своего исследования, согласно которому 40 процентов фейков в медиа пространстве посвящены специальной военной операции Вооруженных сил РФ на Украине. Вторую и третью строчку в рейтинге фейков занимают внутренняя политика и уровень благосостояния граждан. Больше всего недостоверной информации зафиксировали в «Одноклассниках» — 21,7 процента, «ВКонтакте» — 21,3 процента и «Телеграме» — 15,7 процента.

Наказание за патриотизм

Екатерина Максимова, член Национальной ассоциации блогеров, пострадала из-за своей гражданской позиции. Катя, у которой было более миллиона подписчиков, выступила в социальной сети «Инстаграм»* в поддержку специальной военной операции, которую Россия проводит на Донбассе и Украине. К слову, очень мало кто из российских «многотысячников» и «миллионщиков» рискнул открыто поддержать свою страну. Кто-то вообще начал поливать Россию и ее народ помоями, а большинство предпочли стыдливо отмолчаться.

— Катя, каково это — быть белой вороной?

— 27 февраля я сняла ролик о наболевшем и выложила его в социальную сеть «Инстаграм»*. В нем я высказалась в поддержку нашего народа. Я продолжала выкладывать патриотические ролики, ссылаясь на историю России, аккуратно, чтобы никого не обидеть, потому что у меня было 12 процентов подписчиков с Украины.

— И какова была реакция?

— Я написала четыре стихотворения, и они разлетелись по всему миру, но потом мне пришлось их удалить из «Инстаграма»*, потому что меня подвергли сильнейшей травле. Мои видео стали размещать украинские артисты Потап, Монатик — с призывом меня блокировать. Одно видео разместил политик Алексей Гончаренко и в своем «Телеграм» канале написал: как жаль, что мы не придумали биологическое оружие против таких.

Особенно украинских блогеров раздражало стихотворение, где я говорю, что мы были братьями, а ведь я с детства выросла на постулате, что украинцы — это братский народ. Украинские власти взяли этот ролик и сделали закадровый текст с самыми отборными ругательствами. После этого мой аккаунт заблокировали.

— А поддержка хоть какая-то была?

— Да, я получила много хороших отзывов о своем творчестве. Среди них был и такой: «Катя, у меня было другое мнение о спецоперации, но вы так все разложили по полочкам, что мир перевернулся, я теперь поддерживаю и президента, и политику России». Запомнила я и такое сообщение с Украины: «Я вам говорю спасибо... Мы поддерживаем ваши слова, нам нельзя пикнуть, мы очень боимся...»

*Соцсеть «Инстаграм» принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ компании Meta, соцсеть тоже заблокирована в РФ.

СПРАВКА

Национальная ассоциация блогеров (НАБ) была создана в 2019 году. Члены НАБ присутствуют в семи социальных сетях, а общая численность их аудитории достигает на сегодня 478 миллионов человек. Ассоциация проводит профильные конференции, чтобы определить, что это за профессия — «блогер», какой контент этичен, а какой не этичен, как правильно создать материал для своей страницы, чтобы избежать дезинформации и создания фейковых новостей.

ЦИФРА

40% фейков в русскоязычном сегменте интернета касается специальной военной операции на Украине.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.