Главное
Карта событий
Смотреть карту

Где российские авиакомпании берут запчасти для самолетов в условиях санкций

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Технологии
Где российские авиакомпании берут запчасти для самолетов в условиях санкций
Фото: Виктор Хабаров / Вечерняя Москва

Санкции лишили российские авиакомпании возможности легально покупать запчасти для самолетов Boeing и Airbus. Между тем лайнеры этих производителей все еще составляют основу гражданского авиапарка России. Как отечественные перевозчики будут ремонтировать самолеты — в материале «Вечерней Москвы».

Что случилось

Весной западные страны ввели запрет на поставку запчастей и обслуживание самолетов, находящихся в пользовании российских авиакомпаний. Из-за этого отечественная гражданская авиация, флот которой почти на 70 процентов состоит из импортных Boeing и Airbus, оказалась в сложном положении.

В ответ на санкции российские власти легализовали в стране параллельный импорт — ввоз в страну оригинальных товаров без согласия правообладателя. Мера позволила российским компаниям выстраивать цепочки поставок необходимых деталей без участия производителей.

Где покупать запчасти

Очевидный ответ — у компаний из дружественных государств. Прежде всего Китая, Индии и Турции. Однако, как выяснилось, из-за страха попасть под вторичные санкции контрагенты из этих стран не спешат помогать российской авиации.

Так, Поднебесная еще в марте отказала авиакомпаниям из России в поставках комплектующих для самолетов. Тогда же в Росавиации сообщили, что каждая компания будет сама договариваться о закупках.

В течение четырех месяцев не было почти никаких сведений о схемах поставок запчастей в страну. И только в конце июля Россия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в сфере авиации. Согласно нему, Исламская Республика будет экспортировать в Россию детали и оборудование для самолетов, а также предоставит российским воздушным судам услуги своих ремонтных центров.

Откуда Иран берет детали

Иран сам находится под западными санкциями уже почти 50 лет. В 1980–90-е годы в стране были проблемы с безопасностью полетов. Но иранцы нашли выход и сумели сохранить свою авиацию. Как им это удалось?

— Во-первых, они достаточно грамотно прописали норматив, который обеспечил им возможность внутреннего контроля, — отвечает «ВМ» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. — Во-вторых, они наладили поставки деталей для самолетов из третьих стран. Кстати, Россия в свое время им в этом помогала. И сейчас у Ирана есть отлаженная система взаимодействия с поставщиками. Соответственно, есть готовые наработанные каналы. Теперь Иран за счет тех каналов, которые у него есть, может помочь России.

В настоящее время Иран покупает запчасти для самолетов Boeing и Airbus в обход санкций. Как отмечает Борисов, речь идет об оригинальных деталях, документы на которые «появляются уже в Иране».

Поставка неоригинальных деталей

На данный момент в России запрещено устанавливать неоригинальные детали на самолеты. Однако в конце октября Минтранс предложил снять запрет.

Ведомство уже подготовило законопроект, который разрешит устанавливать на лайнеры «неродные» запчасти, имеющие американские и европейские разрешения.

— Проектом постановления предлагается допустить установку вышеуказанной категории компонентов, изготовленных по процедурам стран, являющихся ведущими в мировом авиационном сообществе в этом виде деятельности, — говорится в документе.

Подкасты
Эксклюзивы